Дело № 2-1519/2019
УИД 76RS0017-01-2019-001621-49
Принято в окончательной форме 13.11.2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2019 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.,
при секретаре Дороховой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, МОУ Курбская СШ ЯМР о возложении обязанности финансирования, выполнения работ,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ярославского района Ярославской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, МОУ Курбская СШ ЯМР, в котором с учетом уточнения просил:
1. Возложить на Управление образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области обязанность в срок до 01.12.2020 обеспечить финансирование выполнения работ по монтажу системы противопожарной защиты объекта автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара (АПС и СОУЭ) в здании МОУ Курбская СШ ЯМР.
2. Возложить на МОУ Курбская СШ ЯМР в восьмимесячный срок после поступления финансирования в полном объеме провести работы по монтажу системы противопожарной защиты объекта автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара (АПС и СОУЭ) в здании МОУ Курбская СШ ЯМР.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Ярославского района проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства, законодательства об образовании в МОУ Курбская СШ ЯМР, в ходе которой установлено следующее: МОУ Курбская СШ ЯМР расположена по адресу: <адрес>, является образовательным учреждением, учредитель – Управление образования Администрации ЯМР ЯО. В нарушение требований законодательства в МОУ Курбская СШ ЯМР принимаются недостаточные меры в сфере обеспечения пожарной и антитеррористической безопасности, что может иметь негативное значение в случае возникновения пожара в образовательном учреждении. В ходе проверки установлено, что МОУ Курбская СШ ЯМР разработан рабочий проект «Система автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара». Вместе с тем, денежные средства на монтаж в здании МОУ Курбская СШ ЯМР автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара (АПС и СОУЭ) в бюджете Ярославского муниципального района не предусмотрены и учредителем – Управлением образования Администрации ЯМР МОУ Курбская СШ ЯМР не выделены. В связи с чем, продолжают иметь место нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности. Так, в ходе проверки прокуратуры района совместно с ОНД по Ярославскому и Некрасовскому районам Ярославской области, проведенной в период с 06.06.2019 по 26.06.2019 в здании МОУ Курбская СШ ЯМР были выявлены нарушения (акт проверки № 87 от 21.06.2019), которые устранимы, если бы были проведены работы по монтажу АПС и СОУЭ. В подтверждении своих доводов ссылается на Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.61 Правил противопожарного режима в РФ.
Представитель истца – старший помощник прокурора Ярославского района Ярославской области Спиридонова К.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные описательной части решения.
Представитель ответчика Управления образования Администрации ЯМР ЯО и третьего лица Администрации ЯМР ЯО по доверенности Ярцева М.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена заранее, надлежаще. Ранее поясняла, что требования прокуратуры являются законными и обоснованными, просила перенести сроки финансирования до конца 2020 года. Указывала, что работы целесообразнее проводить в летнее каникулярное время. По данной школе был иск о финансировании проекта ОПС.
Представитель ответчика МОУ Курбская СШ ЯМР – директор Яркушина Г.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена заранее, надлежаще. Ранее не возражала против удовлетворения исковых требований, поясняла, что система ОПС в школе старого образца, требует замены. Был составлен проект ОПС, в настоящее время проводится проверка системной документации. Указывала, что проводить работы лучше в летние каникулы, просила увеличить срок исполнения решения. Она как должностное лицо привлекалась к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ярославскому и Некрасовскому районам УНД ГУ МЧС России по Ярославской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен заранее.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению:
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом 2 ч.6 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона также предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пункт 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения). Также рекомендовано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности; организовать безусловное выполнение предписаний территориальных органов Государственного пожарного надзора МЧС России, МВД России и ФСБ России.
В соответствии с п.3.9 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах, каналах из негорючих материалов или иных материалов, при использовании которых должно выполняться требование: время до отказа работы соединительных линий СОУЭ превышает время эвакуации людей из здания.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
Согласно п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пунктом 61 вышеуказанных Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте защиты должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Факт нарушения положений законодательства в части отсутствия системы противопожарной защиты объекта автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в здании МОУ Курбская СШ ЯМР, расположенном по адресу: <адрес>, подтверждается материалами прокурорской проверки, а также предписаниями органа пожарного надзора № 66/1/1 от 04.06.2018, № 87/1/1 от 26.06.2019, материалами по делу об административном правонарушении, и не оспаривался в судебном заседании ответчиками.
Согласно Уставу МОУ Курбская СШ Ярославского муниципального района является бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем (собственником имущества) которого является Ярославский муниципальный район Ярославской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Ярославского муниципального района осуществляет Управление образования Администрации ЯМР. Функции и полномочия собственника имущества от имени Ярославского муниципального района осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (п.1.5 Устава). Финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из районного бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников (п.1.17 Устава ).
Согласно п.5.3.24 Устава МОУ Курбская СШ ЯМР к компетенции учредителя относится выделение средств на приобретение имущества.
С учетом приведенных выше обстоятельств и норм материального права, а также с учетом длительного неисполнения требований пожарной безопасности, что влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в интересах безопасности данных лиц, суд считает необходимым возложить на Управление образования Администрации ЯМР обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в закону силу обеспечить финансирование работ в МОУ Курбская СШ ЯМР, по адресу: <адрес>, по обеспечению финансирования выполнение работ по монтажу системы противопожарной защиты объекта автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в МОУ Курбская СШ ЯМР; возложить на МОУ Курбская СШ ЯМР в течение 8 месяцев с момента поступления финансирования провести работы по монтажу системы противопожарной защиты объекта автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в МОУ Курбская СШ ЯМР.
Данные сроки суд считает разумными и достаточными, исходя из обстоятельств дела и пояснений участников процесса.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Управление образования Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование выполнение работ по монтажу системы противопожарной защиты объекта автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в МОУ Курбская СШ ЯМР.
Обязать МОУ Курбская СШ ЯМР в течение 8 месяцев с момента поступления финансирования провести работы по монтажу системы противопожарной защиты объекта автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара в МОУ Курбская СШ ЯМР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.М.Хахина