Мировой судья судебного
участка № 8 по Ново-Савиновскому
судебному району города Казани
Габдрахманов А.Р. Дело № 11-111/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 апреля 2019 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нуруллиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Садыковой Г.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Галлямова Д.Ф. на решение мирового судьи судебного участка № 8 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани от 21 января 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Галлямова Д.Ф. к Обществу с ограниченной ответственностью Страхова компания «Паритет-СК» о защите прав потребителей отказать.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, суд апелляционной инстанции,
У С Т А Н О В И Л:
Галлямов Д.Ф. обратился к мировому судье с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Страхова компания «Паритет-СК» о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований указано, что 14 марта 2018 года между истцом и ответчиком заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ЕЕЕ №-- при эксплуатации автомобиля Renault Megane, государственный регистрационный знак ---, срок действия с --.--.---- г. по --.--.---- г.. Истцу была оплачена страховая премия в размере 9883,20 рублей.
11 августа 2018 года автомобиль был продан. В связи со сменой собственника автомобиля истец обратился к ответчику с заявлением о расторжении договора ОСАГО и возврате неиспользованной части страховой премии.
12 сентября 2018 года ООО СК «Паритет-СК» истцу возвращена часть страховой премии в размере 3836,31 рублей.
Однако часть страховой премии за не истекший срок действия договора ОСАГО составляет 4982,31 рублей.
На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика 1146 рублей в счет возмещения денежных средств за неиспользованный период действия полиса ОСАГО, 5000 рублей в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя, 3000 рублей в счет возмещения компенсации морального вреда, 243,89 рублей в счет возмещения расходов на оплату нотариальных услуг, а также штраф.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме.
До судебного заседания от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать, поскольку страховая премия была возвращена в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в размере 3836,31 рублей.
Мировым судьей постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение мирового судьи и принять по делу новое решение о взыскании с ООО СК «Паритет-СК» неиспользованной части страховой премии в размере 1146 рублей, почтовых расходов на сумму 243,89 рублей, расходов на оплату нотариальных услуг в размере 2100 рублей, компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, расходов на оплату юридических услуг в размере 5000 рублей, штраф.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что не согласен с вынесенным решением, считает, что решение вынесено с существенными нарушениями норм права и подлежит отмене.
Представитель истца о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель ответчика Швец О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила решение мирового судьи оставить без изменения.
Проверив решение мирового судьи по правилам апелляционного производства, в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 927 Гражданского кодекса Российской Федерации Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно статье 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930); риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 958 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор страхования прекращается до наступления срока, на который он был заключен, если после его вступления в силу возможность наступления страхового случая отпала и существование страхового риска прекратилось по обстоятельствам иным, чем страховой случай. К таким обстоятельствам, в частности, относятся: гибель застрахованного имущества по причинам иным, чем наступление страхового случая; прекращение в установленном порядке предпринимательской деятельности лицом, застраховавшим предпринимательский риск или риск гражданской ответственности, связанной с этой деятельностью.
При досрочном прекращении договора страхования по обстоятельствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, страховщик имеет право на часть страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.
При досрочном отказе страхователя (выгодоприобретателя) от договора страхования уплаченная страховщику страховая премия не подлежит возврату, если договором не предусмотрено иное.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года при досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства.
Согласно абзацу 3 пункта 1.14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхователь вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования в случаях замены собственника транспортного средства.
В судебном заседании апелляционной инстанции установлено, что Галлямов Д.Ф. является собственником транспортного средства Renault Megane, государственный регистрационный номер ---
Между Галлямовым Д.Ф. и ООО СК «Паритет-СК» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств со сроком действия с 14 марта 2018 года по 13 марта 2019 года, что подтверждается страховым полисом серии ЕЕЕ №--- от 14 марта 2018 года.
Согласно страховому полису страховая премия составила 9883,20 рублей.
11 августа 2018 года между истцом и Егоровым М.А. был заключен договор купли-продажи транспортного средства.
10 сентября 2018 года истец обратился к ответчику с заявлением о расторжении договора ОСАГО.
Согласно пункту 1.16 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в случае досрочного прекращения действия договора обязательного страхования по одному из оснований, предусмотренных абзацем третьим пункта 1.13, абзацем четвертым пункта 1.14 и абзацем вторым пункта 1.15 настоящих Правил, часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается. В остальных случаях страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).
В случаях досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, предусмотренных пунктом 1.14 настоящих Правил, датой досрочного прекращения действия договора обязательного страхования считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия договора обязательного страхования и документального подтверждения факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора.
В соответствии с Приложением 3 к Указанию Банка России от 23 июля 2015 года №3739-У «О страховых тарифах, структуре страховых тарифов и порядке их применения страховщиками при расчете страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности и владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте часть страховой премии предназначенной для обеспечения текущих страховых выплат составляет 77%. Таким образом, неистекший срок составляет 181 день, размер страховой премии подлежащей возврату составляет 3836,31 рублей. (9883,20х77%)х181/365).
Платежным поручением №2510 от 11 сентября 2018 года ответчик перечислил истцу в счет возврата части страховой премии 3836,31 рубль
Принимая во внимание, что страховая компания произвела выплату неиспользованной части страховой премии в размере 3836,31 рублей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обязательство со стороны ответчика исполнены в полном, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется, в том числе и в части взыскания компенсации морального вреда и судебных расходов.
Выводы мирового судьи в решении подробно мотивированы, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, при разрешении данного дела мировой судья правильно установил юридически значимые обстоятельства, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, правильно применил нормы материального права, в связи с чем, суд апелляционной инстанции находит решение мирового судьи законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 333-335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка №8 по Ново-Савиновскому судебному району города Казани от 21 января 2019 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Галлямова Д.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья: Л.М. Нуруллина