Решение по делу № 33-2818/2024 от 10.09.2024

Судья Захаров Д.Г.                                          УИД 65RS0002-01-2024-000422-43 (2-290/2024)

Докладчик Чемис Е.В.                                                                                        Дело № 33-2818/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2024 года                                                                                   город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего                                                                                               Чемис Е.В.,

судей                                                                                               Калинского В.А., Качура И.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах Табунидзе Ильи Григорьевича к муниципальному унитарному предприятию «Транспорт» о взыскании суммы индексации заработной платы,

по апелляционной жалобе директора МУП «Транспорт» Василива А.В. на решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 16 июля 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

18 июня 2024 года Александровск-Сахалинский городской прокурор в интересах Табунидзе И.Г., обратился в суд с иском МУП «Транспорт» о взыскании суммы индексации заработной платы.

    В обоснование иска указал, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -к/ЛС Табунидзе И.Г. принят на работу в МУП «Транспорт» на должность электромонтера по обслуживанию ВЛ 3 разряда участка <адрес>. В последующем между МУП «Транспорт» и Табунидзе И.Г. заключались дополнительные соглашения к трудовому договору, касающиеся изменения размера должностного оклада.

    Поскольку, ответчик является членом регионального отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий <адрес>», то обязан соблюдать требования отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве <адрес> на 2022-2024 годы. Однако, ответчик за 2024 год индексацию заработной платы работникам в соответствии с индексом потребительских цен не производил, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата выплачивалась без учета процента индексации, в связи с чем, размер недоначисленной и недовыплаченной заработной платы составил 3 324,26 рубля с учетом НДФЛ.

    На основании изложенного, просит суд взыскать с МУП «Транспорт» в пользу Табунидзе И.Г. сумму индексации заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 3 324,26 рубля с учетом НДФЛ.

Решением Александровск-Сахалинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с МУП «Транспорт» в пользу Табунидзе И.Г. взыскана индексация заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 3 324,26 рубля (с учетом НДФЛ). С МУП «Транспорт» в доход бюджета городского округа «<адрес>» взыскана государственная пошлина - 400 рублей.

На указанное решение суда директор МУП «Транспорт» Василив А.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Указывает, что суд не учел приказ ОД от 25 января 2024 года «Об индексации заработной платы», которым с 01 января 2024 года увеличены оклады, ставки всех работников на 18,5%; применяя процент индексации в размере 7,69, суд не указывает ссылку на нормативный акт с ее наличием. Полагает, что суд повторно проиндексировал заработную плату работника без наличия на то оснований.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шмарин Е.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сущенко Е.П. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения; иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о дате, месте, времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, исследовав и оценив собранные в материалах дела доказательства, заслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Табунидзе И.Г. занимает должность электромонтера по обслуживанию ВЛ 3 разряда участка <адрес> в МУП «Транспорт».

В соответствии с п. 3.1 Трудового договора за выполнение трудовых обязанностей, Табунидзе И.Г. установлены: должностной оклад-6 785,41 рублей; районный коэффициент – 60%; процентная надбавка -50%.

Дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ оклад истца увеличен и составляет: с ДД.ММ.ГГГГ – 6 906,24 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – 23 091 рублей.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что МУП «Транспорт» предусмотренную Положением об индексации индексацию заработной платы за 2024 год не производил, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и республик об индексации доходов населения, принятыми ВС СССР 25 июня 1991 года № 2266-1 и действующими на момент рассмотрения дела, размеры оплаты труда (ставок, окладов), государственных пенсий, пособий, стипендий и других денежных доходов повышаются в установленном порядке в связи с их индексацией за истекший период.

В соответствии с Положением об индексации заработной платы МУП «Транспорт», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, индексация заработной платы обеспечивает повышение уровня реального содержания заработной платы работников данного работодателя (пункт 1.2). Индексация проводится с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги, определенным Федеральной службой государственной статистики (пункт 1.4). Размер индекса устанавливается локальным нормативным актом не ниже и не выше величины, обусловленной причиной индексации (пункт 1.4 Положения) (пункт 1.5). Индексации подлежит базовая месячная тарифная ставка (БМТС) работника первого квалифицированного уровня (работника наименьшей категории) (пункт 1.6). Зарплаты, производимые от БМТС, индексируются в установленном порядке их начисления (пункт 1.6.1). Отдел кадров совместно с бухгалтерией ежегодно до 25 числа первого месяца, следующего после окончания года, определяют наличие или отсутствие причин для индексации и представляют работодателю обоснованные предложения с расчетом величины индексации (пункт 2.1). Работодатель с учетом своего финансового и экономического состояния в течение 7 дней рассматривает поступившее от отдела кадров и бухгалтерии предложения и со своим мотивированным заключением о возможности или невозможности индексации выносит проект локального нормативного акта об индексации или о временном отклонении индексации (пункт 2.2). Работодатель утверждает локальный нормативный акт об индексации или о временном отклонении индексации (пункт 2.3). Утвержденный локальный нормативный акт является одним из оснований для начисления зарплаты (пункт 2.4).

