РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2017 года г. Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-675/2017 по административному исковому заявлению Очеева Р.А. к ГУ МВД России по Иркутской области, Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области, МУ МВД России «Иркутское», ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» об обязании провести регистрационный учет транспортного средства,
установил:
Очеев Р.А. обратился в Кировский районный суд г.Иркутска с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Иркутской области, Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области, в котором просил обязать ответчика - Главное управление МВД России по Иркутской области в лице Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области провести регистрационный учет автомобиля в соответствии правил регистрации ТС с выдачей паспорта ТС принадлежащего Очееву Р.А. автомобиля <данные изъяты>.
В обоснование требований указано, что между Очеевым Р.А. и ОАО СК «<данные изъяты>» в лице М.А. действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ от имени собственника ТС был заключен договор купли-продажи ТС от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии, с которым Покупатель приобрел № - автомобиль марки <данные изъяты>. За приобретение данного автомобиля покупатель передал продавцу денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Вместе с данным автомобилем Очеевым Р.А. были получены Решение Арбитражного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, акт приема-передачи. Следовательно, обязательства, возникшее из указанного договора купли-продажи, сторонами исполнены полностью. В настоящее время автомобиль исправен и находится у Очеева Р.А. При обращении в МОГТО и РТС ГИБДД при ГУВД по Иркутской области с заявлением о постановке данного ТС на регистрационный учет Очееву Р.А. было отказано в регистрации, поскольку не представлены документы, а именно: паспорт транспортного средства и Свидетельство о регистрации ТС, и ранее собственником П.Е. автомобиль был утилизирован, хотя фактически ТС утилизировано не было. Согласно выписку с Братского отделения № Сберегательного банка Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ. отказался от своих прав на ТС в пользу ОАО <данные изъяты>, а утилизация ТС произошла ДД.ММ.ГГГГ., где не имел право П.Е. производить данные действия, что повлекло нарушения ФЗ ст. 10 п.5. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы. Таким образом, несмотря на то, что Очеев Р.А. является собственником данного автомобиля, согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, были соблюдены все требования гражданского законодательства РФ, сотрудниками МОГТО и РТС ГИБДД при ГУ МВД по Иркутской области было отказано истцу в регистрации ТС, и постановки на регистрационный учет автомобиля с выдачей дубликата паспорта ТС.
Определением суда от 23.01.2017г. к участию в деле в качестве административного соответчиков привлечены МУ МВД России «Иркутское», ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское».
В судебном заседании административный истец Очеев Р.А. требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Новопашин А.М. заявленные требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика МУ МВД России «Иркутское», ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» Лисков В.С. в судебном заседании требования не признал, поддержал правовую позицию представителя ГУ МВД России по Иркутской области.
Административный ответчик Управление ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области в судебном заседании отсутствует, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 209 раскрывает содержание права собственности. Реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Транспортные средства действующим законодательством Российской Федерации отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежат поэтому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно пункту 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Из материалов дела следует, что между Очеевым Р.А. и ОАО <данные изъяты>» в лице М.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ от имени собственника ТС был заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии, с которым Покупатель приобрел № - автомобиль марки <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ. Очеев Р.А. обратился в МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о проведении регистрационных действий, в связи со сменой собственника.
ДД.ММ.ГГГГ. на заявление Очеева Р.А. МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области информировало Очеева Р.А. о том, что автомашина марки <данные изъяты>, утилизировано владельцем П.Е. ДД.ММ.ГГГГ. в РЭО ГИБДД г. Братска Иркутской области. В соответствии с пунктом 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не производится восстановление регистрации утилизированных транспортных средств.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, возложена на подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Госавтоинспекция, с учетом возложенных на нее функций, входит в состав полиции (подпункт «д» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»).
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт «з» пункта 12).
Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» были утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).
В соответствии с пунктом 36 Правил для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств в регистрационные подразделения сдаются, в том числе, следующие документы: документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства; регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки.
Пунктом 43 Правил установлено, что при снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.
Административным регламентом установлены требования к составу документов, необходимых для совершения регистрационных действий. Так, в соответствии с пунктом 16 Административного регламента для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался (подп. «д»); документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство в соответствии с законодательством Российской Федерации, к которым могут относиться заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации) или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. «ж»); регистрационные знаки транспортных средств (подп. «и»).
Из приведенных положений законодательства следует, что для совершения такого регистрационного действия как снятие автомобиля с регистрационного учета в связи с его утилизацией собственник автомобиля должен предоставить наряду с заявлением регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства.
При этом Административным регламентом также предусмотрено, что при снятии транспортного средства с учета в связи с его утилизацией само транспортное средство не представляется (подп. «е» п. 16), а регистрационные документы и паспорт транспортного средства взамен утраченных не выдаются (п. 40).
Установленные законодательством Российской Федерации требования к совершению регистрационных действий в отношении транспортных средств направлены на проверку органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации соответствия регистрационных действий тем фактическим обстоятельствам, в связи с которыми эти действия производятся.
