Решение по делу № 8а-3522/2020 [88а-4537/2020] от 29.05.2020

Дело № 2а-2283/2019

№ 88а-4537/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                                                     22 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Зиганшина И.К.,

судей Римского Я.А., Королевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных истцов Иванкова С.Н., Анохина А.В. и Ращинской Е.П. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванкова С.Н., Анохина А.В. и Ращинской Е.П. к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным действий ответчиков, возложении обязанности образовать земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом № 6 по улице Интернациональной, площадью 2 673 кв.м, для постановки на кадастровый учёт.

Заслушав доклад судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римского Я.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

Иванкова С.Н., Анохина А.В. и Ращинская Е.П. обратились в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административным иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области), администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным действий ответчиков, возложении обязанности образовать земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом № 6 по улице Интернациональной, площадью 2 673 кв.м, для постановки на кадастровый учёт. В обоснование заявленных требований указали, что 15 мая 2019 года административные истцы (собственники жилых помещений) обратились к административному ответчику с просьбой согласовать (утвердить) схему образования земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей придомовой территории по адресу <адрес>-43, <адрес>, образующегося путём раздела в изменённых границах земельного участка с кадастровым номером . В июне 2019 года получен ответ, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казённому учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России). В свою очередь администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края направила в адрес истцов ответ о том, что обращение от 15 мая 2019 года перенаправлено в МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, в связи с образованием земельного участка под многоквартирным домом из земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации. Из сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером является собственностью Российской Федерации и предоставлен ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Собственниками помещений многоквартирного дома принято решение об оформлении в общую долевую собственность земельного участка, занимаемого непосредственно жилым домом и придомовой территорией, используемой собственниками помещений. Учитывая, что в целях формирования земельного участка, занятого непосредственно многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией, требуется раздел земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с представленной схемой, был сформирован земельный участок, занимаемый многоквартирным домом и прилегающей территорией. Указали, что в силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), собственники помещений многоквартирного дома вправе претендовать на земельный участок. В данном случае, земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформированы до введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведён государственный кадастровый учёт, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нём могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. Распоряжение земельным участком, в том числе принятие решения о формировании земельного участка путём раздела, а следовательно, изменение индивидуальных характеристик земельного участка не входит в круг правомочий обладателя права постоянного (бессрочного) пользования, и относится к исключительной компетенции собственника земельного участка. Следовательно, органом государственной власти, полномочным к формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, является Росимущество. Вопрос по утверждению схемы расположения земельного участка по существу не рассмотрен, действия по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не осуществлены. Бездействие ответчика, связанное с рассмотрением вопроса о формировании земельного участка путём раздела земельного участка, нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на приобретение в собственность земельного участка. Незаконное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы земельного участка, нарушает права истцов. Земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учёт, что предполагает в обязательном порядке установление координат характерных точек местоположения границ земельного участка в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ). Анализ схемы земельного участка, которая была предоставлена истцом в компетентные органы, свидетельствует, что она содержит изображение границ исходного земельного участка, условный номер образуемого земельного участка и систему координат. Земельный участок, сформированный на основании прилагаемой к заявлению схемы, площадью 2 763 кв.м, соответствует требованиям к образуемым земельным участкам, предусмотренным статьёй 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Размер формируемого земельного участка соответствует градостроительным регламентам и не превышает нормативного размера. Направленная ответчику для получения согласия на раздел земельного участка, схема расположения, приложенная к исковому заявлению, содержит сведения о координатах характерных точек границы сформированного земельного участка, площадью 2 763 кв.м. Земельный участок является федеральной собственностью, границы которого установлены, препятствий в разделе земельного участка и образовании участка под многоквартирный жилой дом не имеется, образуемый земельный участок не выходит за границы земельного участка. С учётом уточнений просили суд признать незаконными действия (бездействие) ответчиков, выразившиеся в непринятии решения об образовании (формировании) земельного участка, согласовании (утверждении) схемы земельного участка, возложении на ответчиков обязанности образовать путём раздела земельного участка с кадастровым номером , занимаемый многоквартирным жилым домом по улице Интернациональная, дом № 6 в городе Хабаровске - 43, площадью 2 763 кв.м, для постановки на кадастровый учёт, с сохранением земельного участка с кадастровым номером в измененных границах, имеющий описание местоположения границ согласно схеме.

Определением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 6 ноября 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2020 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В кассационной жалобе, поданной административными истцами в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 29 мая 2020 года, через Хабаровский районный суд Хабаровского края 18 мая 2020 года, ставится вопрос об отмене указанных выше судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности, и об удовлетворении административных исковых требований.

В направленных представителями МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области и администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края возражениях относительно кассационной жалобы указано о необоснованности изложенных в ней доводов и законности принятых судебных актов.

Лица, участвующие в деле, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, отнесены к федеральной собственности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 полномочия по управлению федеральным имуществом, находящемся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, предоставлены только Министерству обороны Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, административные истцы являются собственниками жилых помещений, в том числе Иванкова С.Н. <адрес>-43, <адрес>, Ращинская Е.П. и Анохина (ранее Ращинская) А.В. по ? доли в <адрес>-43, <адрес>.

Жилой дом, в котором находятся принадлежащие административным истцам жилые помещения, расположен адресу: <адрес>, городок Хабаровск-43, <адрес> (военный городок 38).

Согласно вписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, 49 км <адрес> относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешённого использование специального назначения. Правообладателем является Российская Федерация. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2000 года № 1871 земельный участок с кадастровым номером передан в оперативное управление ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в постоянное (бессрочное) пользование.

Отказывая в удовлетворении административных требований, оценивая представленные доказательства, Хабаровский районный суд Хабаровского края, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, пришёл к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок, отнесён к землям, ограниченным в обороте, в связи с чем, у административных ответчиков отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером .

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, в целом повторяют позицию административных истцов в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьёй 84 КАС РФ.

Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.

Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделён.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу административных истцов Иванкова С.Н., Анохина А.В. и Ращинской Е.П. - без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-3522/2020 [88а-4537/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Ращинская Екатерина Петровна
Иванкова Светлана Николаевна
Анохина Анна Валерьевна
Ответчики
Межрегиональное Территориальное упраление Федерального Агенства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО
Другие
Администрация Хабаровского муниципального района
Министерство Обороны РФ
Круглякова Оксана Николаевна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Римский Ярослав Алексеевич
Дело на сайте суда
9kas.sudrf.ru
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее