Решение по делу № 2-632/2024 от 06.03.2024

УИД 63RS0-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

               23 апреля 2024 года                                                                         город Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Сиразовой Н.Я.,

при секретаре Тюлегеневой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-632/2024 по иску Лябаха Дмитрия Леонидовича к ООО «Экостройресурс» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Лябах Д.Л. обратился в суд с указанным иском к ООО «Экостройресурс» указав, что на основании соглашения об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению ТКО на всей территории Самарской области, заключенного ответчиком с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, на ответчика возложена обязанность по осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории Самарской области. Истец является собственником ряда жилых помещений, по каждому из которых ответчиком для начисления оплаты услуг по вывозу ТКО сформированы соответствующие лицевые счета. В период с года по настоящее время истец периодически временно пребывал за пределами г. Самара. По вопросу проведения перерасчета истец неоднократно обращался к ответчику, прикладываю документы, подтверждающие временное отсутствие, однако всегда получал отказ по причине отсутствия правовых оснований для перерасчёта, так как расчет исходит из площади проживания, а не количества проживающих лиц. После ответчик поменял основания для отказа и указал, что отказ связан с тем, что истец не зарегистрирован в указанных помещениях. После чего истцом был дан ответ на данный отказ и ответчик вновь поменял свою позицию, указав, что ссылки ответчика связаны с тем, что задолженность установлена и взыскана с истца за указанный период в судебном порядке, что делает по их мнению перерасчет невозможным. Однако вступившее в законную силу решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу не может отменить или изменить приведенную в иске позицию Верховного и Конституционного суда, также предмет и основания гражданского дела не относится к перерасчету платы за услуги по обращению в ТКО в связи с временным отсутствием потребителя. Таким образом, истец считает свои требования о перерасчете на период временного отсутствия более 5 суток законны и обоснованы, а отказы ответчика не правомерны и являются основанием для обращения в суд.

Ссылаясь на изложенное истец просил с учетом уточнений взыскать с ответчика сумму перерасчета в размере 139 589,05 рублей, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом, расходы по оплате услуг представителя в размере 18 000 рублей. От требований по взысканию почтовых расходов отказался.

Представитель истца – Разагатов Ф.А., действующий на основании доверенности в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, относительно удовлетворения исковых требований возражал, предоставил суду письменный отзыв.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Таким образом, собственник жилого дома обязан оплачивать, в том числе и услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируются положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 148(30) Правил N 354).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам N 354.

Судом установлено, что истец Лябах Д.Л. является собственником нескольких жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 9-41). По данным адресам открыты следующие лицевые счета в ООО «Экостройресурс».

Истец в досудебном порядке обращался к ответчику с требованием о перерасчете начисленных платежей, ответчиком был дан ответ на обращения истца, в которых было отказано в перерасчете платы за услуги по обращению с ТКО (л.д. 72-77).

Истцом представлена формула расчета ежемесячной платы за услугу, так в соответствии с расчётом истец просит сделать перерасчет за период временного отсутствия в г. Самаре, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В 2019 году истец отсутствовал 139 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма перерасчета составляет 18 667,01 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 72 дня, сумма перерасчета составляет 9 669,24 рубля. В 2020 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 41 день, сумма перерасчета составляет 5 506,10 рублей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 129 дней, сумма перерасчета составляет 17 324,06 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 29 дней, сумма перерасчета составляет 3 894,56 рублей. В 2021 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истец отсутствовал 47 дней, сумма перерасчета составляет 6 311,87 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 138 дней, сумма перерасчета составляет 18 532,71 рублей. В 2022 году с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 188 дней, сумма перерасчета составляет 27 598,44 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 33 дня, сумма перерасчета составляет 4 877, 61 рублей. В 2023 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год истец отсутствовал 166 дней, сумма перерасчета составляет 25516,62 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец отсутствовал 11 дней, сумма перерасчета составляет 1690,86 рублей.

Свои отъезды из г. Самара, истец подтверждает электронными билетами РЖД (л.д. 42-71).

