РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.04.2022 года. Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Супрун В.К.
при секретаре Майдибор Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Селуянова Бориса Константиновича к администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края о возмещении причиненного ущерба и расходов по делу,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Селуянов Б.К. обратился в суд с настоящим иском, просит суд взыскать с ответчика в счет возмещения вреда согласно заключения автотехнической экспертизы 290736 р. 87 к. (374110 р. 00 к. - рыночная стоимость автомобиля минус 83373 р. 13 к - стоимость годных остатков), а кроме того судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1000 р., оплате экспертизы в сумме 35700 р., и оплате услуг представителя в сумме 25000 р.
По делу установлены следующие обстоятельства:
ДД.ММ.ГГГГ истец, управляя принадлежащим ему автомобилем «Мазда-3» г. н. №., на участке автодороги ст. Плоская Новопокровского района Краснодарского края - ст. Егорлыкская Егорлыкского района Ростовской области на территории Новопокровского района Краснодарского края, двигаясь по проезжей части автодороги, совершил наезд на выбоину на покрытии проезжей части, в результате чего автомобиль вылетел с дороги и перевернулся, получив механические повреждения.
Участок автодороги <адрес> до границы Ростовской области имеет выбоины дорожного покрытия, не соответствующие ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Стоимость восстановительного ремонта автомобиля согласно проведенной судебной экспертизы составила: с учетом износа - 282117 р. 05 к., без учета износа - 465601 р. 05 к., рыночная стоимость автомобиля - 374110 р. 00 к., стоимость годных остатков - 83373 р. 13 к.
Из письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на имя главы МО Новопокровский район от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что после признания права собственности на автомобильную дорогу <адрес>, начиная от границы <адрес> до <адрес>, за муниципальным образованием Новопокровский район, надлежит начать процедуру передачи данного участка дороги в собственность Краснодарского края.
Решением Новопокровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на автомобильную дорогу <адрес> протяженностью 6,925 км., начиная от границы <адрес> до <адрес> признано за муниципальным образование <адрес> (на момент ДТП, т.е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данное решение не вступило в законную силу).
Согласно сообщения от ДД.ММ.ГГГГ Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края направило в администрацию МО Новопокровский район согласиена передачу автомобильной дороги из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края.
ДД.ММ.ГГГГ Совет МО Новопокровский район принял решение «О согласовании передачи имущества из муниципальной собственности МО Новопокровский район в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе».
Однако до настоящего времени процедура передачи данного участка дороги в собственность Краснодарского края не завершена.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В судебное заседание представитель истца Селуянова Б.К. по доверенности Линев С.Н. не явился, представил ходатайство в котором на удовлетворении иска настаивал, просил рассмотреть дело в его отсутсвие, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами:
В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требовании данного Закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно положениям п. 9 ст. 5 данного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В силу ст. 13 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В части 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенного пункта поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Статья 12 указанного закона предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В статьях 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 данного закона, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, по мнению истца, ответственность за ненадлежащее содержание участка автодороги «Плоская - Егорлыкская» по направлению с территории <адрес> в <адрес> на 6 км +400 м. возлагается на администрацию МО Новопокровский район, которая надлежащим образом не исполнила обязанности по содержанию дорожных покрытий, то есть не обеспечила безопасность дорожного движения, предусмотренную упомянутыми правовыми нормами, - допустила виновное противоправное поведение, которое привело к причинению вреда.
Представитель администрации муниципального образования Новопокровский район по доверенности Жидкевич А.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, при этом показала, что участок указанной автомобильной дороги не включен в Перечень автомобильных дорог общего и необщего пользования муниципального значения, находящихся в муниципальной собственности, администрация не является собственником спорного участка автомобильной дороги, а, следовательно, не несут обязанности по её сохранности, содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения на ней.
На момент совершения ДТП администрация МО Новопокровскнй район не являлась собственником спорного участка автомобильной дороги, в настоящее время решается вопрос о передаче данного участка дороги в государственную собственность Краснодарского края.
Истцом не представлено доказательств, что администрация МО Новопокровский район является причинителем вреда или лицом, обязанным возместить причиненный вред.
Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по доверенности симонова Е.А. просила при разрешении спора вынести решение на усмотрение суда, при этом пояснила, что Министерство на основании положения о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляет функции владельца автомобильных дорог, дорожную деятельность, а также обеспечивает безопасность дорожного движения, организации дорожного движения исключительно в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту участок автомобильной дороги «Плоская - Егорлыкская» 6 км +400 м не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и не находится в государственной собственности Краснодарского края.
Исследовоав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
На дату ДТП, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога <адрес> на территории <адрес> являлась бесхозяйной.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Решением Новопокровского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск администрации муниципального образования Новопокровский район и за муниципальным образованием <адрес> признано право собственности на объект недвижимости: автомобильную дорогу <адрес> протяженностью 6,925 км, начиная от границы с <адрес>ю до <адрес>; определено местоположение границ этой автомобильной дороги согласно координатам характерных точек; указанные границы решено считать согласованными, а на межмуниципальный отдел по Белоглинскому и <адрес>м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> возложена обязанность по внесению в ЕГРН указанных сведений (ДТП от ДД.ММ.ГГГГ с участием автомобиля Мазда-3 г.р.з. №, принадлежащим Селуянову Б.К. и под его управлением произошло именно на данном участке дороги).
Частью 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В ст.ст. 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4 ст. 6 указанного Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статья 12 указанного закона № 196-ФЗ предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно положениям п. 9 ст. 5 указанного закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В силу ст. 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 указанного закона №-Ф3 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Из письма заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на имя главы администрации м.о. Новопокровский район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный участок дороги от <адрес> до границы Ростовской области является бесхозяйным; в соответствии с ч. 3 ст. 225 УК РФ администрации Новопокровского района необходимо признать право собственности на данный участок дороги, после чего подготовить необходимый пакет документов для включения указанного участка автодороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
В судебном заседании установлено, что казанные нормы закона администрацией м.о. Новопокровский район не выполнены. При этом суд принимает во внимание решение Новопокровского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и указанное письмо заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.
Требования Государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Пунктами 3, 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТа Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и тому подобное не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 15 ГК РФлицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо не получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФвред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФвред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В связи с изложенным, суд считает, что именно с администрации МО Новопокровский район подлежит взысканию сумма ущерба.
Доводы представителя администрации МО Новопокровский район о том, что на момент ДТП, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дорога являлась бесхозяйной, решение суда о признании за ними права собственности вынесено ДД.ММ.ГГГГ, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку данная дорога существует с «советских» времен, а меры к надлежащему оформлению и принятию в собственность администрацией м.о. <адрес> начали приниматься только в 2019 г. Кроме того, указанным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ не только признано право собственности м.о. <адрес> на данную автомобильную дорогу, но и определено её местоположение с указанием координат характерных точек границ, и возложена обязанность по внесению в ЕГРН указанных сведений.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с администрации МО Новопокровский район в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы: госпошлина в размере 1000 рублей и оплата за проведение экспертизы в размере 35700 рублей.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, с администрации МО Новопокровский район в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, каковыми суд считает сумму в размере 25000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края в пользу Селуянова Бориса Константиновича в возмещении причиненного ущерба 290736 рублей 87 копеек, расходы по оплате госпошлины 1000 рублей, расходы на производство экспертизы 35700 рублей, расходы по оплате услуг представителя 25000 рублей, всего взыскать 352436 рублей 87 копеек.
От доплаты госпошлины администрацию МО Новопокровский район освободить.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: