Дело №2а-394/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 июня 2018 года г. Каменск – Уральский
Каменский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Пономаревой О.В.
при секретаре судебного заседания Байновой Е.П.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное гражданское дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Администрации РњРћ «Каменский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РѕРєСЂСѓРіВ» Рє судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску – Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Слащевой Р®. Рђ., УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕР± освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 23.05.2018 РіРѕРґР° РїРѕ исполнительному производству в„–***-РРџ РѕС‚ <*** Рі.>,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Административный истец Администрация РњРћ «Каменский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РѕРєСЂСѓРіВ» (далее административный истец, сторона, Администрация) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску – Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Слащевой Р®. Александровне, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕР± освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ <*** Рі.> РїРѕ исполнительному производству в„–***-РРџ РѕС‚ <*** Рі.>.
Р’ обоснование требований указали, что <*** Рі.> РІ Администрацию поступило постановление РѕС‚ <*** Рі.> Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50000 рублей. Указанное постановление вынесено судебным приставом-исполнителем после рассмотрения материалов исполнительного производства РѕС‚ <*** Рі.> в„–***-РРџ, возбужденного РЅР° основании исполнительного листа в„–2-436/17 РѕС‚ <*** Рі.>, выданному РЅР° основании решения Каменского районного СЃСѓРґР° Свердловской области РѕС‚ <*** Рі.> РїРѕ РёСЃРєСѓ РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Каменского района Рѕ возложении РЅР° Администрацию обязанности РІ течение 6 месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу разработать Рё согласовать Генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов Каменского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°. Р’ период СЃ начала 2018 РіРѕРґР° РїРѕ <*** Рі.> Администрацией разработана, согласована Рё утверждена конкурсная документация РЅР° выполнение работ РїРѕ разработке технической документации, отражающей организацию Рё технологию вывоза РјСѓСЃРѕСЂР° РЅР° территории РњРћ «Каменский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РѕРєСЂСѓРіВ» РЅР° данный период Рё РЅР° перспективу, конкурсная документация размещена РЅР° сайте госзакупок, подписан протокол вскрытия конвертов СЃ заявками РЅР° участие РІ открытом РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ Рё открытия доступа Рє поданным РІ форме электронных документов заявкам РЅР° участие РІ открытом РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ РѕС‚ <*** Рі.> в„–РџР’Рљ для закупки в„–***. Таким образом, Администрацией приняты РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения решения СЃСѓРґР°.
Р’ судебном заседании представитель административного истца Вощикова Р.Р’., действующая РЅР° основании доверенности, требования поддержала.
Административный ответчик Слащева Ю.А. иск не признала, просили отказать в удовлетворении требования об освобождении от исполнительского сбора.
Представитель административного ответчика УФССП России по Свердловской области, будучи извещены о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо Прокурор Каменского района, будучи извещен о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Принимая во внимание, что явка лиц участвующих в деле не была признана обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
На основании части 1 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу части 2 статьи 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 года "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор относится по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В соответствии с п.7 ст. 112 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений пункта 1 статьи 401 ГК Р Р¤, если РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования. Если такие меры РЅРµ принимались, то отсутствие Сѓ должника, РІ том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само РїРѕ себе РЅРµ является основанием для освобождения РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ Постановлении РѕС‚ 30 июля 2001 РіРѕРґР° N 13-Рџ, исполнительский СЃР±РѕСЂ представляет СЃРѕР±РѕР№ санкцию штрафного характера, то есть возложение РЅР° должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату РІ качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ совершенным РёРј правонарушением РІ процессе исполнительного производства. РР· этого следует, что РІ качестве штрафной санкции исполнительский СЃР±РѕСЂ должен отвечать вытекающим РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации требованиям, предъявляемым Рє такого СЂРѕРґР° мерам юридической ответственности, РѕРґРЅРёРј РёР· принципов которой является наличие РІРёРЅС‹ как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Решением Каменского районного суда Свердловской области от 10.08.2017 года по иску Прокурора Каменского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Каменский городской округ» о возложении обязанности, на Администрацию МО «Каменский городской округ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать Генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов Каменского городского округа, решение вступило в законную силу <*** г.>. Соответственно, решение суда подлежало исполнению до <*** г.>.
<*** Рі.> судебным приставом-исполнителем РЅР° основании исполнительного листа, выданного Каменским районным СЃСѓРґРѕРј Свердловской области <*** Рі.>, возбуждено исполнительное производство в„–***-РРџ, предметом исполнения которого являлось возложение РЅР° Администрацию обязанности разработать Рё согласовать Генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов Каменского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР°. РљРѕРїРёСЏ постановления получена административным истцом <*** Рі.>.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения до <*** г.>, <*** г.> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Разрешая заявленное административным истцом требование о снижении размера исполнительского сбора, суд приходит к выводу о совершении административным истцом действий, направленных на исполнение судебного акта, что подтверждено представленными документами, касающимися проведения процедур, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и направленных организацию работ по разработке и согласованию Генеральной схемы санитарной очистки населенных пунктов Каменского городского округа.
Таким образом, суд приходит к выводу о принятии должником всех возможных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем, суд считает возможным освободить Администрацию от уплаты исполнительского сбора.
С учетом изложенного, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Р• РЁ Р Р›:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Администрации РњРћ «Каменский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РѕРєСЂСѓРіВ» Рє судебному приставу - исполнителю отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Каменску – Уральскому Рё Каменскому району УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Слащевой Р®. Рђ., УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕР± освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ <*** Рі.> РїРѕ исполнительному производству в„–***-РРџ РѕС‚ <*** Рі.>, удовлетворить.
Освободить Администрацию РњРћ «Каменский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ РѕРєСЂСѓРіВ» РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ исполнительному производству в„–***-РРџ РѕС‚ <*** Рі.>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Каменский районный суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2018 года.
Председательствующий: О.В. Пономарева