Дело № 2а-3105/2021
56RS0042-01-2021-005022-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 2 августа 2021 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием помощника Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Пьяных А.А..,
административного истца - представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области Турбекова Н.Ш.,
административного ответчика Маккамбаева Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1» УФСИН России по Оренбургской области об установлении административного надзора в отношении Маккамбаева Р.М.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1» УФСИН России по Оренбургской области (далее – ФКУ ИК-1) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Маккамбаева Р.М.
В обоснование своих требований административный истец указал, что Маккамбаев Р.М. приговором Центрального окружного военного суда г. Екатеринбурга от 19 декабря 2019 года осужден по ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 205.2, ч. 3 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев месяца с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Маккамбаев Р.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением ФСИН России №-рн от ДД.ММ.ГГГГ пребывание Маккамбаева Р.М. признано нежелательным. После освобождения из мест лишения Маккамбаев Р.М. намерен выехать на постоянное место жительства по адресу: Кыргызская Республика, <адрес>. За период отбывания наказания Маккамбаев Р.М. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания, 34 из которых в настоящее время считаются не снятыми и не погашенными в установленном порядке, в связи с чем постановлением от ДД.ММ.ГГГГ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Учитывая, что Маккамбаевым Р.М. совершено тяжкое преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 205.2 УК РФ, то в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просит установить в отношении Маккамбаева Р.М. административный надзор на срок, установленный законодательством для погашения судимости, - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, который исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месте жительства, пребывания или фактического нахождения, а также административные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00. до 06.00 часов; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель административного истца Турбеков Н.Ш. требования административного искового заявления поддержал в полном объеме.
Административный ответчик Маккамбаев Р.М. административный иск признал в полном объеме.
Помощник Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области Пьяных А.А. в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области об установлении административного надзора в отношении Маккамбаева Р.М. просил отказать, поскольку административный надзор в отношении иностранного гражданина может быть установлен при условии его проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях. Однако документов, подтверждающих данный факт, административным истцом не представлено, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав и оценив все представленные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федерального закона № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего лица.
В отношении указанных выше лиц административный надзор устанавливается при наличии оснований, предусмотренных в ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что приговором Центрального окружного военного суда г. Екатеринбурга от 19 декабря 2019 года Маккамбаев Р.М. осужден по ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ с применением ч. 6 ст. 69 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей.
Осужденный Маккамбаев Р.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-1 и подлежит освобождению в связи с отбытием срока наказания ДД.ММ.ГГГГ. После освобождения из мест лишения свободы Маккамбаев Р.М. намерен выехать на постоянное место жительство по адресу: Кыргызская Республика, <адрес>.
Поскольку по приговору Центрального окружного военного суда г. Екатеринбурга от 19 декабря 2019 года Маккамбаев Р.М. осужден за преступление, предусмотренное ст. 205.5 УК РФ, то формально имеются основания для установления в отношении него административного надзора.
Из материалов административного дела усматривается, что Маккамбаев Р.М. является гражданином <адрес>.
Распоряжением ФСИН России №-рн от ДД.ММ.ГГГГ пребывание Маккамбаева Р.М. в Российской Федерации признано нежелательным до момента погашения судимости в соответствии в ч. 3 ст. 86 УК РФ.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранный гражданин пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
По смыслу статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ административные ограничения не могут применяться в отношении лиц, не имеющих места жительства либо пребывания на территории Российской Федерации.
Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, выбора ими места жительства, пребывания регламентируются Федеральными законами "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.
Обязательными критериями относимости лица к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" являются совершение этим лицом тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Эти же критерии служат основанием в соответствии со статьями 7, 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" для аннулирования в отношении иностранного гражданина разрешения на временное пребывание или вида на жительство, либо принятия в отношении него решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, что влечет невозможность его дальнейшего проживания либо пребывания на территории Российской Федерации с возложением на иностранного гражданина обязанности покинуть территорию государства, а случае неисполнения этой обязанности - его принудительной депортации. Международными договорами не предусмотрено оказание помощи в исполнение решений судов Российской Федерации об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", в соответствии с которыми применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации Маккамбаева Р.М., являющегося гражданином <адрес>, после отбытия наказания.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для установления административного надзора в отношении Маккамбаева Р.М. не имеется, связи с чем административное исковое заявление ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 186-187, ч. 5 ст.298, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░