Дело 2а-562/2019 66RS0003-01-2018-009083-76
Мотивированное решение изготовлено 28.01.2019.
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации22 января 2019 года г. Екатеринбург
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Мурашовой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Макаровой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Арсеньеву Юрию Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным административным иском. В обоснование указал, что прокуратурой Кировского района г. Екатеринбурга проведена проверка в части соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения. По информации ГАУЗ СО «<***>» у гражданина Арсеньева Ю.М. имеются противопоказания к управлению транспортными средствами. В ходе проверки установлено, что Арсеньев Ю.М., *** года рождения, при наличии медицинского противопоказания к управлению автотранспортными средствами, имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии и номера *** категории <***>, выданного ***, со сроком действия до ***. Согласно сведениям ГАУЗ СО «***» Арсеньев Ю.М. взят под диспансерное наблюдение медицинским учреждением после перенесенного в *** *** года <***> с диагнозом: «<***>. После лечения диспансер не посещает для подтверждения ремиссии, от наблюдения уклоняется. В связи с чем на текущее время факт наличия (отсутствия) ремиссии, а также длительность ремиссии (при наличии) установить не представляется возможным. Наличие <***> и отсутствие у пациента Арсеньева Ю.М. стойкой подтвержденной ремиссии является противопоказанием к управлению автотранспортным средством, так как создает реальную угрозу безопасности дорожного движения. Просит суд прекратить действие права Арсеньева Ю.М., *** года рождения, на управление транспортными средствами в связи с наличием у него диагноза «<***>», которое препятствует безопасному управлению транспортным средством.
Прокурор Романова Л.В. в судебном заседании доводы и требования административного искового заявления в полном объеме поддержала, настаивала на удовлетворении.
Административный ответчик Арсеньев Ю.М. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Он был в <***>, ему предложили походить понаблюдаться, так как выдать документ о наступлении ремиссии без этого они не могут. <***> дал заключение, что никаких отклонений нет.
Представители заинтересованных лиц Управления ГИБДД ГУ МВД по Свердловской области, ГАУЗ СО «<***>», ОГИБДД МВД России по г. Екатеринбургу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представили.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьями 1, 3, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управления транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 23.1 названного Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** года N *** утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в силу пункта 7 раздела II которого к числу таких противопоказаний относятся <***>, код заболевания по Международной статистической классификации болезней: <***>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N *** "<***>" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно таблице 2 указанного Перечня медицинским противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами категорий "B", "C" является заболевание <***>. Там же отмечено, что допуск к управлению транспортными средствами допускается при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально.
В соответствии с Приказом Минздрава России от *** N *** "<***>" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с <***>" диспансерное наблюдение за состоянием здоровья пациентов, в том числе в целях лечения, подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляют врачи-<***> в ходе проводимых осмотров пациентов: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "<***>" (пункты 2, 4, 7, 12 Приложения N 2).
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих <***>, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность снятия больного с диспансерного наблюдения, в том числе досрочно, при условии установления у него врачебной комиссией стойкой ремиссии.
Материалами дела подтверждается, что административным ответчиком Арсеньевым Ю.М. *** получено водительское удостоверение *** на право управления транспортным средством сроком действия до *** (л.д.6).
Согласно информации, предоставленной ГАУЗ Свердловской области «<***>» 28.12.2018 на судебный запрос, Арсеньев Ю.М. взят под диспансерное наблюдение ГАУЗ СО «<***>» после перенесенного в *** года <***>. В дальнейшем Арсеньев Ю.М. диспансер не посещал, от наблюдения уклонялся. Сведений о Арсеньеве Ю.М. не имеют с *** года. В связи с чем факт наличия (отсутствия) ремиссии, а также длительность ремиссии (при наличии) установить не представляется возможным. В феврале *** года снят с диспансерного учета по отсутствию сведений. Наличие <***> и отсутствие у пациента Арсеньева Ю.М. стойкой подтвержденной ремиссии более 3-х лет является противопоказанием к управлению транспортным средством (л.д. 10).
Каких-либо доказательств, опровергающих поставленный диагноз либо свидетельствующих о наличии у административного ответчика стойкой ремиссии, устраняющей установленные законом ограничения к управлению транспортным средством, Арсеньевым Ю.М. не представлено. Ходатайств о назначении судебно-медицинской экспертизы им не заявлено. Из представленной суду справки ГАУЗ Свердловской области «<***>» от *** следует, что для подтверждения у Арсеньева Ю.М. ремиссии необходимо диспансерное наблюдение, на которое он дал согласие. Как пояснил административный истец в судебном заседании наблюдение он проходит.
Поскольку действующим законодательством в области безопасности дорожного движения, в том числе ст. ст. 23, 25, 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, возможность приобретения и осуществления права на управление транспортными средствами поставлена в прямую зависимость от состояния здоровья водителя, которое должно максимально исключать возможность утраты контроля над управлением данным источником повышенной опасности, суд находит обоснованным утверждение прокурора о том, что имеющееся у Арсеньева Ю.М. заболевание препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Основываясь на приведенных выше требованиях закона и представленных в материалы дела доказательствах, суд находит требование заместителя прокурора о прекращении действия принадлежащего административному ответчику права на управление транспортными средствами подлежащим удовлетворению. Действие специального права Арсеньева Ю.М. на управление транспортными средствами подлежит прекращению до получения соответствующего заключения медицинской комиссии о возможности управлять транспортными средствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления заместителя прокурора Кировского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Арсеньеву Юрию Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортным средством, удовлетворить.
Прекратить действие права Арсеньева Юрия Михайловича, *** года рождения, на управление транспортными средствами (водительское удостоверение *** от ***).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ж.А. Мурашова