Дело № 66а-1018/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 14 октября 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А.,
судей Пластинина И.В., Шадриной Е.В.,
при секретаре Швец К.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-105/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВорониноИнвест» о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 г. № 1287 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Бухарестской ул., Южным шоссе, Софийской ул., ул. Димитрова во Фрунзенском районе» по апелляционной жалобе Правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 июня 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В., объяснения представителя Правительства Санкт-Петербурга Долгушевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Горбачёвой Л.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Ерохова Л.И., который просил об отмене решения суда, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
23 сентября 2010 г. Правительством Санкт-Петербурга издано постановление № 1287 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Бухарестской ул., Южным шоссе, Софийской ул., ул. Димитрова во Фрунзенском районе» (далее – Постановление), которое 25 октября 2010 г. официально опубликовано в издании «Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга», № 41, и вступило в силу на следующий день после его официального опубликования.
Пунктом 1 Постановления утверждён проект планировки указанной территории в составе чертежа планировки территории (красные линии, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур) согласно приложению № 1; чертежа планировки территории (линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства) согласно приложению № 2; положения о размещении объектов капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития этой территории согласно приложению № 3.
Пунктом 2 Постановления утверждён проект межевания данной территории в составе чертежа межевания территории (красные линии, границы зон с особыми условиями использования территорий) согласно приложению № 4; чертежа межевания территории (границы застроенных земельных участков; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления фактическим и юридическим лицам для строительства) согласно приложению № 5.
Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ВорониноИнвест», будучи собственником объектов недвижимости, находящихся на земельных участках с кадастровым номером 78:13:0007420:1034, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 59, уч. 1, и с кадастровым номером 78:13:0007420:1035, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 59, уч. 2, которыми оно владеет и пользуется на основании договоров аренды сроком действия до 21 февраля 2060 г., обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просило признать оспариваемое Постановление не действующим с момента вступления его в силу в части указанных земельных участков.
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемое Постановление противоречит статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вопреки требованиям которой в нём не отражены названные земельные участки как застроенные, в результате чего земельные участки находятся в границах формируемых земельных участков 8 и 10 для предоставления физическим и юридическим лицам для размещения объектов капитального строительства, в частности формируемый земельный участок 8 предназначен для размещения объекта начального и среднего общего образования, встроенной трансформаторной подстанции, а формируемый земельный участок 10 – для размещения объекта бытового обслуживания со встроенными помещениями, встроенной трансформаторной подстанцией.
Также административный истец ссылался на то, что оспариваемым правовым регулированием нарушаются его права, свободы и законные интересы, поскольку создаются препятствия к реализации права преимущественного выкупа земельных участков, самостоятельному использованию объектов недвижимости, извлечению экономической ценности от использования активов на праве собственности.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 30 июня 2020 г. административные исковые требования удовлетворены, Постановление признано не действующим с момента вступления его в силу в части земельных участков с кадастровыми номерами 78:13:0007420:1034 и 78:13:0007420:1035.
В апелляционной жалобе Правительство Санкт-Петербурга просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Податель жалобы считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права, что привело к неверному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Заинтересованным лицом Комитетом по строительству Санкт-Петербурга также поданы возражения относительно апелляционной жалобы, в которых содержится просьба об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в административном иске.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что Постановление принято в пределах предоставленных Правительству Санкт-Петербурга полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории (часть 4). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде от дельного документа (часть 6).
Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертёж или чертежи планировки территории, на которых в том числе отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очерёдности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения (часть 3). Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершённого строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (часть 4).
В силу частей 2, 3, 4, 5, 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории разрабатывается в том числе в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории в том числе включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования. На чертежах межевания территории в том числе отображаются границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры.
Согласно пункту 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которой названы основные используемые в этом кодексе понятия, элемент планировочной структуры – часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).
Из материалов дела следует, что ООО «ВорониноИнвест» на основании договора купли-продажи от 5 сентября 2008 г., заключённого с ОАО «Императорский фарфоровый завод», а также дополнительных соглашений к данному договору от 2 августа 2010 г., 24 июля 2013 г., является собственником:
здания проходной с кадастровым номером 78:13:7420:1034:221, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 61, корп. 1, лит. Б (право собственности зарегистрировано 22 февраля 2011 г.);
здания склада стружки с кадастровым номером 78:13:7420:1034:222, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 61, корп. 1, лит. А (право собственности зарегистрировано 22 февраля 2010 г.)
здания административного с кадастровым номером 78:13:7420:1035:223, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 61, корп. 2, лит. А (право собственности зарегистрировано 22 февраля 2011 г.);
здания склада сыпучих материалов с бетонной площадкой ОС-001152 с кадастровым номером 78:13:0007420:6057, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 61, корп. 1, лит. В (право собственности зарегистрировано 14 августа 2013 г.).
здания склада для сырья ОС-001157 с кадастровым номером 78:13:0007420:6058, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 61, корп. 1, лит. Д (право собственности зарегистрировано 14 августа 2013 г.);
здания склада ангар ОС-001165 с кадастровым номером 78:13:0007420:6059, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 61, корп. 2, лит. Б (право собственности зарегистрировано 14 августа 2013 г.);
здания склада для огнеупоров ОС-001148 с кадастровым номером 78:13:0007420:6060, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 61, корп. 2, лит. В (право собственности зарегистрировано 14 августа 2013 г.);
На земельном участке с кадастровым номером 78:13:0007420:1034 находятся здания с кадастровыми номерами 78:13:7420:1034:221, 78:13:7420:1034:222, 78:13:0007420:6057, 78:13:0007420:6058, остальные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 78:13:0007420:1035.
