Решение по делу № 5-590/2020 от 03.06.2020

Дело № 5-590/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

РіРѕСЂРѕРґ Челябинск    05 августа 2020 РіРѕРґР°

Судья Советского районного суда г. Челябинска Г.С. Важенин,

при секретаре Н.А. Волковой,

с участием:

прокуроров А.А. Колесникова, Е.О. Кожевниковой,

лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1, его защитников ФИО6, ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Челябинска, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Елькина, д. 76, дело об административном правонарушений, предусмотренном ст. ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Валиахметова ФИО1, <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

    

03.11.2019 в Южно-Уральском ЛУ МВД России на транспорте зарегистрирован рапорт об обнаружении признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК РФ (КУСП № 525/4824 от 03.11.2019), по факту совершения ООО «ЯРСПАС» правил обращения, транспортирования отходов вопреки установленных правил, создающее угрозу причинения существенного вреда окружающей среде.

Начальником полиции Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте ФИО16 в ходе доследственной проверки 05.11.2019 в Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направлен запрос № 98/125071 об оказании содействия в сборе проб нефтезагрязненного грунта в г. Карталы, подготовки заключения специалиста о причиненном ущербе окружающей среде.

Приказом и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО9. от 06.11.2019 г. для принятия участия в проводимой проверке направлен ведущий специалист – эксперт Валиахметов ФИО1.

В дальнейшем, 07.11.2019, специалистом Управления осуществлен выезд на территорию осуществления деятельности ООО «ФИО19», находящейся по адресу: <данные изъяты>

В ходе проведения осмотра установлены навалы грунта, взяты пробы, о чем составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 07.11.2019 г.

Результаты токсикологичесокго анализа, согласно которым отходы отнесены к IV классу опасности, поступили в распоряжение Валиахметова ФИО1 18.11.2019, после чего им принято решение о возбуждении в отношении ООО «ФИО19» дела об административном правонарушении.

11.12.2019 г. Валиахметовым ФИО1. направлено уведомление в ООО «ФИО19» о возбуждении в отношении юридического лица дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. 26.12.2019 г. составлен протокол об административном правонарушении № 1097-2019.

Совокупность мероприятий, проведенных Валиахметовым ФИО1. (осмотр территории, в ходе которого выявлены навалы грунта, получение материалов от сотрудников Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте, анализ полученных результатов исследований) при одновременном отсутствии определения о возбуждении административного расследования, а также дальнейшее возбуждение дела об административном правонарушении при отсутствии поводов и оснований в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, свидетельствует о фактическом проведении внеплановой выездной проверки, ход проведения которой должен регулироваться нормами указанного закона, что закреплено в ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В нарушение положений ст. 10,14,16 Федерального закона № 294 –ФЗ распоряжение руководителя или заместителя Управления о проверки в отношении ООО «ФИО19» не издавалось, акт проверки в отношении ООО «ФИО19» не составлялся и до составления протокола об административном правонарушения в адрес ООО «ФИО19» не направлялся.

Проведя анализ сведений, полученных в процессе осуществления выезда в качестве специалиста (выявленные навалы грунта, а позднее протоколы результатов измерения проб отходов), используя данные полученные неофициально от сотрудников Южно-Уральского ЛУ МВД на транспорте в рамках доследственной проверки (копии лицензий, договоров аренды и субаренды и другие) Валиахметов ФИО1. сделав вывод о наличии нарушений природоохранного законодательства ООО «ФИО19» и составив протокол об административном правонарушении по месту своего расположения г. Челябинск, ул. Елькина, д. 75 в Советском районе г. Челябинска, вышел за рамки предоставленных ему полномочий.

Таким образом, проведение внеплановой проверки в отношении ООО «ЯРСПАС» без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) является грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

В судебном заседании Валиахметов ФИО1. и его защитники просили прекратить производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку Валиахметов ФИО1. действовал в рамках его полномочий, предоставленных Федеральным законом. Состав вмененного административного правонарушения – проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в его действиях отсутствует.

Защитники просили производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Валиахметова ФИО1 состава правонарушения.

