Решение по делу № 33-48140/2022 от 21.11.2022

Судья: Воробьева Л.А.

Дело в 1 инстанции  2- 3387/2022

Дело  33- 48140/2022

 

                       АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

09 декабря 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мызниковой Н.В.,

и судей Жолудовой Т.В., Дегтеревой О.В.,

при ведении протокола секретарем Джемгировым М.Э.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.,

гражданское дело по апелляционной жалобе Смышляева ... на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 13 апреля 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска - отказать.

        

                                    УСТАНОВИЛА:

 

Смышляев М.Е. обратился в суд с иском к Филиалу «Московский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, в котором просил  признать за ним право на получение жилищной субсидии, без учета ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: ... обязать начальника филиала «Московский» ФЕАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса Министерства обороны РФ отменить решение от 19 марта 2021 года 102/304/ФМ, обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, начальника филиала «Московский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса Министерства обороны Российской Федерации при определении размера подлежащей выплате Смышляеву М.Е. жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения не учитывать ранее предоставленное жилое помещение.

В обоснование исковых требований Смышляев М.Е. ссылался на то, что проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ и во исполнение решения Московского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2017 года Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания. Впоследствии решением начальника филиала «Московский» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса Министерства обороны РФ от 19 марта 2021 года  102/304/ФМ внесены изменения в учетные данные истца в части, касающейся расчетной нормы общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии в сторону ее уменьшения, с зачетом  служебной площади 16,3 кв.м., размер жилищной субсидии составил 37,7 кв.м., что противоречит действующему законодательству, в связи с чем просил признать за ним право на получение жилищной субсидии, без учета ранее предоставленного жилого помещения.

 

Представитель истца по доверенности Смирнов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал; представители ответчиков в суде не явились, представили отзыв на иск, в котором против удовлетворения исковых требований возражал, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом постановлено решение, в апелляционной жалобе представитель истца  по доверенности Смирнов М.В. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Смирнова М.В., полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 названной статьи военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" действительно возлагают на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащему жилого помещения только один раз за все время военной службы, а распоряжение им ранее предоставленным жилым помещением само по себе не порождает у такого военнослужащего право на улучшение жилищных условий.

В то же время согласно абзацу 16 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Данное право вытекает также из согласующихся с данной нормой положений общего жилищного законодательства и специального законодательства, регулирующего порядок обеспечения военнослужащих жилищной субсидией.

Так, согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, площадь ранее предоставленного военнослужащему жилья подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения либо расчете размера жилищной субсидии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Смышляев М.Е. заключил первый контракт до 1 января 1998 года, проходил военную службу в войсковой части 84075, выслуга лет составляет более 20 лет. В личном деле Смышляева М.Е. записаны жена - Лебедева И.Г. (брак заключен 19 мая 2015 года), сын - ..., ... года рождения, сын от первого брака - ..., ... года рождения.

В 2003 году в период прохождения военной службы в войсковой части 26267 на состав семьи 3 человека ему представлено служебное жилое помещение по адресу: ..., в 2008 году брак со Смышляевой Н.Х. расторгнут.

05 апреля 2011 года Смышляев М.Е. снялся с регистрационного учета по указанному адресу. 03 мая 2011 года ФГ КЭУ «Бабушкинская КЭЧ района» ему выдана справка серии АА  120153 о сдаче квартиры.

Решением Ступинского городского суда Московской области от 29 ноября 2012 года за Смышляевой Н.Х. и Смышляевым И.М. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: ... по 1/2 Доли за каждым, запись о чем имеется в Едином государственном реестре недвижимости.

Из решения начальника филиала «Московский» от 19 марта 2021 года          102/3 04/ФМ усматривается, что были рассмотрены документы, представленные Смышляевым М.Е. для подтверждения права предоставления ему и членам семьи жилищной субсидии. При этом установлено, что Смышляев М.Е. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания на основании вышеприведенного судебного решения с 25 августа 2016 года. В настоящее время истец состоит на учете нуждающихся с составом семьи 3 человека: он, жена - Лебедева И.Г., сын - Смышляев В.М., форма обеспечения - жилищная субсидия. Учитывая невозможность сдачи Смышляевым М.Е. ранее предоставленного жилого помещения общей площадью 48,9 кв. м., расположенного по адресу: ..., жилищный орган на основании пунктов 3 и 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года  76-ФЗ «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года  76 (далее - Правила), пришел к выводу, что он подлежит обеспечению жилищной субсидией за вычетом 1/3 доли в указанном жилого помещении (48,9/3=16,3 кв.м.), т.е. в размере 37,7 кв.м., ввиду чего, принято решение внести изменения в учетные данные Смышляева М.Е. в части, касающейся расчетной нормы общей площади жилого помещения 37,7 кв. м. для предоставления жилищной субсидии.

Кроме того, обстоятельства законности решения начальника филиала «Московский» от 19 марта 2021 года 102/304/ФМ о внесении изменений в учетные  данные в части, касающейся расчетной нормы общей площади жилого помещения для предоставления жилищной субсидии, без учета ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу: ... были предметом рассмотрения решения Московского городского гарнизонного военного суда от 14.07.2021 г., вступившего в законную силу 07.10.2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Смышляеву М.Е. отказано. Указанное решение и обстоятельства, установленные данным решением, имеют для суда преюдициальное значение в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ.

Ввиду изложенного, указанным решением было подтверждено, что истец реализовал свое право на получение жилого помещение за счет Министерства обороны РФ, лишен возможности сдать жилое помещение общей площадью 48,9 кв.м., поскольку бывшая жена Смышляева М.Е. и сын оформили право долевой собственности ( по ½  доли) на предоставленную ранее квартиру, то он подлежит обеспечению субсидией из расчета 37,7 кв.м. общей  площади жилого помещения, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для переоценки выводов принятого судебного акта и признания за истцом и членами его семьи права на обеспечение истца жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения без учета ранее предоставленного жилого помещения.

Согласно абзацу 16 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения, ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании частей 7 и 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Правил, площадь ранее предоставленного военнослужащему жилья подлежит учету при предоставлении другого жилого помещения либо расчете размера жилищной субсидии.

Согласно пунктам 3 и 4 Правил норматив общей площади жилого помещения на семью из 3 и более человек устанавливается в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение.

Такой вывод вытекает, в том числе и из правовой позиции, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в кассационном определении от 11 марта 2020 г. N 225-КА20-2.

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», Жилищным кодексом РФ, оценил представленные в материалы дела доказательства и обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о признании права Смышляева М.Е. на получение жилищной субсидии, предоставляемой гражданам, состоящим в Министерстве обороны Российской Федерации на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для приобретения (строительства) жилого помещения, без учета ранее предоставленного жилого помещения.

Отклоняя доводы истца о фактической сдаче им в установленном порядке жилого помещения по адресу: ..., что, по его мнению, подтверждается справкой о сдаче указанного жилого помещения от 3 мая 2011 года АА  120153 и установлено решением Московского гарнизонного военного суда от 20 ноября 2017 года, суд исходил из того, что само по себе наличие указанной справки не свидетельствует о выполнении Смышляевым М.Е. требования законодательства о сдаче ранее полученного в связи с прохождением военной службы жилья, поскольку как следует из решения Ступинского городского суда Московской области, фактически квартира со всеми вселенными в нее вместе с истцом лицами освобождена и передана жилищным органам для обеспечения других военнослужащих не была, что в дальнейшем привело к утрате военным ведомством такой возможности в связи с приватизацией этого жилого помещения, оставшимися в ней проживать лицами.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, принятое в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции - оставлению без удовлетворения.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

                                     ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 Решение Савеловского районного суда г.Москвы от 13 апреля 2022г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Смышляева М.Е.   без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

 

Судьи:

 

 

1

 

33-48140/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения
Истцы
Смышляев Михаил Евгеньевич
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры Минобороны России"
Суд
Московский городской суд
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
21.11.2022Зарегистрировано
09.12.2022Завершено
21.11.2022У судьи
23.12.2022Вне суда
09.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее