ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-9117/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 21 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н.
судей Кравченко Н.Н., Сулеймановой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2692/2023 (42RS0005-01-2023-003302-48) по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности
по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу» на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Бойко В.Н., объяснения представителя ответчиков ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России - Максимова В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя третьего лица – Управления МЧС России по Кемеровской области Чащину Н.И., а также представителя процессуального истца прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волкову А.Г., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
обращаясь с настоящим иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с учётом уточнения требований просил:
- возложить на ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обязанность в срок до 30 ноября 2023 г. организовать проведение мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития № и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности;
- возложить на ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обязанность в срок до 30 октября 2023 г. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-40 для проведения указанных мероприятий;
- возложить на ФСИН России обязанность в срок до 30 сентября 2023 г. организовать материально- техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения указанных мероприятий.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу установлены нарушения, последствием которых может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара.
По выявленным нарушениям начальнику ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу 30 мая 2023 г. прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены, на ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность в срок до 20 февраля 2024 г. организовать проведение мероприятий: по оборудованию в ФКУ ИК-40 в здании общежития № и административном здании жилой зоны на путях эвакуации аварийного освещения; по разработке исполнительной документации с учетом существующих объемно-планировочных решений на установки и системы противопожарной защиты объектов (участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы в здании цеха промышленной зоны учреждения) в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; по разработке на объекты защиты жилой и промышленной зоны учреждения документации, подтверждающей пределы огнестойкости строительных конструкций, документации, подтверждающей класс конструктивной пожарной опасности конструкций, документации, подтверждающей пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности.
На ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность в срок до 20 января 2024 г. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения указанных мероприятий.
На ФСИН России возложена обязанность в срок до 20 декабря 2023 г. организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу указанных мероприятий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г. указанное решение отменено в части удовлетворения исковых требований к ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу и ФСИН России, в отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений как незаконных и прекращении производства по делу.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в частности мероприятий, являющихся предметом настоящего иска. Обращает внимание, что отсутствие финансирования на указанные мероприятия является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решить вопрос финансирования, поскольку для выполнения всех мероприятий, указанных в исковых требованиях необходимо еще более 4000000 руб.
Относительно доводов кассационной жалобы участвующим в деле прокурором А.В. Распопиным представлены возражения с просьбой оставить кассационную жалобу без удовлетворения, судебные акты – без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены или изменения в кассационном порядке.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений такого характера судом первой инстанции (в неотмененной части) и судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, проведенной прокуратурой проверкой выявлены следующие нарушения пожарной безопасности ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу: в здании общежития № и административном здании жилой зоны на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение в соответствии с требованиями закона; при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не соблюдаются проектные решения: в здании цеха промышленной зоны учреждения, в котором расположены участок металлообработки, деревообработки, переработки пластмассы объемно-планировочные решения не соответствуют объемно-планировочным решениям, указанным в проекте системы пожарной сигнализации № от 2012 г., то есть, на указанные объекты с учетом существующих объемно-планировочных решений не разработана и отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объектов в виде проектных решений, требований нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий; на объекты защиты промышленной зоны учреждения отсутствует техническая документация, подтверждающая пределы огнестойкости на заполнение проемов между помещениями различных классов функциональной пожарной опасности, а именно электрощитовой цеха прочей продукции, распределительной подстанции № основного цеха.
Кемеровской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 30 мая 2023 г. внесено представление в адрес начальника ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, которое до настоящего времени не исполнено.
В ходе рассмотрения дела сотрудником ОНДПР г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района УНДПН Главного управления МЧС России по Кемеровской области-Кузбассу старшим лейтенантом внутренней службы Н.Е.Е. в качестве специалиста был проведен осмотр зданий и помещений ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу. В результате осмотра были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, на которые указывает Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях в исковом заявлении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства, посчитал установленным факт выявленных нарушений и пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточненных исковых требований прокурора.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции, согласился с ним в части удовлетворения иска к ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, указав, что наличие прямых нарушений противопожарных правил и норм создает угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара.
Вместе с тем, с выводами суда первой инстанции в части возложения на ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу и ФСИН России обязанности организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для проведения указанных мероприятий, суд апелляционной инстанции не согласился и, признавая данные выводы суда незаконными и необоснованными, пришел к выводу об отмене решения суда в указанной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что понуждение ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу к финансированию заявленных в иске мероприятий, а также установление срока, в течение которого указанным органом должно быть осуществлено финансирование ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу является фактическим вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа, являющегося применительно к положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем (получателем) бюджетных ассигнований главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов в обжалованной части по доводам заявителя жалобы.
Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о ненадлежащем финансировании мероприятий, направленных на соблюдение законодательства в области пожарной безопасности не влекут отмены состоявшихся судебных постановлений, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на них законом обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, 390.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 19 сентября 2023 г. (в неотмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 26 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу» – без удовлетворения.
Председательствующий | В.Н. Бойко |
Судьи | Н.Н. Кравченко А.С. Сулейманова |