Решение по делу № 12-356/2023 от 28.03.2023

Дело № 12-356/2023            26RS0012-01-2021-003750-59

РЕШЕНИЕ(по делу об административном правонарушении)

10 мая 2023 года                                                            г. Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда <адрес> Зацепина А.Н.,    рассмотрев в судебном заседании жалобу юридического лица- ООО «Холод-розлив» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному ФИО2 ***** от <дата> о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ и представление об устранении выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от <дата> *****

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному ФИО2 *****/***** от <дата>юридическое лицоООО «Холод-розлив» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

<дата> старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному ФИО2 также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ***** в отношении ООО «Холод-розлив».

    Не согласившись с указанными постановлением и представлением в части представителем юридического лица ООО «Холод-розлив» подана жалоба, в которойуказано,чтонесогласен с вмененными нарушениями, а именно:

        - не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами СТВ 00534 МР горноотводный акт от <дата> *****;

        - впериод с <дата> по <дата> не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод на Горном участке Ессентукского месторождения;

            - не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N9 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений»;

- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорт скважины) в территориальный фонд геологической информации;

- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;

- не обеспечено в установленный законом срок, предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам *****-ГР, *****ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения по основаниям изложенным в письменной жалобе и дополнительных письменных пояснениях к жалобе.

Считал, что дело рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела и административным органом не доказано наличие в действиях Заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Просил постановление по делу об административном правонарушении ***** от <дата> о привлечении ООО «Холод-розлив» к административной ответственности и назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 рублей и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ***** от <дата>г. признать незаконными и отменить. Производство по делу прекратить.

В судебном заседании представительООО «Холод-розлив»– ФИО3 поддержала доводы жалобы, дополнения к жалобе и просилапостановление по делу об административном правонарушении 26в-***** от <дата> о привлечении юридического лица ООО «Холод-розлив» к административной ответственности и назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300000 рублей и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ***** от <дата>г признать незаконными и отменить. Производство по делу прекратить.

    Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не поступало.Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав представителя ООО «Холод-розлив», изучив материалы дела по жалобе, приняв к обозрению и исследовав административный материал в отношении ООО «Холод-розлив», прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КРФ об АП, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КРФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КРФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

    Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 ***** вынесено <дата> в отсутствии представителя ООО «Холод-розлив». Сведений о направлении копии постановления и представления, материалы административного дела не содержат. Жалоба представителем ООО «Холод-розлив» подана в суд <дата>, следовательно, суд считает, что срок на подачу настоящей жалобы заявителем не пропущен.

    Согласно ст. 23.22 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.3 КРФ об АП.

    Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе: главные, старшие государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, его заместители; главные, старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, их заместители.

    В соответствие с ч.2 ст. 7.3 КРФ об АП, нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Так, в судебном заседании и материалами дела установлено, что согласно Уставу Общество с ограниченной ответственностью «Холод-розлив» является юридическим лицом в составе одного участника, созданным для производства и сбыта продукции, товаров, работ и услуг, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, утвержденного общим собранием участников ООО «Холод-розлив» от <дата>, зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России ***** по <адрес> от <дата>. Высшим органом управления ООО «Холод-розлив» является Общее собрание участников.ФИО4 является директором ООО «Холод-розлив»

ООО «Холод-розлив» на территории <адрес> осуществляет добычу подземных минеральных вод на территории Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод, расположенного в <адрес>.

Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании проектной документации Технологическая схема разработки Горного участка (скважина *****) Ессентукского месторождения минеральных вод, разработанной в 2011 году, утвержденная протоколом от <дата> ***** ЦКР Роснедр по МПВ и ПС.

ООО «Холод-розлив» является владельцем лицензии на право пользования недрами ***** с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча подземных минеральных вод на Горном участке (скважина *****) Ессентукского месторождения, сроком действия до <дата>.

Горный участок Ессентукского месторождения подземных минеральных вод расположен в пределах особо охраняемого эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды на территории Предгорного административного района <адрес>, в 400 м к югу от <адрес>.

Разработка горного участка осуществляется разведочно-эксплуатационной скважиной *****. Координаты скважина 41°01, СШ и 42°51, ВД. Абсолютная отметка устья скважины 662,2 м.

Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> и ООО «Холод-розлив» заключён договор ***** от <дата> на сдачу территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> в аренду имущества федеральной собственности составляющих государственную казну Российской Федерации (скважина *****).