Прокуроры в судебном заседании постановление поддержали в полном объеме, просили привлечь Валиахметова ФИО1. к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к выводу о виновности Валиахметова ФИО1. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, которая подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении 04 марта 2020 г. в котором зафиксированы выявленные нарушения;

-письменными объяснениями Валихметова ФИО1., в которых он пояснил, что 07.11.2019 г. на основании письма начальника «Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте» от 05.11.2019 г. о привлечении специалиста при проведении проверочных мероприятий и приказа и.о. руководителя от 06.11.2019 № 39 –Ч об участии в проверке, осуществлен выезд в <адрес>. Проверку в отношении ООО «ФИО19» в рамках Федерального закона № 294 ФЗ не проводил, участвовал в качестве специалиста, в соответствии с чем распоряжение руководителя, заместителя руководителя о проведении проверки не издавалось. При осуществлении выезда 07.11.2019 им нарушения природоохранного законодательства не выявлены, поскольку не было установлено, к какому классу опасности относят обнаруженные отходы.

-решением заместителя Уральского транспортного прокурора ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки;

-приказом от 06.11.2019 г. № 39-4;

-приказом о приеме на работы № 188-к от 25.10.2018 г.

-должностным регламентом, листом ознакомления ФИО1 с должностным регламентом;

-актом обследования территории ООО «ФИО19» на предмет соблюдения природоохранных требований ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес>, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1;

-актами отбора проб отходов;

-протоколами результатов измерений проб отходов;

-протоколами биотестирования водных вытяжек проб отходов;

- протоколом об административном правонарушении ООО «ФИО19» от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, постановлением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 21.04.2020 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ФИО19», инициированного Валиахметовым ФИО1., прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку при проведении проверки установлено наличие нарушений ст. 10, 14, 16 Федерального закона № 294-ФЗ. 13.07.2020 постановление вступило в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по привлечению, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Согласно положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу п.п. 2,3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ, положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при проведении предварительного следствия, административного расследования.

Вместе с тем, Валиахметов ФИО1. в соответствии с приказом от 06.11.2019 № 39-Ч участвовал в проведении выезда в рамках проведения доследственной проверки по сообщению о преступлении, зарегистрированному в КУСП № 525/4824 от 03.11.2019 в качестве специалиста – эксперта, с целью дачи заключения о причиненном ущербе окружающей среде, по результатам которого возбудил дело об административном правонарушении в отношении ООО «ФИО19» по ч. 1 ст. 8.2 КОАП РФ.

При проведении выезда 07.11.2019, согласно пояснениям Валиахметова ФИО1., достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, обнаружено не было, сообщений, заявлений физических или юридических лиц, материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в распоряжении Валиахметова ФИО1. не имелось.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ должностным лицом определение о проведении административного расследования не выносилось.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 КОАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, при этом в указанном случае у специалиста-эксперта поводов к возбуждению дела об административном правонарушении не имелось.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.10.2018 № 188-к Валиахметов ФИО1. назначен на должность специалиста 3 разряда отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области. В соответствии с приказом от 01.10.2020 переведен на должность ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В соответствии с п.п. 8.3.1, 8.3.7, 8.3.32, 8.3.34 Должностного регламента Федерального ведущего специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного исполняющим обязанности руководителя Управления ФИО9, ведущий специалист-эксперт обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционный законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; осуществлять в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); осуществлять применение мер ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации по результатам проведенных проверок или постановлений уполномоченных органов, в случае выявления нарушений природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами, к виновным лицам.

Отсутствие приказа о проведении проверки и проведения административного расследования в отношении ООО «ФИО1» Валиахметов ФИО1. не оспаривает.

В силу п. 3 ст. 18, п. 4 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением.

К грубым нарушениям установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок относится нарушение требований, предусмотренных: частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Поэтому действия Валиахметова ФИО1. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ как грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.

