№ 2а-1711/2020
64RS0047-01-2020-002004-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Ватютовой А.Л.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района города Саратова Прокофьевой Т.Ю.,
представителя административного истца по доверенности Соляновой И.Д.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Полянского Г.Ю.,
представителя заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Саратова по доверенности Животиковой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Фартукова П.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановления от <дата> №,
установил:
Фартуков П.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановления от <дата> №.
Требования административного истца мотивированы тем, что <дата> администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано постановление № «Об утверждении проекта планировки территории района городского парка культуры и отдыха им. А.М. Горького, ограниченного <адрес>», которое официально опубликовано в издании «Саратовская панорама», Спецвыпуск, №), от <дата> Он владеет на праве собственности жилым домом <адрес>, общей площадью 58,7 кв.м, с кадастровым номером №. Данный жилой дом находится на земельном участке, площадью 516 кв.м, с кадастровым номером №, который передан ему по договору аренды от <дата> №. Он обращался в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № в предоставлении земельного участка в собственность ему было отказано на основании пп. 19 ст. 39.16 и ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, также постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №. По сведениям Комитета по градостроительству и архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» испрашиваемый земельный участок имеет частичное наложение на границы территории общего пользования (красной линии) - дорога. Согласно плану-схеме граница территории общего пользования (красная линия), установленная проектом планировки территории района городского парка культуры и отдыха им. А.М.Горького проходит по земельному участку с кадастровым номером № и жилому дому с кадастровым номером №, имеющих адрес: <адрес>. Вместе с этим установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости. В связи с изложенным установление красных линий по земельному участку, используемому под объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации. На основании изложенного просил признать недействительным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № в части, касающейся прохождения красной линии по земельному участку с кадастровым номером № и объекту недвижимости жилой дом с кадастровым номером №, имеющим адрес: <адрес>.
Представитель административного истца по доверенности Солянова И.Д., административный иск поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Полянский Г.Ю. просил отказать в удовлетворении иска, изложив свои возражения в письменном виде (л.д. 46-52).
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Саратова по доверенности Животикова Ю.О. возражала против требований истца (л.д. 59-64).
Административный истец Фартуков П.А. и представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре администрации муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без административного истца и представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела и материалы административного дела №, суд установил следующие обстоятельства.
Административный истец Фартуков П.А. владеет на праве собственности жилым домом <адрес>, общей площадью 58,7 кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 14-15).
Данный жилой дом расположен на земельном участке, площадью 516 кв.м, с кадастровым номером №, который передан Фартукову П.А. по договору аренды от <дата> № (л.д. 11-13).
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> «Об утверждении проекта планировки территории района городского парка культуры и отдыха им. А.М. Горького, ограниченного <адрес>» утвержден проект планировки указанного района (далее – указный проект планировки территории), куда входит земельный участок с кадастровым номером № и жилой дом с кадастровым номером №, имеющих адрес: <адрес>.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № (л.д. 10), на основании постановления от <дата> № Фартукову П.А отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч. 17 ст. 45 ГрК РФ документацию по планировке территории вправе оспорить в судебном порядке органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица.
Из ч. 7 ст. 213 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как установлено судом, оспариваемое Фартуковым П.А. постановление, принято без нарушения процедуры установленной градостроительным законодательством.
Согласно ч. 4 ст. 41.1. ГрК РФ видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон (часть 1 ст. 41.1. ГрК РФ).
Согласно ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единых государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В соответствии с ч.ч. 5 и 6 ст. 46 ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Решение об утверждении проекта планировки территории, как муниципальный нормативный правовой акт, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступает в силу после его официального опубликования (обнародования), что вытекает из положений ч.ч. 2 и 3 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № предписано подготовить указанный проект планировки территории (опубликовано в издании «Саратовская панорама», спецвыпуск от <дата> №).
В соответствии с протоколом № заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» от <дата> единогласно рекомендовано вынести указанный проект планировки территории на публичные слушания.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> № предписано провести публичные слушания по указанному проекту планировки территории (опубликовано в издании «Саратовская панорама», спецвыпуск от <дата> №).
Текст указанного проекта планировки территории опубликован в издании «Саратовская панорама», спецвыпуск от <дата> №).
Публичные слушания состоялись <дата> В соответствии с протоколом публичных слушаний от <дата> за утверждение указанного проекта планировки территории голосовали: «за» - 36, «против» - 6, «воздержались» - 11.
В соответствии с заключением о результатах проведения публичных слушаний рекомендовано утвердить указанный проект планировки территории (опубликовано в издании «Саратовская панорама», спецвыпуск от <дата> №).
В соответствии с рекомендациями комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», протоколом № от <дата> единогласно рекомендовано утвердить указанный проект планировки территории.
<дата> издано постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» №, которое опубликовано в издании «Саратовская панорама», спецвыпуск от <дата> №).
При проверке доводов Фартукова П.А. о нарушении его прав оспариваемым постановлением суд исходит из следующего.
Градостроительный кодекс РФ отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (п. 12 ст. 1).
Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования от иных территорий, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий, выступающих в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения (п. 2 ч. 5 ст. 43).
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (п. 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. № 18-30).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2).
Согласно подп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 42 ГРК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
В соответствии с подп. 10.4.1 п. 10 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 (действовавших на момент вынесения оспариваемого постановления) проекты планировки территорий без проектов межевания в их составе разрабатываются в случаях:
а) когда посредством красных линий необходимо выделить (изменить) элементы планировочной структуры (кварталы, микрорайоны, земельные участки общего пользования и иные элементы);
б) когда необходимо установить параметры планируемого развития элементов планировочной структуры (границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства и характеристик планируемого развития территорий: плотность, параметры застройки, характеристики развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения и иные необходимые для развития территории).
Из содержания п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Одновременно с этим, в силу ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (п. 2 ч. 2 ст. 43 ГрК РФ).
На чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 с. 2 настоящей статьи (п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ).
Из анализа приведенных выше положений ГрК РФ следует вывод, что отображение местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Из фрагмента карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280, в районе расположения земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №, установлены красные линии.
Документация по планировке территории правомерно была подготовлена с учетом сведений о границах земельного участка Фартукова П.А. содержащихся на момент утверждения в едином государственном реестре недвижимости.
Как видно из оспариваемого административным истцом постановления, проект планировки территории района городского парка культуры и отдыха им. А.М. Горького утвержден без проекта межевания в его составе.
Согласно п.п. 5.3, 6.1, 6.1.1., 6.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 земельный участок и объекты капитального строительства, существовавшие на законных основаниях до вступления в законную силу данных Правил и имеющие вид разрешенного использования, не поименованный в качестве основного вида для данной территориальной зоны, являются не соответствующими Правилам. Однако, такие земельные участки и объекты капитального строительства могут существовать и использоваться с существующими на момент их образования разрешенными видами использования расположенных на них зданий, строений, сооружений (фактическое землепользование), без увеличения площади и строительного объема.
Кроме того, рассматриваемый земельный участок частично расположен в пределах красных линий, установленных проектом планировки территории общего пользования города Саратова (Октябрьский район), утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата> №.
Таким образом, законные права и интересы административного истца Фартукова П.А. оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.
Кроме того, Фартуков П.А. не лишен возможности обратиться в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с предложением о подготовке документации по планировке территории за счет собственных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 215 КАС РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска Фартукова П.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании недействительным постановления от <дата> №.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья Р.В. Рыбаков
В окончательной форме решение изготовлено 24 июля 2020 г.