Судья Ермаков А.Е. Дело № 33а-1877/2021 (№ 2а-74/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,
судей Пристром И.Г., Щенниковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе административного истца Чивкина А.В. на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 08 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Чивкина А.В. к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании бездействия незаконным, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Соболева В.М., объяснения административного истца Чивкина А.В., представителя УФСИН Росси по Республике Коми и ФСИН России Новиковой Е.В., судебная коллегия
установила:
Чивкин А.В. обратился в Замоскворецкий районный суд города Москвы суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных условий содержания, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении в размере .... В обоснование заявленных требований указал, что в период с 19 февраля 2019 года по 19 августа 2019 года отбывал наказание в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где жилищно-бытовые условия содержания не соответствовали установленным законом требованиям, что причинило ему нравственные страдания, привело к возникновению ряда хронических заболеваний. Нарушения требований к условиям содержания выражались в следующем: 1) система вентиляции с механическим побуждением была неисправна; 2) холодная вода, поступающая через централизованную систему водоснабжения, не соответствовала санитарным требованиям; 3) осужденным запрещено иметь при себе крема для тела; 4) емкости, в которых доставлялась питьевая вода, были из-под технических жидкостей и не проходили санитарную обработку; 5) выдаваемой на день питьевой воды было недостаточно; 6) размер окон в камерах, с учетом размеров рамы и решеток, установленных на окнах, является недостаточным; 7) естественное освещение в камерах было недостаточным для чтения; 8) система естественной вентиляции камер не обеспечивала достаточный приток свежего воздуха; 9) периодически в камеры прекращалась подача холодной воды, отсутствовало электричество; 10) камеры оборудованы отсекающей решеткой, которая действует угнетающе, не позволяет подойти к окну; 11) спальные места и сиденья выполнены из металла, сиденья расположены неудобно по отношению к столу, спальные места в камерах ЕПКТ не имеют деревянного настила; 12) прогулочные дворы выполнены полностью из металла.
Определением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 01 июля 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Определением судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 02 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судьей судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 26 октября 2020 года, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми. Административное дело передано по подсудности на рассмотрение Усть-Вымского районного суда Республики Коми.
Определением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 23 декабря 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФСИН России.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 08 февраля 2021 года административное исковое заявление Чивкина А.В. к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных условий содержания, присуждении компенсации за нарушение установленных условий содержания в исправительном учреждении в размере ... оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, административным истцом Чивкиным А.В. ставится вопрос об отмене вынесенного по делу судебного акта, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Чивкин А.В., участие которого обеспечено путем использования системы видео-конференц-связи с Ростовским районным судом Ярославской области, на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить административные исковые требования в полном объёме.
Представитель УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Новикова Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы Чивкина А.В.
ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, надлежаще извещённое о месте и времени рассмотрения дела, явку своего предстаивтеля в судебное заседание не обеспечило.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно пункту 4 данного Постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Из содержания указанной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются).
В названном пункте Пленум Верховного Суда Российской Федерации обращает внимание, что, учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, суд оказывает административному истцу содействие в реализации его прав и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры, в том числе для выявления и истребования доказательств по собственной инициативе (например, истребует имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля).
В целях реализации задач административного судопроизводства суд вправе, в частности, возложить на административного ответчика обязанность произвести видео-, фотосъемку и (или) представить в суд видеозаписи, фотографии помещений мест принудительного содержания (с указанием того, когда, кем и в каких условиях осуществлялась соответствующая съемка), сведения о точных размерах помещений, данных о температуре воздуха и освещенности в них, иные письменные и вещественные доказательства, которые приобщаются к материалам административного дела.
Кроме того, суд вправе назначить санитарно-эпидемиологическую или иную экспертизу условий содержания в месте принудительного содержания. Определение суда о назначении экспертизы является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и подлежит неукоснительному исполнению.
Из содержания пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчёте на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, приговором Ростовского районного суда Ярославской области от 25 августа 2014 года (с учетом изменений, внесенных судебной коллегией по уголовным делам Ярославского областного суда от 11 ноября 2014 года) Чивкин А.В. осужден по части 3 статьи 30, пункту "б" части 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы сроком на 6 лет 4 месяца.