Анализируя вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в январе 2024 года подлежала индексации базовая месячная тарифная ставка работника первого квалифицированного уровня, действующая в 2023 году и установленная приказом МУП «Транспорт» -к/ОД от ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 166 рублей, а не текущая базовая месячная тарифная ставка работника первого квалифицированного уровня в размере 19 242 рубля, введенная приказом МУП «Транспорт» 5/1-к/ОД от ДД.ММ.ГГГГ и действующая с ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, представленный в материалы дела расчет заявленных требований, основанный на применении индекса потребительских цен, равного 7,69 % и установленного по состоянию на февраль 2024 года по отношению к февралю 2023 года, к окладу истца, установленному с января 2024 года и равному 19 242 рублям, противоречит приведенным нормам трудового законодательства, в том числе локальному акту, действующему у работодателя, в связи с чем не мог быть принят во внимание судом первой инстанции и являться основанием для удовлетворения исковых требований.

Более того, в январе 2024 года индекс потребительских цен по отношению к соответствующему месяцу 2023 года составил 7,44 %, применяя который к окладу истца, установленному работодателем в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве <адрес> на 2022-2024 годы и равному в 2023 году 14 166 рублей, заработная плата истца с ДД.ММ.ГГГГ исчислялась бы из оклада, равного 18 264 рублей, исходя из расчета: (14 166 (оклад) + 14 166 х 7,44 % (индекс)) х 1,20 (межразрядный коэффициент).

Из материалов дела следует, что заработная плата истца с января 2024 года исчисляется из оклада, равного 23 091 рублей, исходя из расчета: 19 242 рубля (оклад) х 1,20 (межразрядный коэффициент), который превышает размер оклада, равный 18 264 рублям и рассчитанный судебной коллегией путем применения к 14 166 рублям индекса потребительских цен в размере 7,44 и межразрядного коэффициента 1,20, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о получении истцом за период с февраля по апрель 2024 года заработной платы в размере, превышающем его заработную плату, которая могла бы быть исчислена исходя из проиндексированного оклада, действующего в 2023 году.

Исследуя вопрос о наличии правовых оснований для судебной защиты трудовых прав Табунидзе И.Г., судебная коллегия руководствуется положениями статьи 134 Трудового кодекса РФ, согласно которой обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, обстоятельствами, подлежащими исследованию в доказыванию, являются определение: системы оплаты труда (размеров тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты надбавок стимулирующего характера, система премирования), установленной локальными нормативными актами МУП «Транспорт» и какой механизм индексации заработной платы работников установлен этими локальными нормативными актами: периодичность индексации, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации; наличие в локальных актах обязанности работодателя производить индексацию заработной платы работников путем повышения окладов, выплаты премий и т.п., а также правовая природа произведенных истцу работодателем выплат в виде повышения размера должностного оклада: осуществлялись ли работодателем указанные выплаты истцу именно в целях повышения уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, то есть индексации заработной платы, или являлись они выплатами, которые входили в систему оплаты труда истца (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08 апреля 2019 года № 89-КГ18-14).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).

Согласно Положению об оплате труда работников МУП «Транспорт», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, оплата труда работников предприятия включает в себя: заработную плату (оклад в соответствии со штатным расписанием), надбавки и доплаты (за работу в выходные, праздничные дни, в ночное время и т.д.), премии (за высокие трудовые показатели, за рационализаторские предложения по совершенствованию процесса труда и т.д.) (пункт 2.1). Ежемесячная заработная плата состоит из 2 частей: постоянной и переменной. Постоянная часть оплаты труда рассчитывается исходя из должностного оклада, а переменная складывается из премий, надбавок и доплат за условия труда, отклоняющихся от нормальных (пункт 2.2). Месячная заработная плата сотрудника, отработавшего в этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (пункт 2.3). Оклады (должностные оклады), ставки по квалификационным уровням рассчитываются на основе осуществления дифференциации должностей, включаемых в штатное расписание учреждения. Дифференциация должностей осуществляется на основе оценки сложности трудовых функций, выполнение которых предусмотрено при занятии соответствующей должности, по соответствующей профессии или специальности (пункт 2.4). Решение о повышении оклада принимает работодатель с оформлением приказа и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником (пункт 2.5).

В соответствии с Федеральным отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2023-2025 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 года (далее Федеральное отраслевое соглашение), в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда (далее – ММТС), полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании ММТС, не может быть менее законодательно установленного в субъекте РФ минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) (пункт 2.3). В зависимости от финансового и экономического состояния Организации ЖКХ работодатель вправе установить ММТС в Организации ЖКХ в размере, превышающем величину, предусмотренную настоящим Соглашением (пункт 2.3.1). В качестве механизма индексации заработной платы считать ежегодное увеличение должностных окладов (тарифных ставок) работников на общий индекс потребительских цен (далее – ИПЦ), который определяется Федеральной службой государственной статистики. В случае изменения размера платы на услуги ЖКХ, принимать решение о повышении заработной платы после проведения взаимных консультаций. Индексация ММТС является основой для индексации фонда оплаты труда (пункт 2.3.2).

ДД.ММ.ГГГГ между Региональным отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий <адрес>» и Сахалинским обкомом Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Сахалинской области на 2022-2024 годы (далее Отраслевое тарифное соглашение), которое является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением (пункт 1.7). В течение срока действия Соглашения ни одна из сторон не может в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств, но вправе, по взаимному согласию, вносить дополнения и изменения (пункт 1.10). В случае, если в Сахалинской области не установлен размер минимальной заработной платы, работодатель должен обеспечивать уровень заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с Федеральным законом РФ от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, с применением районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со статьями 315 – 317 Трудового кодекса РФ (пункт 1.8).

Работодатели обеспечивают начисление работнику месячной заработной платы не ниже минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда) с применением районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (должностные (трудовые) обязанности) (подпункт «а» пункт 2.2 Отраслевого тарифного соглашения).

Минимальная месячная тарифная ставка работников первого разряда устанавливается в соответствии с Приложением № 2 к данному Соглашению (пункт 2.3 Отраслевого тарифного соглашения).

Работодатели индексируют минимальную месячную тарифную ставку работника первого разряда в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги, определенным Федеральной службой государственной статистики. Порядок индексации устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации. В случае отсутствия у работодателя средств на повышение оплаты труда индексация фонда оплаты труда может производиться с 01 июля текущего года одновременно с повышением тарифов на предоставляемые услуги, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки работника первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги, определенному Федеральной службой государственной статистики (пункт 2.4 Отраслевого тарифного соглашения).

Приложением № 2 к Отраслевому тарифному соглашению в редакции, действующей с 01 января 2024 года, установлены минимальные месячные тарифные ставки работников первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области с 01 января 2023 года в размере 14 166 рублей, с 01 января 2024 года – в размере минимальной заработной платы в Сахалинской области на соответствующий год. В случае, если размер минимальной заработной платы в регионе не установлен, применяется минимальный размер оплаты труда в РФ на соответствующий год.

На основании статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2024 года составляет 19 242 рубля в месяц. Минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году с учетом величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, за предыдущий год.

Индекс потребительских цен – это показатель, исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный или сезонный характер. Исчисление базового индекса потребительских цен осуществляется в рамках федерального статистического наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен на основании набора товаров и услуг, используемого для расчета сводного ИПЦ (пункт 53 Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 15 декабря 2021 года № 915).

Системное применение приведенных норм действующего законодательства позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что организации жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области обязаны обеспечить начисление работнику месячной заработной платы не ниже минимальной заработной платы, размер которой определяется ежегодно на основе официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, в том числе, индексе потребительских цен, за предыдущий год.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что издав приказ № 5/1-к/ОД от 25 января 2024 года и заключив с истцом дополнительное соглашение к трудовому договору, МУП «Транспорт» на основании статьи 134 Трудового кодекса РФ произвело повышение уровня реального содержания заработной платы и ее покупательной способности, до размера минимальной месячной тарифной ставки работников первого разряда, предусмотренного Отраслевым тарифным соглашением и равного 19 242 рублям, который в силу пункта 2.3.2 и пункта 2.4 Федерального отраслевого тарифного соглашения, Федерального закона от 27 ноября 2023 года № 548-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» уже установлен с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, определенного Федеральной службой государственной статистики.

Установление же минимальной месячной тарифной ставки работников первого разряда в размере, превышающем величину минимального размера оплаты труда на 2024 год, как об этом заявлено в исковом заявлении, в силу пункта 2.3.1 Федерального тарифного соглашения является правом организации ЖКХ и зависит от его финансового, экономического состояния.

С учетом приведенных норм действующего законодательства, принимая во внимание факт исчисления работодателем заработной платы истца за февраль – апрель 2024 года исходя из оклада, равного минимальному размеру оплаты труда в размере 19 242 рубля и установленного на 2024 года, а равно как и учитывая положения статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ о том, что судебной защите подлежит только нарушенное право, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для индексации оклада истца и взыскании в пользу Табунидзе И.Г. денежных средств, в связи с чем состоявшееся по делу судебное постановление подлежит отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 16 июля 2024 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Александровск-Сахалинского городского прокурора поданное в интересах Табунидзе Ильи Григорьевича к муниципальному унитарному предприятию «Транспорт» о взыскании суммы индексации заработной платы, отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня составления мотивированного апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2024 года.

Председательствующий                                                                                                   Е.В. Чемис

Судьи                                                                                                                            В.А. Калинский

                                                                                                                                   И.О. Качура

33-2818/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Табунидзе Илья Григорьевич
Александровск-Сахалинский городской прокурор
Ответчики
муниципальное унитарное предприятие "Транспорт"
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Чемис Елена Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
10.09.2024Передача дела судье
03.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Судебное заседание
01.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2024Передано в экспедицию
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее