№2-546/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Село Илек Илекского района 10 августа 2020 года
Оренбургской области
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Иванова А.А.,
при секретаре судебного заседания Казначейской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего прокурора Илекского района Оренбургской области предъявленного в интересах неопределённого круга лиц, несовершеннолетних детей, к Администрации Илекского района Оренбургской области, Муниципальному казенному учреждению Отдел образования администрации Илекского района Оренбургской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Привольненская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области о возложении обязанности оборудовать здание школы стационарным или ручным металлоискателем,
У С Т А Н О В И Л:
исполняющий обязанности прокурора Илекского района Оренбургской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Илекского района Оренбургской области, Муниципальному казенному учреждению Отдел образования администрации Илекского района Оренбургской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Привольненская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области (далее – МБОУ «Привольненская СОШ») о возложении обязанности оборудовать здание школы стационарным или ручным металлоискателем.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения МБОУ «Привольненская СОШ» требований законодательства в сфере безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности учреждений образования установлено, что законодательство в указанной сфере исполняется ненадлежащим образом. Так, в нарушение требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, антитеррористической защищенности учреждений образования здание МБОУ «Привольненская СОШ» стационарным или ручным металлоискателем не оборудовано, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нём, ввиду отсутствия надлежащей антитеррористической и противодиверсионной устойчивости объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей и работников учреждения.
С учётом того, что собственником имущества МБОУ «Привольненская СОШ» является муниципальное образование Илекский район, которое несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, просит обязать администрацию муниципального образования Илекский район Оренбургской области в срок до 1 декабря 2020 года выделить МБОУ «Привольненская СОШ» необходимые денежные средства для оборудования здания школы стационарным или ручным металлоискателем, а также обязать МБОУ «Привольненская СОШ» в срок до 1 июня 2021 года оборудовать здание школы стационарным или ручным металлоискателем.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Иванов А.А. исковые требования поддержал, указав на то, что поскольку на момент рассмотрения дела выявленные в ходе проверки нарушения устранены, необходимость в обращении решения к исполнению отсутствует.
Извещённый о дне, месте и времени судебного разбирательства представитель ответчика – директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Привольненская средняя общеобразовательная школа» Илекского района Оренбургской области Ягофарова З.К. в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, указав на то, что требования прокурора исполнены, ручной металлоискатель школой приобретён.
Представители ответчиков – Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области и Муниципального казённого учреждения Отдела образования администрации Илекского района Оренбургской области, будучи извещёнными о дате, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом представитель Муниципального казённого учреждения Отдела образования администрации Илекского района Оренбургской области Лукьянов Д.П. в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на то, что здание школы в настоящее время оснащено ручным металлоискателем.
Извещённые о дне, месте и времени судебного разбирательства представители третьих лиц – Управления ФСБ России по Оренбургской области и МОВО по Новосергиевскому району – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Оренбургской области» в судебное заседание не явились, при этом представитель УФСБ России по Оренбургской области Томина И.В., обратилась в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, с заявленными требованиями согласны.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Иванова А.А., и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, установлено, что основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 2 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006). Указанными требованиями установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и распространяются в том числе на организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с подпунктом «д» пункта 25 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года №1006, в отношении объектов (территорий) территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 данных требований, осуществляется в том числе оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделён полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2013 года №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, определяются каждым субъектом РФ и органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.
Из материалов дела следует, что ответчик – МОБУ «Привольненская СОШ» является объектом третьей категории опасности и является учреждением, относящимся к ведению органов местного самоуправления в сфере образования. Следовательно, на ответчика распространяются требования об обязательном оснащении объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Однако как следует из материалов дела, в ходе проведённой прокуратурой проверки установлено, что МОБУ «Привольненская СОШ» стационарными или ручными металлоискателями не оснащена.
Принимая решение по делу, суд исходит из того, что действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по оборудованию металлоискателем. В свою очередь, финансирование данных мероприятий должно осуществляться органом местного самоуправления.
Выполнение обязанности по оборудованию школы металлоискателем направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Из системного толкования положений Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации от 5 октября 2009 года, следует, что одним из профилактических мероприятий в области противодействия терроризму является установка системы металлоискателя. Вместе с тем, на момент проведения прокуратурой проверки Ответчиком не приняты меры, направленные на противодействие террористической деятельности, в том числе на предотвращение несанкционированного доступа посторонних лиц.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие металлоискателя в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения. Осуществление деятельности школы, которая является объектом с массовым пребыванием людей, в отсутствие системы металлоискателя не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Суд соглашается с доводами Истца о том, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения ответчиками устранены в ходе рассмотрения судом иска прокурора, решение суда не подлежит обращению к исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2020 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░, ....
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░, ..., ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░