В период с 19 февраля 2019 года по 19 августа 2019 года Чивкин А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где по его мнению, нарушались условия содержания, а именно: 1) система вентиляции с механическим побуждением была неисправна; 2) холодная вода, поступающая через централизованную систему водоснабжения, не соответствовала санитарным требованиям; 3) осужденным запрещено иметь при себе крема для тела; 4) емкости, в которых доставлялась питьевая вода, были из-под технических жидкостей и не проходили санитарную обработку; 5) выдаваемой на день питьевой воды было недостаточно; 6) размер окон в камерах, с учетом размеров рамы и решеток, установленных на окнах, является недостаточным; 7) естественное освещение в камерах было недостаточным для чтения; 8) система естественной вентиляции камер не обеспечивала достаточный приток свежего воздуха; 9) периодически в камеры прекращалась подача холодной воды, отсутствовало электричество; 10) камеры оборудованы отсекающей решеткой, которая действует угнетающе, не позволяет подойти к окну; 11) спальные места и сиденья выполнены из металла, сиденья расположены неудобно по отношению к столу, спальные места в камерах ЕПКТ не имеют деревянного настила; 12) прогулочные дворы выполнены полностью из металла.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исходил из соответствия условий содержания Чивкина А.В. в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми требованиям действующего законодательства, отсутствия необходимой для удовлетворения иска совокупности условий, приведенных в статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так судом первой инстанции было установлено, что для обеспечения более качественного воздухообмена камеры ЕПКТ оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что подтверждается справкой начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
В соответствии с пунктом 16.2.8 СП 308.1325800.2017 оконные блоки в камерах ЕПКТ для обеспечения проветривания оборудуются форточкой (фрамугой), расположенной в верхней части блока и открывающейся в горизонтальной плоскости (откидное открывание - максимально под углом 45° к плоскости пола). Таким образом, в камерах ЕПКТ вентиляция осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер. Согласно записям в журнале контроля температурного режима, за период нахождения Чивкина А.В. в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми температура в камерах находилась в пределах от +19 С° до +23 С°.
Окна в камерах ЕПКТ и ШИЗО с двойными оконными переплетами. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки, со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу. Так, пунктом 3.1 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утверждённого Приказом ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 предусмотрено, что камеры могут быть оборудованы оконными проемами 610х910 мм, в которые устанавливается решетка, имеющая каркас из стальной полосы сечения 60х12 мм. Решетчатое заполнение выполнено из стального прутка диаметром 20 мм и стальных полос сечением 60х12 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна не превышают 100х200 мм. Для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0,6 м.
Камеры ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми оборудованы системой централизованного холодного водоснабжения. Согласно результатам санитарно-эпидемиологической оценки, образцы воды, отобранные из централизованной системы питьевого водоснабжения исправительного учреждения, по органолептическим показателям (мутность, цветность), по химическим показателям (окисляемость перманганатная, водородный показатель, жесткость общая, железо общее) соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а по химическим показателям аммиак и аммоний-ион - требованиям пункта 103 Гигиенических нормативов 2.1.5.1315-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года № 78.
Также в камерах ЕПКТ установлены баки для питьевой воды, которой осужденные обеспечиваются без ограничений. Подготовка питьевой воды производится в столовой. Ежеквартально отбираются пробы питьевой воды на исследование, по результатам которого в спорный период с февраля по август 2019 года питьевая вода признавалась соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1116-02 по микробиологическим показателям.
Запрет, установленный административному истцу Чивкину А.В. иметь при себе в камере ЕПКТ крем для тела, регламентирован пунктом 157 Правил внутреннего распорядка ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, согласно которому осужденным, переведенным в ЕПКТ в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них средства индивидуальной гигиены (в том числе крема для тела и дезодоранты), которые выдаются им только на определенное распорядком дня время.
По сведениям администрации исправительного учреждения естественное освещение в камерах ЕПКТ обеспечивается за счет окон размером 0,9х0,6 м, в проемах которых установлены металлические решетки из круглой стали диаметром 20 мм и поперечных полос сечением 60х12 мм. Согласно справке главного энергетика ЭМГ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и представленным видеозаписям, для искусственного освещения в камерах ЕПКТ используются по 3 светодиодных лампы, мощностью 12 ВТ каждая, обеспечивающими возможность писать и читать без напряжения глаз. Сведений о регулярных отключениях водоснабжения и электроэнергии не имеется.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН, пунктом 12.3 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утвержденного Приказом ФСИН России от 27 июля 2007 года № 407 камеры ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми оборудованы откидными металлическими кроватями без деревянного покрытия, закрываемыми в дневное время на замок, из расчета 1 кровать на 1 человека. При этом наличие деревянного покрытия на кроватях в камерах ЕПКТ законом не предусмотрено. Скамья камерная, установленная в камере ЕПКТ, имеет несущие элементы каркаса из стального уголка сечением 45х45х5 мм, сиденье которого выполнено из досок толщиной 45 мм.
Кроме того, над прогулочными дворами ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми с № 1 по № 8, вдоль дальней от входа стены, устроены навесы для укрытия от атмосферных осадков, соответствуют подпункту 14 пункту 32 Наставления по оборудованию ИТСОН.
Кроме того, проверяя соблюдение срока для обращения Чивкина А.В. с настоящим административным исковым заявлением, предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции, с учётом части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положений Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пришел к выводу, что заявителем пропущен срок для взыскания компенсации в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия с приведёнными выводами суда первой и░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 84 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 62 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-31 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 84 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-767/2020, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 494-░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░ 180 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-31 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 19 ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░, ░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 309 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ 28 ░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -
░░░░░ -