В силу абз. 2 п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 (далее - Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним) изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.
Право собственности Очеева Р.А. на автомобиль <данные изъяты> ни одной из сторон не оспаривается, подтверждается представленными суду решением Арбитражного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
По смыслу данных норм права на новом собственнике лежит обязанность, а не право по своему усмотрению по регистрации транспортного средства.
Как следует из карточки учета транспортных средств, как на момент снятия спорного автотранспортного средства с учета, так и на момент рассмотрения дела в качестве собственника автотранспорного средства в регистрирующем органе числится П.Е., который обратился с заявлением об утилизации автомашины <данные изъяты>, который находился в его собственности. На основании данного заявления должностными лицами МЭО РЭО ГИБДД ОМВД России по Братскому району спорный автомобиль был снят учета в связи с утилизацией.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в силу законодательства Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
При этом введение государственной регистрации автотранспортных средств произведено не для регистрации прав владельцев на них (прав на имущество) и сделок с ними, а в целях регистрации предметов (объектов) сделок, то есть самих транспортных средств для допуска их к дорожному движению.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с пунктом 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение), утвержденного 23 июня 2005 г. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II данного Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Как установлено в судебном заседании и следует из решения Арбитражного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ П.Е. скончался, так и не передав ОАО <данные изъяты>» регистрационные документы и ключи на транспортное средство. Однако еще при жизни он отказался от права собственности на указанное транспортное средство в пользу ОАО <данные изъяты>» и фактически передал транспортное средство (без регистрационных документов и ключей) последнему.
В судебном заседании представители административных ответчиков исходя из сведений карточки учета транспортных средств, предположили, что поскольку документы на транспортное средство не выставлены в розыск, они были сданы в органы ГИБДД при утилизации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 51 Правил, в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 06 марта 2014 года № АКПИ13-1251 признан недействующим абзац 7 пункта 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 1001, в части, не допускающей восстановление регистрации транспортных средств, регистрация которых прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией, которые не были утилизированы.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном выше решении, собственник транспортного средства вправе по своему усмотрению как инициировать прекращение регистрации транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, путем подачи соответствующего заявления в подразделение ГИБДД, так и принять меры к восстановлению такой регистрации, если его намерения относительно дальнейшего использования транспортного средства изменились, то есть транспортное средство не утилизировано и оно отвечает требованиям безопасности дорожного движения.
В силу ст. 4 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права заявителя.
Регистрационный учет в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 носит заявительный характер.
Из материалов дела не следует, что Очеев Р.А. обращался с заявлением в органы ГИБДД о восстановлении регистрации спорного транспортного средства, и ему было отказано в этом.
Как следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращался в регистрирующий орган в 2015 г. за регистрацией автомобиля, на что ему был дан ответ, что транспортное средство утилизировано бывшим собственником.
По смыслу абзаца 2 пункта 51 Правил восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Как следует из представленных административными ответчиками сведений в отношении транспортного средства его утилизация производилась РЭО ГИБДД Братского района Иркутской области, а не Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области.
На момент обращения в суд с настоящим административным иском вопросами регистрации транспортных средств, в целях обеспечения их государственного учета на территории г. Иркутска занимается ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское».
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и принятия судом решения о возложении обязанности на ГУ МВД России по Иркутской области в лице Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области провести регистрационный учет автомобиля в соответствии правил регистрации ТС с выдачей паспорта ТС принадлежащего Очееву Р.А. автомобиля <данные изъяты> нет.
Вместе с тем, данный отказ в удовлетворении административного иска не является препятствием административному истцу восстановить регистрационный учет транспортного средства во вне судебном порядке, обратившись в регистрационный орган по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств с заявлением о восстановлении регистрации транспортного средства с соответствующими документами, подтверждающими право собственности нового собственника на транспортное средство, а также документами подтверждающими, что транспортное средство отвечает требованиям безопасности дорожного движения.
Довод представителя административного ответчика со ссылкой на пункт 13 Правил о запрете восстановления регистрации утилизированных автомобилей и невозможности во вне судебном порядке восстановить регистрационный учет противоречит абзацу 2 пункта 51 Правил. Административным ответчиком не учтено, что абзац 7пункта 13 Правил признан недействующим с ДД.ММ.ГГГГ и не может применяться всеми органами, гражданами и юридическими лицами на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание вышесказанное, суд полагает, что при предоставлении со стороны административного истца в регистрирующий орган доказательств того, что приобретенное по договору купли-продажи транспортное средство не утилизировано, автомобиль фактически пригоден для эксплуатации, отвечает требованиям безопасности дорожного движения, непреодолимых препятствий к восстановлению его регистрации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Очеева Р.А. к ГУ МВД России по Иркутской области, Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области, МУ МВД России «Иркутское», ОТН и РАМТС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» об обязании ГУ МВД России по Иркутской области в лице Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области провести регистрационный учет автомобиля в соответствии правилами регистрации ТС с выдачей паспорта ТС принадлежащего Очееву Р.А. автомобиля <данные изъяты> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Н.Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 08.02.2017г. Н.Н. Исакова