Судья Струкова П.С. Дело № 2-773/2024
(первая инстанция)
№ 33-2010/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Горбова Б.В., Просолова В.В.,
При секретаре Васильевой В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 марта 2024 года по иску Бучменюк М. Н. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУ «Госжилфонд» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛА:
Бучменюк М.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя, в котором просила признать за ней право собственности на жилое помещение – <адрес> в порядке приватизации.
Требования иска мотивированы тем, что 12 января 2023 года между Бучменюк М.Н. и Департаментом капитального строительства г. Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения № ДСН/22-920, расположенного по адресу: <адрес>.
При обращении Бучменюк М.Н. за получением государственной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилого фонда (приватизация жилого фонда), решением Департамента капитального строительства г. Севастополя от 12 октября 2023 года ей было отказано.
Истец считает отказ необоснованным, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 марта 2024 года иск удовлетворен.
За Бучменюк М.Н. признано право собственности на жилое помещение – <адрес> общей площадью 17,4 кв.м. в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства г. Севастополя просит об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Апеллянт считает, что истцу обоснованно отказано в предоставлении государственной услуги «Передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилого фонда (приватизация жилого фонда), поскольку Бучменюк М.Н. не представлены необходимые для этого документы, а именно: договор социального найма жилого помещения и копия ордера на вселение в жилое помещение, занимаемое заявителем; сведения о регистрации по месту жительства Бучменюк М.Н. из всех мест проживания после 4 июля 1991 года на территории РФ, или документы, подтверждающие регистрацию по месту ее жительства с 4 июля 1991 года по 17 марта 2014 года; справку о том, что Бучменюк М.Н. ранее не использовала свое право на приватизацию жилья.
Кроме того, апеллянт отметил, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ спорное жилое помещение включено в Реестр собственности г. Севастополя, как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда г. Севастополя (приватизация) на жилое помещение в общежитии, противоречит ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».
В настоящее время жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», т.е. учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства г. Севастополя.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Бучменюк М.Н., представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя, представитель третьего лица ГБУ «Госжилфонд» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно. В отношении не явившихся дело рассмотрено с учетом требований ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Представитель Бучменюк М.Н. – Баскакова Е.И., действующая по доверенности, в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав лицо, явившееся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Как следует из материалов дела, 1 сентября 2012 года между ООО «Нефтида» и Бучменюк М.Н. был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании ордера ООО «Нефтида» от 1 сентября 2012 года Бучменюк М.Н. была вселена в жилое помещение – <адрес>.
Согласно справке Департамента капитального строительства г. Севастополя от 18 декабря 2023 года Бучменюк М.Н. в период с 18 июля 1995 года по 16 апреля 2013 года была зарегистрирована по адресу: <адрес>; с 20 апреля 2013 года по настоящее время по адресу: <адрес>.
Участие в приватизации спорного жилого помещения Бучменюк М.Н. не принимала.
Факт регистрации Бучменюк М.Н. в спорном жилом помещении с 20 апреля 2013 года также подтверждается справкой ГУПС «ЕИРЦ» от 6 июля 2023 года.
Решением Департамента капитального строительства г. Севастополя от 12 октября 2023 года Бучменюк М.Н. отказано в предоставлении государственной услуги «передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилого фонда (приватизация жилого фонда)».
Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в п. 2.6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилого фонда (приватизация жилого фонда), утв. приказом от 31 июля 2023 года № 98-а/23, а именно:
- договор социального найма жилого помещения или ордер на вселение в жилое помещение, занимаемое заявителем,
- сведения о регистрации по месту жительства Бучменюк М.Н. их всех мест проживания после 4 июля 1991 года – для граждан, изменивших место жительства после 4 июля 1991 года на территории Российской Федерации, или документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства с 4 июля 1991 года по 17 марта 2014 года, в случае, если заявитель ранее был гражданином иного государства за период с 22 декабря 1995 года по 19 апреля 2013 года;
- справка (документ), подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилья Бучменюк М.Н. не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым она проживала с 22 декабря 1995 года по 19 апреля 2013 года.
