Решение по делу № 2а-1348/2021 от 09.09.2021

Дело № 2а-1348/2021

Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 08 декабря 2021 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Кузьмич Н.В.,

при секретаре Лукановой Ю.В.,

с участием представителя административного ответчика – адвоката Заполицына А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Мурманской области к Мещеряковой О.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,

заинтересованное лицо – Шкодин В.В.,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области (далее по тексту – МИФНС № 9) обратилась в суд с административным иском к Мещеряковой О.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц. В обоснование иска указала (с учетом заявления об уточнении иска), что ответчик является субъектом налоговых правоотношений и состоит на учете в налоговых органах.

По сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Мурманской области на ответчика были зарегистрированы следующие объекты недвижимого имущества – административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, площадью 2445,8 кв.м, дата регистрации права – 12.04.2011, дата утраты права – 03.09.2019.

В адрес налогоплательщика было направлено уведомление от 01.09.2020 <номер> об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 - 2019 гг. В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено требование от 06.12.2020 <номер> об уплате задолженности, которое налогоплательщиком не исполнено. В настоящее время задолженность составляет за 2018 год – 237 758 руб., за 2019 год – 634 021 руб., пени в сумме 484 руб. 18 коп.

На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области был вынесен судебного приказа <номер> о взыскании с Мещеряковой О.П. вышеуказанной задолженности, который 03.06.2021 отменен в связи с поступившими от Мещеряковой О.П. возражениями относительно исполнения судебного приказа.

Истец просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 и 2019 годы в сумме 871 779 руб. 00 коп., пени в сумме 484 руб. 18 коп.

Административный истец МИФНС № 9 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

Административный ответчик Мещерякова О.П. в судебном заседании не участвовала, направила для защиты своих интересов представителя – адвоката Заполицына А.В.

В письменных возражениях на иск указала, что 16.07.2018 Арбитражным судом Мурманской области вынесено решение о признании Мещеряковой О.П. несостоятельной (банкротом), открыта процедура реализации имущества Мещеряковой О.П. в деле о банкротстве. В соответствии в определением Арбитражного суда Мещерякова О.П. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов. Требования ИФНС № 9, предъявленные за налоговый период, не были заявлены в ходе процедуры реализации имущества. Определение о завершении процедуры реализации имущества Мещеряковой О.П. в деле о банкротстве вынесено Арбитражным судом Мурманской области 25.02.2020, т.е. по истечении срока возникновения обязанности по уплате налога на имущество за 2018, 2019 гг. МИФНС № 9 с требованиями об уплате налога за указанные налоговые периоды не обращалась ни к ответчику, ни к финансовому управляющему Шкодину В.В. Кроме того, ответчик не согласен с суммами налога. Обращает внимание, что до 01.01.2018 Мещерякова О.П. была освобождена от уплаты налога на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ, так как находилась на упрощенной системе налогообложения. Указывает, что 16.08.2018 финансовым управляющим Шкодиным В.В. и Мещеряковой О.П. был заключен договор аренды помещения по адресу: <адрес>, срок действия договора с 13.07.2018 по 02.12.2018 с последующей пролонгацией, арендная плата установлена 100 000 руб. Таким образом, нежилое помещение в 2018-2019 гг. использовалось не ею, а финансовым управляющим для получения прибыли (которая включалась в конкурсную массу) и у налогового органа не имелось оснований для исчисления налога на имущество на указанный объект. В феврале 2021 года она обратилась в налоговый орган с заявлением об освобождении от уплаты налога за 2018 2019 гг., однако ей было необоснованно отказано. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика Заполицын А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждается материалами дела и стороной ответчика не оспаривается, что Мещерякова О.П. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 05.02.1998, деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена 06.09.2017; в период с 12.04.2011 по 02.09.2019 являлась собственником административного здания по адресу: <адрес>, площадью 2445,80 кв.м, кадастровый <номер>.

В соответствии с частью 1 статьи 19, частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) физические лица обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, указанные в пункте 1 статьи 407 НК РФ, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Пунктом 2 статьи 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Исходя из требований пункта 3 статьи 409 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, которой установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Законом Мурманской области от 18.11.2016 № 2057-01-ЗМО установлена единая дата начала применения на территории Мурманской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01.01.2017.

Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области от 29.11.2016 № 245 «Об установлении на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района налога на имущество физических лиц установлена ставка налога на имущество в 2018 году исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения – административного здания – 0,5%.

Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Кандалакша Кандалакшского района Мурманской области «Об установлении на территории муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района налога на имущество физических лиц» (в ред. решения Совета депутатов МО городское поселение Кандалакша Кандалакшского района от 21.12.2018 № 514) установлена ставка налога на имущество в 2019 году исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения – административного здания (объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса; объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 000 000 рублей) – 2%.

Налоговым органом Мещеряковой О.П. на административное здание по адресу: <адрес>, площадью 2445,80 кв.м, кадастровый <номер>, был начислен налог на имущество исходя из доли владения (1/1) и кадастровой стоимости на 2018 г., 2019 г., равной 47 551 596 руб. 45 коп.: за 2018 год в сумме 237 758 руб. 00 коп., (47 551 596,45 руб. х 0,5% х 1 х 12 мес.); за 2019 года в сумме 634 021 руб. 00 коп. (47 551 596,45 руб. х 2% х 1 х 8 мес.).

О необходимости уплаты данного налога Мещерякова О.П. была извещена налоговым уведомлением <номер> от 01.09.2020, в котором отражено, что налог должен быть уплачен в срок, установленный пунктом 1 статьи 409 НК РФ (не позднее 01.12.2020). Вместе с тем, в установленный срок уплата указанного налога не была произведена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 70 НК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных отношений), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Исходя из положений пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Добровольно уплату недоимки по налогу на имущество в полном размере до настоящего времени ответчик не произвел, что подтверждается представленными документами, доказательств уплаты в суд не представлено.

Принимая решение, суд учитывает, что ответчику налоговым органом направлялось соответствующее налоговое уведомление на уплату налога, что подтверждается материалами дела.

Кроме того, в соответствии с требованиями налогового законодательства в адрес ответчика налоговым органом направлялось требование об уплате налога на имущество <номер> от 06.12.2020 (срок исполнения до 30.12.2020). Данное требование ответчиком в добровольном порядке исполнено не было.

Налоговый орган 12.02.2021 обратился к мировому судье судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Мещеряковой О.П. вышеуказанной недоимки по налогу.

Мировым судьей судебного участка № 1 Кандалакшского судебного района Мурманской области 19.02.2021 на основании заявления налогового органа был вынесен судебный приказ о взыскании с Мещеряковой О.П. вышеуказанной задолженности. Определением от 03.06.2021 данный судебный приказ был отменен.

Факт наличия у ответчика недоимки по налогу на имущество за 2018 и 2019 гг. подтверждается представленными суду документами.

Вместе с тем, суд не может согласиться с указанной административным истцом суммой задолженности.

Так, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.09.2021 кадастровая стоимость здания по адресу: <адрес>, составляет: на 01.01.2018 – 46 988 685 руб., на 01.01.2019 - 46 988 685 руб.

Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц составит: за 2018 год - 234 943 руб. 00 коп., (46 988 685 руб. х 0,5% х 1 х 12 мес.); за 2019 года в сумме 626 515 руб. 00 коп. (46 988 685 руб. х 2% х 1 х 8 мес.).

Исходя из изложенного, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что требования инспекции о взыскании с Мещеряковой О.П. задолженности по налогу на имущество за 2018, 2019 годы подлежат удовлетворению частично, в сумме 861 458 руб. (234 943 руб. за 2018 г. + 626 515 руб. за 2019 г.).

В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В соответствии со статьей 75 НК РФ административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество в общем размере 484 руб. 18 коп., в том числе: по налогу на имущество за 2018 год – 124 руб. 90 коп., за 2019 год – 359 руб. 28 коп.

В связи с перерасчетом судом размера задолженности исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, размер пени составит 479 руб. 93 коп.

Сроки обращения в суд административным истцом соблюдены.

Учитывая изложенное, требования административного истца суд находит подлежащими удовлетворению частично, в размере 861 936 руб. 33 коп., в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 861 458 руб. (234 943 руб. за 2018 год + 626 515 руб. за 2018 год), пени в сумме 478 руб. 33 коп. (124,90 руб. за 2018 год + 355,03 руб. за 2019 год).

Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд не принимает ввиду следующего.

По общему правилу после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (абз. 1 п. 3 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Вместе с тем, по смыслу абзацу 2 пункта 3 статьи 213.28 Федерального закона № 127-ФЗ освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктом 5 статьи 213.28.

В силу пункта 5 статьи 213.28 Федерального закона № 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2014 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Исходя из положений части 1 статьи 134 Федерального закона № 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

В соответствии со статьей 5 Федерального № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом о банкротстве.

Судом установлено, что заявление о признании Мещеряковой О.П. банкротом принято Арбитражным судом Мурманской области к производству суда 12.02.2018, решением суда от 16.07.2018 по делу № <номер> Мещерякова О.П. признана несостоятельной (банкротом).

Определением Арбитражного суда Мурманской области от 27.02.2020 постановлено: завершить процедуру реализации имущества гражданина в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданки Мещеряковой О.П.; освободить Мещерякову О.П. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных в ходе проведения процедуры реализации имущества гражданина, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктами 4,5 с учетом положений пункта 6 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Учитывая, что предметом настоящих административных требований является взыскание задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 и 2019 годы, данные требования являются текущими.

Доводы административного ответчика о том, что у налогового органа не имелось оснований для исчисления налога на имущество на указанный объект, поскольку до 01.01.2018 она была освобождена от уплаты налога на доходы физических лиц, так как находилась на упрощенной системе налогообложения, в 2018-2019 гг. помещение использовалось не ею, а финансовым управляющим, суд не принимает ввиду следующего.

Мещерякова О.П. в период с 28.01.2004 по 06.09.2017 являлась индивидуальным предпринимателей с применением УСН.

Согласно пункту 3 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

Поскольку Мещерякова О.П. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 06.09.2017, она утратила право на получение освобождения от уплаты налога на имущество по объекту <адрес>.

Следовательно, у налогового органа возникла обязанность по начислению Мещеряковой О.П. налога на имущество физических лиц, в том числе по указанному объекту.

Иные доводы ответчика основанием к отказу в иске не являются.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Из разъяснений, приведенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

Исходя из цены иска, в соответствии с частью 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате по данному делу, составляет 11 819 руб. 36 коп.

В связи с тем, что МИФНС освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 11 819 руб. 36 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Мещеряковой О.П. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Мурманской области задолженность по налогу на доходы физических лиц: за 2018 год – в размере 234 943 руб. 00 коп., за 2019 год – в размере 626 515 руб. 00 коп., пени в сумме 479 руб. 93 коп.

В остальной части исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 оставить без удовлетворения.

Взыскать с Мещеряковой О.П. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 11 819 руб. 38 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня вынесения.

Судья Н.В. Кузьмич

2а-1348/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 9 по Мурманской области
Ответчики
Мещерякова Ольга Петровна
Другие
Шкодин Виталий Витальевич
Заполицын Александр Владимирович
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Кузьмич Н.В.
Дело на сайте суда
kan.mrm.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация административного искового заявления
09.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
15.11.2021Судебное заседание
23.11.2021Судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее