25RS0№-45
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 27 ноября 2024 года
Черниговский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Патлай Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к ФИО2 о возложении обязанности,
установил:
<адрес> обратился в суд с указанным исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2, в обоснование которого указал, что прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес> проведены проверочные мероприятия по обращению ФИО6 по вопросу нарушения прав инвалидов на доступную среду, поступившему на особый контроль Генеральному прокурору Российской Федерации. ИП ФИО2 арендует нежилое помещение №, 5-7, 9-26, 28-30, общей площадью 397,9 кв. м в цокольном этаже здания по адресу: <адрес>, из них: 80 кв. м – для использования в качестве торгового зала кафе, 317,9 кв. м – для использования в качестве подсобных помещений кафе на основании договора аренды нежилых помещений №-О-04/02 у арендодателя ООО «Орас». В ходе проведения проверки с выходом на место, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в арендуемом нежилом помещении – цокольном этаже – в кафе «Чайхона №», в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001 при наличии лестничного подъема отсутствует пандус или подъемное устройство; в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001 непосредственно перед лестничными подъемами отсутствуют тактильно-контрастные указатели; в нарушение пункта 6.5.9 СНиП 35-01-2001 при входе в помещение, арендуемое ИП ФИО2 (кафе «Чайхона №») вывеска с наименованием, в том числе с графиком работы и другой информацией, не продублирована рельефно-точечным шрифтом Брайля; в нарушение пункта 6.1.1 СнИП 25-01-2001 в арендуемом помещении отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом; в нарушение пункта 6.3.1 СНиП 25-01-2001 в арендуемом ИП ФИО2 помещении отсутствуют специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных.
Таким образом, требования, установленные законодательством в части обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения ИП ФИО2 не соблюдаются, тем самым умаляются права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, в связи с чем, действие данных правил распространяется также уже на существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Обращаясь в суд порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор просит возложить на ФИО2 обязанность устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: на входе в арендуемом ИП ФИО2 помещении при наличии лестничного подъема установить пандус или подъемное устройство; в арендуемом ИП ФИО2 помещении, а именно непосредственно перед лестничными подъемами, установить тактильно-контрастные указатели; при входе в помещение, арендуемое ИП ФИО2 (кафе «Чайхона №»), установить вывеску с наименованием, в том числе, с графиком работы и другой информацией, продублированной рельефно-точечным шрифтом Брайля; в помещении, арендуемом ИП ФИО2 (кафе «Чайхона №»), установить наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом; в помещении, арендуемом ИП ФИО2, установить специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных.
Старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 в судебном заседании на исковых требованиях настояла, просила исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – ИП ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно телефонограмме с исковыми требованиями прокурора согласен.
Выслушав старшего помощника прокурора <адрес>, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
С учетом требований статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 3, 8, 12, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен, в том числе, СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды нежилых помещений и оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Орас» и ИП ФИО2, последний является арендатором нежилых помещений №, 5-7, 9-26, 28-30, площадью 397,9 кв. м. в цокольном этаже здания по адресу: <адрес>, из них: 80 кв. м – для использования в качестве торгового зала кафе; 317,9 кв. м – для использования в качестве подсобных помещений кафе, а также оборудования. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка индивидуального предпринимателя ФИО2 в кафе «Чайхона №» по <адрес> в <адрес>, на предмет соблюдения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов. С указанным решением ФИО2 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки помощником прокурора <адрес> ФИО7 составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому при наличии лестничного подъема отсутствует пандус или подъемное устройство; непосредственно перед лестничными подъемами отсутствуют тактильно-контрастные указатели; вывеска с наименованием, в том числе, с графиком работы и другой информацией не продублирована рельефно-точечным шрифтом Брайля; отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом; отсутствуют специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных.
Проверка проведена в присутствии ИП ФИО2, с актом проверки последний ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, доказательствами, исследованными при рассмотрении дела по существу, подтверждается, что ответчиком нарушены положения пунктов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 6.5.9, 6.1.1, 6.3.1 СНиП 35-01-2001.
Так, в арендуемом нежилом помещении – цокольном этаже – в кафе «Чайхона №», в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001 при наличии лестничного подъема отсутствует пандус или подъемное устройство; в нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ СНиП 35-01-2001 непосредственно перед лестничными подъемами отсутствуют тактильно-контрастные указатели; в нарушение пункта 6.5.9 СНиП 35-01-2001 при входе в помещение, арендуемое ИП ФИО2 (кафе «Чайхона №»), вывеска с наименованием, в том числе с графиком работы и другой информацией, не продублирована рельефно-точечным шрифтом Брайля; в нарушение пункта 6.1.1 СНиП 25-01-2001 в арендуемом помещении отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом; в нарушение пункта 6.3.1 СНиП 25-01-2001 в арендуемом ИП ФИО2 помещении отсутствует специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных.
Наличие вышеперечисленных недостатков также подтверждается предоставленным фотоматериалом к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и, руководствуясь положениями статей 2, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, и установив факт непринятия индивидуальным предпринимателем ФИО2 мер к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в арендуемое им помещение, расположенное по адресу: <адрес>, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> и о необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению данных нарушений прав и социальных гарантий инвалидов путем приведения указанного объекта в соответствии с требованиями к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Несмотря на то, что часть 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» определяет, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, часть 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ прямо предусматривает, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Между тем ответчиком не представлено доказательств принятия мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг, а также технической невозможности приспособления спорного объекта для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения в арендуемое помещение.
Несоблюдение требований законодательства в указанной части является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, умаляет права данных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении на ответчика обязанности устранить имеющиеся нарушения в доступности объекта инвалидам.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес> (ИНН №) к ФИО2 (ИНН №, ОГРНИП №) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в помещении по адресу: <адрес> - удовлетворить.
Обязать ФИО2:
- на входе в арендуемом ИП ФИО2 помещении при наличии лестничного подъема установить пандус или подъемное устройство;
- в арендуемом ИП ФИО2 помещении, а именно непосредственно перед лестничными подъемами, установить тактильно-контрастные указатели;
- при входе в помещение, арендуемое ИП ФИО2 (кафе «Чайхана №»), установить вывеску с наименованием, в том числе с графиком работы и другой информацией, продублированной рельефно-точечным шрифтом Брайля;
- в помещении, арендуемом ИП ФИО2 (кафе «Чайхона №), установить наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом;
- в помещении, арендуемом ИП ФИО2, установить специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.В. Патлай