Кроме того, указано, что на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ спорное жилое помещение включено в Реестр собственности г. Севастополя как помещение общежития, что в силу ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» исключает его приватизацию.
Отмечено, что в настоящее время спорное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», подведомственное Департаменту городского хозяйства г. Севастополя.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции обоснованными.
В данном случае судебная коллегия отмечает, что факт предоставления истцу данной комнаты в пользование по договору социального найма свидетельствует о том, что спорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и поступило в жилищный фонд социального использования.
Комната <адрес> поставлена на государственный кадастровый учет как жилое помещение. При этом, жилое помещение не отнесено к числу специализированного жилищного фонда, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 2 февраля 2024 года №№.
Согласно выписке из Реестра собственности г. Севастополя от 5 февраля 2024 года № № балансодержателем жилого помещения – комнаты № <адрес> в настоящее время является ГБУ г. Севастополя «Городская служба жилищного фонда» без отнесения к определенному фонду.
Следует отметить, что до настоящего времени договор социального найма жилого помещения от 12 января 2023 года № ДСН/22-920, заключенный между Департаментом капитального строительства г. Севастополя и Бучменюк М.Н., не расторгнут, в судебном порядке не оспорен.
Принимая во внимание положения действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что запрошенная истцом государственная услуга по заключению договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя могла быть оказана.
Обстоятельств реализации истцом ранее права на приватизацию жилого помещения не установлено, ответной стороной не опровергнуто.
Судебной коллегией отклоняются доводы апеллянта о том, что спорное жилое помещение относится к числу специализированного жилья (общежитие), которое в силу законодательства не подлежит приватизации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2).
В силу пункта 12 Правил, отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных названными Правилами.
По смыслу приведенных норм права статус общежития может быть присвоен только зданиям и жилым помещением, находящимся в государственной либо муниципальной собственности.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ жилое помещение по адресу: г<адрес> включено в Реестр собственности г. Севастополя как жилое помещение общежития.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Порядок передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации урегулирован Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно статье 1 которого, приватизация жилых помещений является бесплатной передачей в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятия или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
При этом статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся, в том числе, в общежитиях.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» исходя из смысла преамбулы и статей 1 и 2 Закона Российской Федерации №1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Принимая во внимание передачу спорного жилого помещения, находящееся в государственной собственности города Севастополя, на условиях социального найма в бессрочное владение и пользование Бучменюк М.Н. то, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у истца права на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Оснований полагать, что истец была обеспечена жильем ранее, у суда не имелось, ответной стороной таких доказательств не представлено.
Право пользования истцом спорным помещением Департаментом капитального строительства города Севастополя не оспаривается, требований о выселении истца не предъявлялось, сам договор не расторгнут и является действующим.
Более того, при заключении договора социального найма на спорную комнату вопрос об отнесении к специализированному жилому фонду не ставился, что свидетельствует о признании полномочным органом права истца на заключение в отношении данного жилого помещения договора социального найма.
Доводы апелляционной жалобы об обоснованности принятия решения об отказе в заключение договора передачи жилого помещения в собственность, поскольку заявителем не представлен полный пакет документов, установленный п. 2.6.1 Административного регламента, не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления ввиду того, что указанные обстоятельства были предметом исследования, оценки и отклонены судом с указанием мотивов, обоснованы ссылками на нормы права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, в том числе о занятии истцом спорного жилого помещения (вселения) на законных основаниях и проживания в нем.
Ссылки на то, что в настоящее время жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», то есть учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства г. Севастополя, подлежат отклонению.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, Департамент в сфере жилищной политики в соответствии в том числе, осуществляет приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда города Севастополя (подпункт 3.1.2.5 пункта 3.1).
В соответствии с пп. 3.1.2.7 п. 3.1. названного Положения Департамент капитального строительства города Севастополя на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя принимает решения, в том числе о заключении с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации и передачи в собственность города Севастополя свободных от обязательств жилых помещений, приватизированных гражданами.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к принятию незаконного и необоснованного решения судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 марта 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства г. Севастополя – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 июня 2024 года.
Председательствующий: О.И. Жиляева
Судьи: Б.В. Горбов
В.В. Просолов