Скважина ***** расположена по адресу: <адрес>, южная окраина, 100 м к юго-западу от бригады ***** СПК «<данные изъяты>».

Между <адрес> и ООО «Холод-розлив» заключен договор аренды от <дата> № б/н земельного участка, общей площадью 3000 м2, расположенного в границах земель СПК «Родник» (на участке имеется скважина *****), сроком на 25 лет. Участок недр имеет статус горного отвода.

<дата> Кавказским Управлением Ростехнадзора выдан горноотводной акт *****, площадь горного отвода составляет 401 га, в проекции на поверхность земли и 0,3 га в пределах земельного участка в кадастровых границах на поверхности земли. Срок действия горноотводного акта установлен в соответствии со сроком действия лицензии СТВ 00534 МР – до <дата>.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от <дата> № ЮТ-П47-147с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Холод-розлив», осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод. По результатам проведения внеплановой выездной проверки установлено, что ООО «Холод-розлив» допущено несоблюдение требований законодательства о недрах при эксплуатации Горного участка Ессентукского месторождения, расположенных в регионе Кавказских Минеральных Вод:

- не приобщен в установленном порядке к лицензии на пользование недрами ***** горноотводной акт от <дата> *****;

- в период с <дата> по <дата> не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения;

- не обеспечено выполнение требований Технологической схемы разработки Горного участка (скважина *****) Ессентукского месторождения минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационной скважины;

- не обеспечено отведение дезинфекционного раствора в канализационную систему в соответствии с Технологической схемой;

- не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга по лицензии ***** в соответствии с требованиями программы мониторинга подземных вод (стр. 11-17) и Технологической схемой (стр. 116-123);

- не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине ***** Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений»;

- не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации;

- не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации;

- не обеспечено в установленный законом срок предоставление в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) статистической отчетности по формам *****-ГР, *****-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения.

По факту выявленных нарушений старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО2 <дата> в отношении юридического лица ООО «Холод-розлив» составлен протокол об административном правонарушении ***** предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, с последующим вынесением постановления *****-***** от <дата> о привлечении общества к административной ответственности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ с назначением наказания и вынесением представления об устранении выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от <дата> *****

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона "О недрах" (далее Закон) пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.

    Согласно ст. 7 Закона в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Статьей 11 Закона РФ "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с п. 1, 2 ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах", пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 23 Закона "О недрах" к одному из основных требований по рациональному использованию и охране недр относится обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.; проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Так, порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на пользование недрами установлен Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденный приказом Минприроды от <дата> *****.

Так, согласно п. 38 Приказа Минприроды России от 29.09.2009 № 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользованияи иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» одним из оснований для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр является заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

Из административного материала, сформированного государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, следует, что у общества имеется лицензия на право пользования недрами СТВ ***** МР, зарегистрированная в Федеральном агентстве по недропользованию, сроком действия до <дата>. При наличии лицензии на право пользования недрами, при выдаче которой, были определены только предварительные границы горного отвода, по смыслу действующего законодательства, нормы которого приведены выше, обязанностью именно пользователя недр, а именно ООО «Холод-розлив», является направление документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, в Федеральное агентство по недропользованию в целях их приобщения к лицензии в качестве неотъемлемой составной части.

Документы, удостоверяющие уточнённые границы горного отвода, получены Обществом, но не включены в лицензию в качестве ее составной части, что является нарушением законодательства и вменённое обществу о не приобщении в установленном порядке к лицензии на пользование недрами ***** горноотводный акт от <дата> ***** имеет место.

ООО «Холод-Розлив» также вменено не обеспечение в период с <дата> по <дата> выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения.

Из содержания пунктов 3, 4 статьи 23 Закона о недрах следует, что в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр является необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет.

Выполнение работ по оценке запасов подземных вод является следствием реализации требований по рациональному использованию и охране недр. Цель данных требований - обеспечение предприятий и населения водой надлежащего качества, добыча которой не приведет к истощению целевого эксплуатируемого водоносного горизонта и негативному воздействию на окружающую среду в целом.

В соответствии со статьей 29 Закона о недрах оцененные запасы подземных вод участков недр (месторождений) подлежат государственной экспертизе и постановке на государственный учет.

Следовательно, обязательной частью лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод является необходимость переоценки запасов подземных вод в связи с истечением расчетного срока, изменениями условий эксплуатации и т.п.

Материалами административного дела установлено, что балансовые запасы минеральных подземных вод верхнемелового водоносного горизонта Горного участка (скважина *****) утверждены в количестве 100 м3/сут. по категории С1 на 10 лет (Протокол ГКЗ Роснедра от <дата> *****).

В соответствии с п. 7.24 условий пользования недрами лицензии ***** (в редакции Дополнения ***** от <дата>) владелец лицензии (ООО «Холод-розлив») в срок до <дата> обязан выполнить переоценку запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения по данным мониторинга и провести их государственную экспертизу.

ООО «Холод-розлив» разработана проектная документация на проведение геологоразведочных работ по объекту «Проектная документация на проведение геологоразведочных работ по объекту «Доразведка минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения» на которую получено положительное экспертное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза» от <дата> *****.

В соответствии с проектной документацией, в том числе положительным экспертным заключением на проектную документацию, предусмотрены сроки проведения геологоразведочных работ: начало работ – 2 квартал 2019, окончание работ – 2 квартал 2020.

Требование п. 7.24 условий пользования недрами лицензии ***** (в редакции Дополнения ***** от <дата>) не исполнено ООО «Холод-розлив», в срок до <дата> переоценка запасов минеральных подземных вод не выполнена, что подтверждается письмом Ставропольского филиала ФБУ «ТФГИ по Южному федеральному округу» от <дата> ***** о наличии задолженности по переоценке запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения минеральных вод с предоставления отчётных материалов на рассмотрение в ФГУ «ГКЗ» в количестве заявленной потребности 100 м3/сут. (составляющей ранее утверждённые и поставленные на государственный баланс запасов подземных вод) на прогнозный период до 10 лет. Протоколом ГКЗ Роснедра от <дата> ***** запасы по эксплуатационной скважине ***** в количестве - 100 м3/сут. утверждались на 10 – летний расчетный срок (соответственно до <дата>).

После истечения срока исполнения п. 7.24. условий пользования недрами лицензии СТВ 00534 МР (в редакции Дополнения ***** от <дата>) Дополнением ***** к лицензии СТВ 00534 МР, зарегистрированным <дата>, срок переоценки запасов минеральных подземных вод продлен до <дата>.

В нарушении пункта 7.24 условий пользования недрами лицензии ***** (в редакции Дополнения ***** от <дата>), п.1, п. 10 ч. 2. ст. 22, ч. 2, ч. 3, ч. 4 ст. 23, ст. 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от <дата>, ООО «Холод-розлив» в период с <дата> по <дата> не обеспечено выполнение переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения.

В рассматриваемом случае представителем ООО Холод-розлив» не оспаривалось, что после внесения изменений и дополнений в лицензию ***** на право пользования недрами с целью геологического изучения и последующей добычи минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения, имевших место <дата> (дополнение *****), общество, будучи владельцем лицензии, взятое на себя обязательство произвести переоценку запасов минеральных вод на Горномучастке Ессентукского месторождения по данным мониторинга, не выполнило.

Таким образом, не обеспечение в период с <дата> по <дата> выполнения переоценки запасов минеральных подземных вод Горного участка Ессентукского месторождения вменено ООО «Холод-розлив» обоснованно.

Считаю, что выявленноеООО «Холод-розлив» нарушение по не обеспечению ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине N9 70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2. «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водопотребления средствами измерений», вменено Обществу обосновано по следующим основаниям.

Доводы жалобы о том, что скважина не относится к водному объекту, так как это не водоем и лицензионным соглашением ведение учета журналов по формам 1.2. и 1.4. не предусмотрено не нашли своего подтверждения.

Так, согласно ч. 1 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод и водоносные горизонты (ч. 5 ст. 5 Водного кодекса).

Водный кодекс Российской Федерации в статье 30 предусматривает государственный мониторинг водных объектов, который представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утверждены Приказами Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действующий до 31.12.2020), от 09.11.2020 № 903 (далее - Приказ Минприроды России от 08.07.2009№ 205 и Приказ Минприроды России от 09.11.2020 №903).

Согласно пункту 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> *****, собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества;представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Во исполнение пункта 16 Положения приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 г. № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, согласно пунктом 3 которого предусмотрено, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 – 1.4 указанным в Приложении к Порядку.

Указанные сведения представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (пункт 24 Порядка).

Помимо этого, недропользователи предоставляют в территориальный орган Роснедр статистическую отчетность по форме федерального статистического наблюдения *****-ЛС, утвержденной приказом Росстата от <дата> ***** «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод».