Валиахметов ФИО1. являясь должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), нарушил требования ст. 10,14,16 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 г. « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившиеся в проведении внеплановой проверки в отношении ООО «ФИО19» без распоряжения руководителя, что выразилось в использовании результатов обследования территории организации, выполненной им лично, сборе других доказательств, включая результаты биотестирования водных вытяжек проб отходов, лицензии ООО «ФИО19», договоров аренды земельного участка, возмездного оказания услуг, что положено в основу составленного им протокола о привлечении к административной ответственности в отношении данной организации, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Доводы Валиахметова ФИО1. о том, что им было возбуждено дело об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ факт совершения им правонарушения не опровергают, поскольку данная норма является общей, предусматривает один их поводов к возбуждению дела об административном правонарушении и не исключает необходимость соблюдения вышеперечисленных требований Федерального закона № 294, предусматривающих дополнительные гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Факт привлечения Валиахметова ФИО1. в качестве специалиста в связи с проводимой доследственной проверкой и наличием в действиях представителей ООО «ФИО19» признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК РФ не является основанием для прекращении производства по настоящему делу ввиду того, что проверка осуществлялась в порядке, установленной нормами УПК РФ, сотрудниками Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте в отношении физических лиц, однако согласно протоколу об административном правонарушении от 26.12.2019 года, вынесенного Валиахметовым ФИО1., полученные им сведения фактически являлись проверочными в отношении юридического лица, выполненные с указанными выше нарушениями Федерального закона № 294.

Вопреки позиции Валиахметова ФИО1., приобщенное в судебном заседании сопроводительное письмо начальника Южно-Уральского ЛУ МВД России на транспорте от 27.11.2019 года и принятии мер в отношении ООО «ФИО19» согласно действующему законодательству, не позволяло ему проводить проверочные мероприятия и не подменяло распоряжения или приказа руководителя государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки по правилам Федерального закона № 294.

Не усматривает суд и оснований для признания процедуры привлечения Валиахметова ФИО1. к административной ответственности. Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его вынес заместитель Уральского транспортного прокурора ФИО11, права разъяснила и опросила по существу данного протокола прокурор отдела ФИО12, что подтверждается данным постановлением и объяснением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-11, 12-15).

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении прокурором соответствует требованиям ст. 28.4 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности, установленная ст. 28.2 КоАП РФ, соблюдена. Валихаметову ФИО1. предоставлена возможность дать объяснения по существу обстоятельств, изложенных в протоколе об административном правонарушении, ему разъяснены права, содержание протокола согласуется с указанными требованиями закона. Указанные действия выполнены прокурором. Факт вынесения протокола и объявления его Валиахметову ФИО1. разными прокурорскими работниками, по мнению суда, установленному порядку привлечения к административной ответственности не противоречит, поскольку в соответствии со ст. 54 ФЗ «О прокуратуре РФ» содержащееся в законе наименование «прокурор» обозначает - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.

Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены, копия постановления вручена в установленном законом порядке.

Определяя вид и меру наказания, суд учитывает характер совершенного Валиахметовым ФИО1. административного правонарушения, степень общественной опасности, личность виновного, его имущественное положение, к смягчающим вину обстоятельствам суд относит привлечение к административной ответственности впервые. Суд так же учитывает отсутствие отягчающих обстоятельств и приходит к выводу о назначении минимально возможного наказания за данное правонарушение в виде административного штрафа. Оснований для назначения наказания, в виде дисквалификации суд не усматривает.

Данное наказание, по мнению суда, будет соответствовать цели административного наказания - предупреждению совершения новых правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10. КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать должностное лицо - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по г. Челябинску Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Валиахметова ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа Уральская транспортная прокуратура л/с 03621860230 УФК по Свердловской области, р/с 40105810900000010001 в ГРКЦ Банка России по Свердловской области, ИНН: 6671233692, ОГР 1076671024451, КПП 667101001, БИК 046577001, ОКПО 81791934 КБК 415.116 90010 01 6000 140

Настоящее постановление может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Г.С. Важенин

5-590/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Валиахметов Альберт Ильдусович
Другие
Паршукова А.П.
Коробкин В.Е.
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Судья
Важенин Григорий Сергеевич
Статьи

19.6.01

Дело на сайте суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
03.06.2020Передача дела судье
09.06.2020Подготовка дела к рассмотрению
09.06.2020Рассмотрение дела по существу
05.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее