№ 2-2466/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года г. Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Карпухиной Ю.А.
при секретаре судебного заседания Алексеевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области в интересах Ворониной Л.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Рассказовский межрайонный прокурор Тамбовской области, действующий в интересах Ворониной Л.Ю., обратился в суд с требованиями к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее - ОСФР по Тамбовской области) о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В обоснование требований указал, что Рассказовской межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение Ворониной Л.Ю. по вопросу обеспечения техническими средствами реабилитации. Ее обращение обусловлено нарушениями соблюдения законодательства о предоставлении мер социальной поддержки как инвалида. В ходе проведенной проверки выявлены факты нарушения прав и законных интересов инвалидов, нуждающихся в обеспечении средствами технической реабилитации со стороны должностных лиц Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области. Установлено, что Воронина Л.Ю. является инвалидом *** группы, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от *** она подлежит обеспечению следующими техническими средствами реабилитации: экопротез молочной железы (1 шт.) бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экопротеза молочной железы (1 шт.). С заявлением об обеспечении указанными техническими средствами реабилитации Воронина Л.Ю. обращалась в ОСФР по Тамбовской области 24.04.2023, однако до настоящего времени она не обеспечена техническими средствами реабилитации, которые приобретаются за счет средств бюджета. При этом, в силу положений ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиду не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения средствами технической реабилитации.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, прокурор просит обязать ОСФР по Тамбовской области обеспечить Воронину Л.Ю. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида: экопротез молочной железы (1 шт.) бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экопротеза молочной железы (1 шт.)..
В судебном заседании заместитель Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области Хорошун К.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что 07.11.2023 Воронина Л.Ю. обратилась в ОСФР по Тамбовской области с заявлением на получение электронного сертификата для приобретения технических средств реабилитации, однако до настоящего времени Воронина Л.Ю. не обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, государственные контракты на поставку необходимых средств реабилитации не заключались.
Представитель ответчика ОСФР по Тамбовской области Пчелинцева Ю.П. в судебном заседании исковые требования не признала, при этом пояснила, что порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил нуждаемость инвалидов в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях определяется учреждениями медико-социальной экспертизы и оформляется индивидуальными программами реабилитации или реабилитации инвалида. Указанные программы являются основанием для обеспечения инвалида предусмотренными в них техническими средствами реабилитации.
Согласно п. 4 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации носит заявительный характер.
По заявлению от 14.04.2022 и в соответствии с рекомендациями индивидуальной программой реабилитации от *** Воронина Л.Ю. была обеспечена экзопротезом молочной железы (1 шт.), бюстгальтером (лиф-креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы (1 шт.) 18.04.2022.
Заявление от 07.11.2023 г. на получение электронного сертификата для приобретения технических средств реабилитации, в соответствии с рекомендациями *** было рассмотрено и
Ворониной Л.Ю. было направлено уведомление о принятом решении о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации - Сертификат.
На момент подачи заявления, все выделенные ОСФР по Тамбовской области денежные средства были направлены на закупку технических средств реабилитации, компенсацию стоимости самостоятельно приобретенных инвалидами технических средств реабилитации, а также формирование электронных сертификатов для приобретения технических средств в установленном порядке и израсходованы в полном объеме.
После выделения дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, электронные сертификаты Ворониной Л.Ю. на приобретение рекомендованных индивидуальной программой реабилитации средств реабилитации будут активированы.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрены меры социальной поддержки, которые гарантируют инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ т 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В силу положений пп. «а» п.3 указанных Правил предполагается, что обеспечение инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
С 01.01.2023 года заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п.4 Правил).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) (п.5 Правил).
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта, а также коды технических средств (изделий) в каталоге, подлежащих предоставлению инвалиду (ветерану).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 настоящих Правил.
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению (п.6 Правил).
В силу положений ч.1 ст.11 названного Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или аббилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч.14 ст.11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (абз.6 ст.11 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе к ТСР отнесены протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты) (ст.11.1 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, согласно п.8 которого в данный перечень включены протезы (за исключением высокофункциональных протезов с микропроцессорным управлением) и ортезы.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №107н утверждено положение о сроках пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями.
В отношении технического средства реабилитации «экопротез молочной железы» срок эксплуатации составляет не менее одного года; технического средства реабилитации «Бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы» - не менее 6 месяцев (п. 8 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №107н).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ст.11.1 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ).
По смыслу положений абз.2 ст.11 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Кроме того, при реализации ИПРА обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий (п.11 Порядка утверждения ИПРА, в редакции Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.06.2023 №545н).
Судом установлено, что Ворониной Л.Ю., *** года рождения, установлена *** группа инвалидности на срок до ***.
В отношении Ворониной Л.Ю. разработана индивидуальная программа реабилитации *** от 12.12.2022.
Согласно ИПРА инвалида *** года Воронина Л.Ю. подлежит обеспечению следующими техническими средствами реабилитации: [8-09-01] экопротез молочной железы (1 шт.), [08-09-02] чехол для экопротеза молочной железы трикотажный (1 шт.); [08-09-21] бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экопротеза молочной железы (1 шт.) (л.д. 8-20).
Как усматривается из материалов дела, в том числе из пояснений представителя ОСФР по Тамбовской области, на основании заявления от 07.11.2023 Ворониной Л.Ю. предоставлен Сертификат на обеспечение техническими средствами реабилитации (л.д. 52-53), при этом денежные средства на данном сертификате отсутствуют.
Однако, как усматривается из материалов дела, а равно из пояснений представителя ответчика ОСФР по Тамбовской области, Воронина Л.Ю. до настоящего времени не обеспечена необходимыми техническими средствами реабилитации.
Таким образом, судом установлено, и не опровергается ответчиком, что в нарушение положений п.5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года №240, после подачи Ворониной Л.Ю. заявления от 24.04.2023 ОСФР по Тамбовской области в течение 30 календарных дней не разместил и не намерен был размещать извещение о проведении закупки соответствующего технического средства реабилитации.
Вместе с тем, при установленных судом обстоятельствах дела, доводы ответчика, как и его бездействие в отношении заявления Ворониной Л.Ю., по мнению суда, объективно противоречат положениям ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ, Порядку, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года №240, а равно нарушают право Ворониной Л.Ю. на своевременное обеспечение средствами реабилитации, гарантированное государством.
Ссылка ответчика на возможность Ворониной Л.Ю.. самостоятельно приобрети необходимые ей средства реабилитации, а равно на ее право использования ей электронного сертификата суд признает несостоятельными.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В пункте 15 (1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Каких- либо данных о том, что Ворониной Л.Ю. ОСФР по Тамбовской области разъяснялся вышеназванный Порядок и право на получение денежной компенсации в связи с невозможностью предоставления технических средств реабилитации в натуре, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства дела, подтверждающие, в том числе необоснованное бездействие ответчика, в их совокупности с требованиями законодательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Рассказовского межрайонного прокурора Тамбовской области, действующего в интересах Ворониной Л.Ю..
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тамбовского района, действующего в интересах Ворониной Л.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации удовлетворить.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (ОГРН 1026801161298, ИНН/КПП 6832000797/682901001) обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Воронину Л.Ю., ***), техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида от ***, а именно: экопротез молочной железы в количестве одной штуки, бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экопротеза молочной железы в количестве одной штуки.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.
Судья Ю.А. Карпухина
Решение суда изготовлено в окончательной форме 29.11.2023 года.
Судья Ю.А. Карпухина