Ответчиком представлены карточки расчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, так задолженность истца по лицевому счету <адрес> по адресу: <адрес>, 9 <адрес> 10 составляет 83 099,91 рублей, по лицевому счету по адресу: <адрес> составляет -265,92, по лицевому счету по адресу: <адрес> составляет 275, 22 рубля, по лицевому счету , по адресу: <адрес> составляет -134,74, по лицевому счету по адресу: <адрес> составляет 560,42 рублей, по лицевому счету по адресу: <адрес> составляет 320, 77 рублей, по лицевому счету по адресу: <адрес>, <адрес> составляет -81,04, по лицевому счету <адрес> по адресу: <адрес>Г, корпус 1, <адрес> составляет – 209,36, по лицевому счету по адресу: <адрес> составляет 141,52 рубля, по лицевому счету по адресу: <адрес>Б, <адрес> составляет 0 рублей.

В силу ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

В соответствии с п. 4 указанных Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно п. 8(17) данных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п. 8(18) названных Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4).

Таким образом, исходя из изложенного и в соответствии с положениями ст. 426 ГК РФ, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, не требует заключения в письменной форме и считается заключенным с даты начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч.11 ст. 155 ЖК РФ, при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством РФ.

Право потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами №354, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении предусмотрено пунктом 148 (24) Правил № 354.

Пунктом 86 раздела VIII Правил № 354 определено, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги по обращению ТКО на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя в жилом помещении, осуществляется перерасчет размера платы за указанную услугу в порядке, установленном данным разделом.

Пунктом 148 (44) Правил № 354 определено, что при временном, то сеть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО а порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.

В соответствии с пп. 86, 91 Правил № 354 перерасчет платы за отдельные виды коммунальных услуг осуществляется при временном отсутствии потребителя в жилом помещении по месту постоянного жительства более 5 полных календарных дней подряд, не включая день выбытия из жилого помещения в день прибытия в него.

В силу п. 91 Правил № 354 перерасчет платы осуществляется на основании письменного заявления, поданного до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия. В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги. Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец обращался к ответчику с письменными заявлениями о перерасчете, поданные до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия только за 3 периода, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период отсутствия составляет 138 дней, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период отсутствия составляет 166 дней, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период отсутствия составляет 11 дней.

В силу ст. 5 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

В соответствии с приведенными выше нормами и пояснениями представителя истца, согласно которым истец в период своего отсутствия, превышающий срок 90 дней не производил регистрацию по месту пребывания, проживал не в гостиницах, а у знакомых, то удовлетворению подлежит период перерасчета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Исходя из указанных норм права, компенсация морального вреда подлежит взысканию, если моральный вред причинен действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, требования разумности и справедливости, а также последствия и неудобства, которые испытал истец в сложившейся ситуации и приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда и взыскании с ООО «Экостройресурс» в пользу Лябаха Д.Л. в размере 5000 рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

В силу п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Судом установлен факт нарушения прав потребителя, так как ответчик имел возможность в добровольном порядке исполнить свои обязательства в надлежащем виде в досудебном порядке, поскольку истец обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете коммунальных услуг, однако требования истца добровольно удовлетворены не были, за защитой своих прав истец был вынужден обратиться в суд, в связи с чем, суд полагает возможным взыскать с ООО «Экостройресурс» в пользу Лябаха Д.Л. штраф в размере 3 345,4 рублей (50% от 6 690,86 рублей).

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ).

Истцом понесены расходы на юридические услуги в размере 18 000 рублей, что подтверждается договором возмездного оказания юридических услуг от 27.02.2024 года (л.д. 79-80) и чеком от 27.02.2024 (л.д. 78 а).

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из характера спора и категории гражданского дела, объема фактической работы, проделанной представителем в стадии подготовки данного дела к судебному разбирательству, суд считает, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат частичному удовлетворению в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненные исковые требования Лябаха Дмитрия Леонидовича к ООО «Экостройресурс» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «ЭкоСтройРесурс» () в пользу Лябаха Дмитрия Леонидовича () сумму перерасчета за период с 20.10.2023 по 01.11.2023 в размере 1 690,86 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы на представителя в размере 10 000 рублей, а также штраф в размере 3 345,4 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.05.2024 года.

Председательствующий:

2-632/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лябах Дмитрий Леонидович
Ответчики
ООО Экостройресурс
Суд
Самарский районный суд г. Самара
Судья
Сиразова Н.Я.
Дело на сайте суда
samarsky.sam.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее