А79-783/2008 #
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-783/2008
25 марта 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 марта 2008 года. Полный текст решения изготовлен 25 марта 2008 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Андреевой С.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Канаш и Канашском районе Чувашской Республики
к индивидуальному предпринимателю Константиновой Ольге Викторовне,
г. Канаш Чувашской Республики,
о взыскании 120 рублей,
при участии:
от заявителя – Камушкиной Е.Н. по доверенности от 07.11.07 № 02-20/4068,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш и Канашском районе Чувашской Республики обратилось с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Константиновой Ольги Викторовны
120 рублей финансовых санкций.
Заявление мотивировано непредставлением в установленные сроки сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за 2006 год.
В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда поддержал заявленные требования.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, своего представителя не направил, возражения относительно заявленного требования не представил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, суд установил следующее.
Константинова Ольга Викторовна, 13.07.1959 года рождения, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.02.04 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике за основным государственным регистрационным номером 304213404300382, ей выдано свидетельство серии 21 № 001307243 от 13.02.04.
В ходе проведения Управлением Пенсионного фонда проверки своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования было установлено, что предприниматель указанные сведения за 2006 год в Управление не представил.
Результаты проверки оформлены актом от 27.07.07 № 72. На основании данного акта начальником Управления Пенсионного фонда вынесено решение от 08.10.07 № 51 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 120 рублей.
Требованием от 08.10.07 № 51 предпринимателю предложено в срок до 29.10.07 уплатить штраф в размере 120 рублей.
В связи с неуплатой предпринимателем финансовой санкции в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда обратилось в суд с данным заявлением.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что требование подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.
В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предприниматель не представил в Управление сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за 2006 год не позднее 01.03.07.
Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Так, согласно части 3 статьи 17 Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания десяти процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, размер взыскиваемого штрафа напрямую зависит от размера подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов в виде фиксированного платежа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.
Вместе с тем в определении от 12.04.2005 № 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и места в системе действующего пенсионного законодательства.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.
Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).
В силу статей 22 и 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.
Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.
Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Поскольку индивидуальный предприниматель Константинова О.В. родилась 13.07.1959, на нее в силу вышеназванного положения не может быть возложена обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Отсутствие обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, соответственно, не предполагает начисление штрафа на указанную часть.
Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005
№ 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами данной категории споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.
Таким образом, Управление обоснованно привлекло предпринимателя Константинову О.В. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 120 рублей.
Проверив порядок и сроки, установленные для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, арбитражный суд находит их соблюденными.
Предпринимателем не представлены доказательства добровольной уплаты штрафа, в связи с чем, требование Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Канаш и Канашском районе Чувашской Республики о взыскании штрафа в размере 120 рублей подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на индивидуального предпринимателя.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
иск удовлетворить.
Взыскать с Константиновой Ольги Викторовны, 13.07. 1959 года рождения, уроженки д. Вурман-Янишево Канашского района Чувашской Республики, зарегистрированной по адресу: Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Чебоксарская, д. 7, кв. 1, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 12.02.04 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Канаш и Канашском районе Чувашской Республики - Чувашии штраф за не представление сведений об индивидуальном персонифицированном учете в размере 120 рублей, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.
Уплату государственной пошлины предпринимателю Константиновой О.В. произвести в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, представить в суд. При не представлении документов, выдать исполнительный лист.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
СудьяС.В. Андреева