Указанная форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП, утвержденная приказом Росстата от 29 декабря 2012 г. № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы», применяется при предоставлении сведений о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы в случае, если указанные мероприятия предусмотрены условиями лицензии на пользование недрами.

Из материалов административного дела следует, что ООО «Холод-розлив» представлен журнал режимных наблюдений. Журналы учета по формам 1.2 и (или) 1.4за2020итекущийпериод2021 у ООО «Холод-розлив» отсутствуют, в представленном журнале режимных наблюдений отсутствует расход сточных вод и (или) дренажных вод, м3/сут (тыс. м3) и время работы измерительного прибора. А предоставление обществом сведений об использовании воды по форме 2-ТП (водхоз) не освобождало общество от обязанности организовать ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений».

Таким образом, ООО «Холод-розлив» не обеспечено ведение учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (по эксплуатационной скважине №70 Горного участка Ессентукского месторождения) по формам 1.2 «Журнал учета водопотребления средствами измерений» и (или) 1.4 «Журнал учета водоотведения средствами измерений», что является нарушением п. 7.6, п. 7.9, п. 7.12 условий пользования недрами лицензии СТВ 00534 МР, требований п. 1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1, требований п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. 7, 8 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 №205, п. 3, п. 5, п. 6 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 №903.

Суд считает также установленным, чтоООО «Холод-розлив» не обеспечено в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорт скважины) в территориальный фонд геологической информации, что является нарушением п. 8.2, п. 7.9, п. 7.12 условий пользования недрами лицензии СТВ 00534 МР, п. 1, п. 3, п. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 27 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, в опровержение чего заявителем не представлено документов.

Так, ООО «Холод-розлив» не оспаривалось, что паспорта скважин по лицензионным участкам с указанием их номеров (добывающие, нагнетательные, контрольные, специальные, наблюдательные, ликвидированные, законсервированные и иные) у общества отсутствуют и в установленном порядке предоставление эксплуатационной документации (паспорта скважины) в территориальный фонд геологической информации не обеспечено.

Между тем наличие паспорта водозаборной скважины, то есть геологической документации объектов и пунктов наблюдения (в том числе скважин), является обязательным исходя из смысла пункта 7 части 2 статьи 20 Закона о недрах, а также пункта «а» приложения № 1 к приказу Минприроды России от 24 октября 2016 г. № 555 «Об утверждении Перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых», согласно которым представление паспорта скважины в территориальный фонд геологической информации является необходимой обязанностью пользователя недр.

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства представителем общества представлены суду документы, подтверждающие направление <дата> г. копии паспортов скважин №№71, 71-Н Западно<адрес> месторождения.Следовательно, к моменту рассмотрения дела указанные нарушения устранены обществом.

Считаю, чтоООО «Холод-розлив» обосновано вменено также не исполнение обязанности по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации.

Так, согласно п. 7.6 условий пользования недрами к лицензии *****, владелец лицензии обязан вести учет, добываемый минеральной воды регулярно замерять напор, температура и химический состав подземных вод в соответствии с существующими инструкциями и предоставлять данную информацию организациям, ведущим государственный мониторинг геологической среды.

Как установлено должностным лицом и не оспорено заявителем, статистическая отчётность за 2018-2020 по форме *****-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», утверждённой приказом Росстата от <дата> *****, представлена в Отдел водных ресурсов по <адрес> Кубанского бассейнового водного управления. Согласно данным отчёта *****-ТП (водхоз), *****-ЛС фактическая добыча минеральных вод по Горному участку <адрес> месторождения по скважине ***** составила: за 2018 год – 14778,5 м3/год, 40,489 м3/сут.; за 2019 год – 503,7 м3/год, 1,38 м3/сут.; за 2020 год – 15151,48 м3/год, 41,511 м3/сут. При этом, допустимый объем добычи - 36500 м3/год, 100 м3/сут.

Информационные отчёты о результатах мониторинга по Горному участку Ессентукского месторождения за 1-4 кварталы 2018 года, 1-4 кварталы 2019 года, 1-4 кварталы 2020 года и 1 квартал 2021 года представлялись в Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра).