Указанные объекты недвижимости принадлежали на праве собственности ОАО «Императорский фарфоровый завод», переход права собственности к которому осуществлён в процессе приватизации арендного предприятия «Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова» на основании плана приватизации от 22 июня 1993 г.
По договору аренды земельного участка от 14 августа 2009 г. № 21-ЗК00143, заключённого между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодателем) и ОАО «Императорский фарфоровый завод» (арендатором), арендатору на срок по 29 июля 2012 г. предоставлены в аренду земельные участки 78:13:0007420:1034 и 78:13:0007420:1035 для использования под склад сырьевых материалов (пункты 1.1, 1.2, 3.1 договора)
1 октября 2013 г. Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодателем) заключён договор аренды № 21-ЗДО4015 указанных земельных участков с ООО «ВорониноИнвест» (арендатором) для использования под складскую деятельность (код функционального использования 3.2) сроком 21 февраля 2060 г. (пункты 1.1, 3.1 договора).
Решение о подготовке проекта планировки и межевания территории, ограниченной Бухарестской ул., Южным шоссе, Софийской ул., ул. Димитрова во Фрунзенском районе, принято распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 14 декабря 2007 г. № 4074, срок установлен до 22 августа 2010 г.
Публичные слушания по документации по планировке территории состоялись в период с 21 мая 2010 г. по 28 июня 2010 г. Обсуждение по документации по планировке территории было проведено 24 июня 2010 г.
В период подготовки проекта планировки и межевания и принятия оспариваемого Постановления действовало постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 мая 2006 г. № 596 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий» (утратило силу 21 мая 2015 г.).
В соответствии с названным Положением уполномоченный исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга на основании распоряжения о подготовке документации по планировке территории формирует исходные данные на основании в том числе сведений, предоставляемых Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга и Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга об учёте объектов недвижимости на территории и о фактическом использовании земельных участков в отношении объектов недвижимости, не прошедших кадастровый учёт; данные об имущественно-правовом статусе территории и расположенных на ней объектах недвижимости (пункт 2.5).
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 78:13:7420:1034:221, 78:13:7420:1034:222 и 78:13:7420:1034:223 поставлены на государственный кадастровый учёт 26 мая 2010 г.
30 июля 2010 г. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга данные объекты недвижимости сняты с государственного кадастрового учёта, кадастровые номера аннулированы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 1 июня 2012 г. по делу № А56-9845/2012 по заявлению ООО «ВорониноИнвест» действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30 июля 2010 г. по снятию с государственного кадастрового учёта и аннулированию кадастровых номеров объектов недвижимости с кадастровыми номерами 78:13:7420:1034:221, 78:13:7420:1034:222 и 78:13:7420:1034:223 признаны незаконными. На названный Комитет возложена обязанность осуществить необходимые действия для восстановления в кадастровом учёте указанных нежилых помещений, ранее учтённых в реестре объектов недвижимости.
Из кадастровых паспортов объектов недвижимости следует, что здание с кадастровым номером 78:13:7420:1034:221 построено в 1975 г.; здание с кадастровым номером 78:13:7420:1034:222 – в 1960 г.; здание с кадастровым номером 78:13:7420:1034:223 – в 1977 г.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости:
зданию склада сыпучих материалов с бетонной площадкой ОС-001152 кадастровый номер 78:13:0007420:6057 присвоен 22 апреля 2013 г. Датой ввода здания в эксплуатацию является 1960 г.;
зданию склада для сырья ОС-001157 кадастровый номер 78:13:0007420:6058 присвоен 22 апреля 2013 г. Датой ввода здания в эксплуатацию является 1960 г.;
зданию склада ангар ОС-001165 кадастровый номер 78:13:0007420:6059 присвоен 22 апреля 2013 г. Датой ввода здания в эксплуатацию является 1982 г.;
зданию склада для огнеупоров ОС-001148 кадастровый номер 78:13:0007420:6060 присвоен 22 апреля 2013 г. Датой ввода здания в эксплуатацию является 1954 г.
Таким образом, очевидно, что территория земельных участков с кадастровыми номерами 78:13:0007420:1034 и 78:13:0007420:1035 была застроена указанными объектами недвижимости задолго до принятия решения о подготовке документации по планировке территории, ограниченной Бухарестской ул., Южным шоссе, Софийской ул., ул. Димитрова во Фрунзенском районе, и принятия Постановления, а потому при разработке документации по планировке территории, земельные участки с кадастровыми номерами 78:13:0007420:1034 и 78:13:0007420:1035 должны были быть учтены как застроенные названными объектами недвижимости.
Установив, что чертежи проектов планировки и межевания территории не отображают земельные участки с кадастровыми номерами 78:13:0007420:1034 и 78:13:0007420:1035 как застроенные объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности административному истцу, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование вступило в противоречие с градостроительным законодательством, имеющим большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы являлись правовой позицией административного ответчика в суде первой инстанции, которая проверена и получила надлежащую правовую оценку в решении суда, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда об удовлетворении административных исковых требований является законным и обоснованным.
Предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи