Дело №2а-1271/2020
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО3, с участием представителя административного истца – ФИО4,
рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании незаконным и отмене пункта распоряжения, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании незаконным и отмене пункта распоряжения.
В обоснование иска указала, что решением 32 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР Крым № от 01.06.2009г. ей дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для передачи в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, общей площадью 0,15 га по адресу: <адрес> «В», пгт. Ленино. Согласно п. 4 указанного решения установлен срок действия решения – 1 год.
Административный истец считает п. 4 решения противоречащим законодательству Украины, которое действовало в период его принятия и ограничивающим её право на завершение оформления прав на земельный участок, в связи с чем просит признать его незаконным и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Администрация Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, в адрес суда направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просили рассмотреть дело на усмотрение суда.
Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка лиц, участвующих в деле, не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.
Заслушав мнение представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также факт соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие), порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствия содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что решением 32 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР Крым № от 01.06.2009г. на основании заявления ФИО5 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью 0,15 га, в собственность для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: пгт. Ленино, <адрес> «В», ФИО5".
В пункте 4 данного решения указан срок его действия – 1 год.
26.11.2009г. ФИО5 заключен договор на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка. В 2009-2010гг. проект землеустройства проходил необходимые согласования.
Вместе с тем, в последующем завершить процедуру оформления земельного участка не представилось возможным.
22.09.2012г. ФИО5 изменила фамилию на «ФИО1», что подтверждается свидетельством об изменении имени от 22.09.2012г. серии 1-АП №, выданным Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния <адрес> управления юстиции АР Крым, актовая запись № от 22.09.2012г.
С целью завершения оформления права на земельный участок, ФИО1 обращалась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Однако ей было отказано в осуществлении кадастрового учета на основании окончания установленного в п. 4 срока действия вышеуказанного решения.
На обращение административного истца от 22.07.2020г., Администрация Лениновского сельского поселения <адрес> Республики Крым сообщила об отсутствии полномочий по внесению изменений в ранее принятые (до 30.09.2014г.) решения органа местного самоуправления.
Статьей 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон №6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Закон Республики Крым №38-ЗРК от 31.07.2014г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон № 38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно ст. 1 этого закона правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии со ст. 13 Закона №38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014г. и действовавших на эту дату.
Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014г. № 313 (далее Порядок № 313).
Согласно п. 4 Порядка №313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона №6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014г.
Судом установлено, что решением 32 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР Крым № от 01.06.2009г. "О разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,15 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: пгт. Ленино, <адрес> «В», ФИО5".
При таких обстоятельствах, рассматривая вопрос о завершение оформления истцу права на земельный участок, начатого до принятия Закона №6-ФКЗ, необходимо установить факт возникновения у него такого права в соответствии с законодательством, действовавшим до 21.03.2014г. на территории Республики Крым.
Статьей 14 Конституции Украины предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на тот момент был установлен Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).
К предусмотренным ст. 12 ЗК Украины полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относилась, в том числе передача земельных участков в собственность гражданам.
В соответствии со ст. 83 ЗК Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Согласно ст. 116 ЗК Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно ч. 6 ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и построек (приусадебный участок) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующие районные, Киевскую или Севастопольскую городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы по месторасположению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое предназначение земельного участка и его примерные размеры. К ходатайству прилагаются, в том числе графические материалы, на которых указано желаемое месторасположение земельного участка.
Совет Министров Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении (п. 7 ст. 118 ЗК Украины).
В дальнейшем, 16.09.2008г. был принят Закон Украины № 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", в соответствии с которым были изменены положения ст. 118 ЗК Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений ст. 151 ЗК Украины, а также изложена в новой редакции ст. 151 ЗК Украины, в ч. 11 которой был установлен срок действия разрешения на составления проекта отвода земельного участка.
В п. 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16.09.2008г. № 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" было указано, что принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона. Указанный закон вступил в силу 14.10.2008г.
10.12.2009г. вступил в силу Закон Украины от 05.11.2009г. № 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", которым ст. 151 ЗК Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого в части решения органа местного самоуправления в законодательстве Украины отсутствовали какие-либо нормы, ограничивающие по сроку разработку и представление на утверждение проектов землеустройства.
Однако обжалуемое решение Ленинского поселкового совета АР Крым от 01.06.2009г. №122-32/2010 в части п. 4, которым установлен срок действия решения – 1 год, принято без учета указанных выше изменений законодательства.
Как установлено в ст. 140 Конституции Украины, местное самоуправление является правом территориальной громады – жителей села, поселка, города – самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины. Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их органы.
Порядок избрания органов местного самоуправления, их функционирование и полномочия предусмотрены в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине".
К исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов, предусмотренных ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" относится разрешение в соответствии с законом вопросов урегулирования земельных отношений.
Согласно ст. 46 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" сельские, поселковые, районные в городах, городские советы проводят работу сессионно. Совет в пределах своей компетенции принимает нормативные и иные акты в форме решений. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции и законам Украины признаются незаконными в судебном порядке (ст. 59 Закона).
Изучив указанные выше положения действовавшего на территории Республики Крым до 21.03.2014г. законодательства, регулирующего процедуру передачи в собственность земельных участков, принимая во внимание, что своевременное не завершение оформления права собственности истца на земельный участок произошло по его вине, суд приходит к выводу, что исковые требования нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу и подлежат удовлетворению. Пункт 4 решения 32 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР Крым № от 01.06.2009г. "О разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: пгт. Ленино, <адрес> «В», ФИО5" следует признать незаконным и отменить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 228, 295-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить пункт 4 решения 32 сессии 5 созыва Ленинского поселкового совета АР Крым № от 01.06.2009г. "О разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: пгт. Ленино, <адрес> «В», ФИО5".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение суда составлено 30.10.2020г.
Судья А.В. Бурова