При анализе информационных отчетов за 2020 год, установлено что ООО «Холод-розлив» в период с февраля по сентябрь 2020 года при проведении геологоразведочных работ по переоценке запасов Ессентукского месторождения подземных минеральных вод на Горном участке Ессентукского месторождения допускало сверхнормативные гидрологические потери по скважине *****: в феврале – 16 м3/сут., в марте – 20,87 м3/сут., в апреле - 38,23 м3/сут., в мае – 81,26 м3/сут., в июне – 96,40 м3/сут., в июле – 97,99 м3/сут., в августе – 96,86 м3/сут., в сентябре – 32,76 м3/сут.

Вместе с тем, Технологической схемой и Протоколом заседания (секции подземных вод) ЦКР Роснедр по МПВ от <дата> ***** для скважины ***** утверждены технологические потери 3,91 м3/сут., а гидрологические потери отсутствуют.

Таким образом, ООО «Холод-розлив» не обеспечено согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке нормативов потерь, в том числе подземных вод (минеральных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, что является нарушением п. 5.11, п. 7.9, п. 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00534 МР, п. 1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, п. 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921.

Также должностным лицом при проведении проверки установлено, что статистическая отчетность по формам № 2-ГР, № 7-ГР за 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года представлена ООО «Холод-розлив» по Горному участку Ессентукского месторождения с нарушением установленного законом срок 28.04.2021, входящий № 1233, о чем свидетельствует номер входящей корреспонденции Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра).

Согласно положений статьи 22 Закона о недрах, в силу пункта 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Из пункта 1 названных Указаний следует,что сведения по формам федерального статистического наблюдения № 2-ГР и № 7-ГР предоставляют юридические лица независимо от формы собственности, осуществляющие геологоразведочные работы.

То обстоятельство, что ООО «Холод-розлив» является геологоразведочной организацией сомнений не вызывает, в связи с чем именно на нем, как на организации, владеющей сведениями о выполненных работах, лежала обязанность по представлению сведений по формам федерального статистического наблюдения № 2-ГР и № 7-ГР 4 квартал 2020 года и 1 квартал 2021 года по Горному участку Ессентукского месторождения, а не обеспечение в установленный     законом срокпредоставление Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (Кавказнедра) данной отчетности является нарушением п. 7.9, п. 7.12 условий пользования недрами к лицензии СТВ 00534 МР, Приказа Федеральной службы государственной статистики от 17.09.2013 № 371 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством по недропользованию федерального статистического наблюдения за выполнением геолого-разведочных работ», п.1, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.

В части выявленных нарушений: не обеспечено выполнение требований Технологической схемы разработки Горного участка (скважина № 70) Ессентукского месторождения минеральных вод в части соответствия проектным решениям обвязки эксплуатационной скважины; не обеспечено отведение дезинфекционного раствора в канализационную систему в соответствии с Технологической схемой; не обеспечена в полном объеме обязанность по ведению мониторинга по лицензии СТВ 00534 МР в соответствии с требованиями программы мониторинга подземных вод (стр. 11-17) и Технологической схемой (стр. 116-123) ни постановление, ни предписание заявителем не обжалуется.

Ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Действия юридическоголица ООО «Холод-розлив» правильно квалифицированы по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и других нормативных документов, не свидетельствует о том, что допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Постановление должностного лица отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу постановления административного органа, не допущено.

Вместе с тем, имеются основания для изменения назначенного Обществу административного наказания в виде административного штрафа.

Разрешая вопрос о назначении административного наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное и конкретные обстоятельства дела, судья считает возможным применить положения п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, снизив размер штрафа до 150 000 рублей, так как назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав лица и общего интереса, состоящего в защите общества и государства от административных правонарушений.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежат изменению в части назначенного Обществу административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановлениестаршего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному ФИО2 ***** от <дата> о привлечении ООО «Холод-розлив» к административной ответственности и назначении административного наказания по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФизменить, назначив ООО «Холод-розлив» за совершение вышеуказанного административного правонарушениенаказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В остальной части постановление***** от <дата>; представление об устранении выявленных причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от <дата> ***** оставить тез изменения, а жалобу представителяООО «Холод-розлив» – без удовлетворения.

Решение может быть обжалованов <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

       Судья                                                                               Зацепина А.Н.

12-356/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Холод-Розлив"
Другие
Соловьева Светлана Васильевна
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Зацепина Ася Николаевна
Статьи

7.3

Дело на сайте суда
essentuksky.stv.sudrf.ru
28.03.2023Материалы переданы в производство судье
10.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Вступило в законную силу
10.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее