Судья Перемышлина А.С.                                                    Дело № 33-10932/2023

34RS0008-01-2023-002400-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Волгоград                                    04 октября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Самойловой Н.Г.,

судей: Петровой Т.П., Ждановой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи: Лещевой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                          № 2-2723/2023 по исковому заявлению Горбачевой Елены Федоровны к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» о возложении обязанности аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе Горбачевой Елены Федоровны

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 06 июля 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Горбачевой Елены Федоровны (паспорт № <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (ИНН 3426013572) о возложении обязанности аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании судебных расходов отказать.

Заслушав доклад судьи Петровой Т.П., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Горбачева Е.Ф. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (далее - ООО «Ситиматик-Волгоград») о возложении обязанности аннулировать задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником дома, расположенного по адресу: <адрес>

В декабре 2019 года в районе проживания истца был установлен контейнер по сбору мусора.

16 декабря 2019 года истец обратилась в МФЦ с заявлением об открытии лицевого счета на услугу «Обращение с твердыми коммунальными отходами».

В январе 2020 года истцу стало известно о наличии начисленной ей ответчиком задолженности по оплате за вывоз твердых бытовых отходов.

С указанной задолженностью истец не согласна, поскольку вблизи ее домовладения в период с февраля 2019 года по ноябрь 2019 года отсутствовал контейнер для сбора мусора, не поступали платежные документы, договор на оказание услуг заключен не был.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Горбачева Е.Ф. просила обязать ответчика аннулировать образовавшуюся задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе Горбачева Е.Ф. просила решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального законодательства.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Волгоградского областного суда (http://oblsud.vol.sudrf.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»), в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (п. 4 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с п.п. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 указанного Федерального закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством РФ 12 ноября 2016 года, принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

Согласно главе 2 ч. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, а именно: с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором и собственниками жилых домов (домовладений) регламентируется разделом XV(1) Правил № 354.

В соответствии с абз. 2 п. 148 (1) Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Как следует из материалов дела, Горбачева Е.Ф. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области является ООО «Ситиматик-Волгоград» (ранее ООО «Управление отходами – Волгоград») на основании заключенного с Комитетом жилищного хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области 06 августа 2018 года соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области.

С января 2019 года на имя Горбачевой Е.Ф. ООО «Управление отходами - Волгоград» (в настоящее время ООО «Ситиматик-Волгоград») открыт лицевой счет № № <...> по оплате за коммунальную услугу - вывоз твердых коммунальных отходов, начисление производится исходя из числа проживающих – 2 человека.

Оплата данной услуги истцом не производилась, в связи с чем, за период с января 2019 года по декабрь 2019 года образовалась задолженность в размере 2 344 рубля 17 копеек.

Истец не согласилась с начислением платы за коммунальную услугу, в связи с чем, 10 января 2022 года Горбачева Е.Ф. обратилась к ответчику ООО «Ситиматик-Волгоград» с претензией о необоснованности начисления платы за коммунальную услугу и формирования задолженности, указав, что в районе проживания истца в спорный период отсутствовали контейнеры для сбора мусора, не поступали платежные документы.

На обращение Горбачевой Е.Ф. ответчиком дан ответ от 01 марта 2022 года       № <...> том, что определение расположения места (площадки) накопления ТКО, создание и содержание таких мест относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. При этом, в обязанности регионального оператора создание и содержание контейнерных площадок не входит.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Горбачева Е.Ф. указывает, что в период с февраля 2019 года по ноябрь 2019 года вблизи ее домовладения отсутствовал контейнер для сбора мусора.

Как следует из отзыва, представленного ответчиком, на территории <адрес> места (площадки) накопления ТКО не значатся. Вместе с тем, вывоз ТКО от населения, проживающего в домах по <адрес> осуществляется методом объезда территории – приема ТКО непосредственно от потребителей и погрузки в кузов спецавтотранспорта.

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств, подтверждающих самовывоз ТКО истцом не представлено, как и не представлено доказательств о заключении соответствующих договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со сторонними организациями и систематической утилизации бытовых отходов, включая отходы в виде пластика, в соответствии с установленными правилами для их утилизации, факта передачи отходов на утилизацию - документов о заключении соответствующих договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со сторонними организациями и систематической утилизации коммунальных отходов. Отсутствие контейнерных площадок вблизи дома истца не свидетельствуют о том, что истец не являлась потребителем услуги по вывозу ТКО, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок исковой давности по задолженности за февраль – ноябрь 2019 года в настоящее время истек, требований о взыскании задолженности ответчик не предъявлял, в связи с чем утратил право на предъявление претензии, основанием к отмене решения суда не является, поскольку исполнение, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате коммунальных услуг предметом спора не является.

Оснований для перерасчета платы за обращение с ТКО не имеется, исполнитель услуги осуществляет вывоз ТКО бестарным способом, то есть потребители складировали ТКО непосредственно в мусоровоз, в связи с чем органами местного самоуправления не создали контейнерные площадки.

Несостоятельны к отмене решения суда и доводы о том, что договор был заключен между истцом и ответчиком в декабре 2019 года, в связи с чем начисление платы за период, предшествующий заключению договора является необоснованной, в силу следующего.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

При этом, отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.

Вопреки доводам жалобы в силу положений п. 7 указанных выше Правил, отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последнего при отсутствии доказательств вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.

В целом доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, по существу сводятся к переоценке выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, ошибочном толковании норм материального права и действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10932/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Горбачева Елена Федоровна
Ответчики
ООО Ситиматик-Волгоград
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Петрова Татьяна Павловна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
06.09.2023Передача дела судье
04.10.2023Судебное заседание
23.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2023Передано в экспедицию
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее