Дело №а-615/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 «июня» 2020г. <адрес>.
Рассказовский районный суд <адрес> в составе:
судьи Кондаковой А.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Расказовского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельсовета <адрес> о ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Рассказовский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указано, что Рассказовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного и земельного законодательства и установлено, что правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст.1 указанного закона, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статья 42 ЗК РФ определяет обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
В связи с тем, что землепользователи осуществляют права собственников земельных участков (ст. 41 ЗК РФ) орган местного самоуправления должен самостоятельно принять меры по вопросу расчистки земельного участка от несанкционированной свалки.
В нарушении указанных норм законодательства на территории сельсовета на землях населенных пунктов имеет место образование несанкционированной свалки из отходов по адресу: <адрес>, в 500 м. севернее <адрес>, площадью 10 кв.м.
Расположение несанкционированных отходов на землях населенных пунктов может также явится следствием возможных возгораний, что также недопустимо в соответствии со ст.36 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, действуя в интересах неопределенного круга лиц, административный истец просит обязать администрацию Никольского сельсовета <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу убрать несанкционированную свалку из отходов, образованную на земельном участке по адресу: <адрес>, в 500 м. севернее <адрес>, площадью 10 кв.м.
дд.мм.гггг от административного истца поступило заявление о рассмотрении указанного административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства. Административный ответчик не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем также представил заявление от дд.мм.гггг.
В соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Определением суда от дд.мм.гггг принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ, исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 того же Закона, сброс отходов на почву запрещается.
Как следует из ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ОЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вредным воздействием на человека, согласно Федеральному закону «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 является воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения.
Как следует из материалов дела, Рассказовской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры области на территории Никольского сельсовета была проведена проверка соблюдения законодательства об очистке территорий от несанкционированных свалок.
дд.мм.гггг в ходе проверки было установлено, что в <адрес>, в 500 м. севернее <адрес>, имеет место несанкционированное складирование бытовых отходов, площадью 10 кв.м.
Наличие несанкционированного складирования бытовых отходов подтверждается фотокопией, имеющейся в материалах дела.
В соответствии с п.21 ст.6 Устава Никольского сельсовета <адрес> к вопросам местного значения сельсовета относится, в частности, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Администрация Никольского сельсовета <адрес> осуществляет на территории муниципального образования, на которой обнаружено несанкционированного складирования бытовых отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза твердых коммунальных отходов с указанной территории.
В нарушение норм федерального законодательства администрацией сельсовета не приняты меры по уборке образовавшихся отходов.
Неисполнение администрацией Никольского сельсовета <адрес> требований земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, наличие свалки бытовых отходов, способно повлечь распространение пожаров, уничтожение флоры и фауны и иные тяжкие последствия. Расположение бытовых отходов в местах, не предназначенных для этого, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Рассказовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Никольского сельсовета <адрес> об обязании убрать несанкционированную свалку из отходов, подлежат удовлетворению.
Суд полагает, что определенный административным истцом срок для организации административным ответчиком работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов, в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ, является разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Рассказовского межрайонного прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию Никольского сельсовета <адрес> в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу убрать несанкционированную свалку из отходов, образованную на земельном участке по адресу: <адрес>, в 500 м. севернее <адрес>, площадью 10 кв.м.
Сообщить в течение одного месяца с момента исполнения решения суда об исполнении данного решения в суд и административному истцу в лице Рассказовского межрайонного прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.Ю. Кондакова