Решение по делу № 2-3449/2024 от 23.05.2024

УИД 74RS0001-01-2024-002751-62

Дело № 2-3449/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2024 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи     Самойловой Т.Г.

при секретаре Рязановой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о возложении обязанности по организации и проведению работ по устранению дефектов и покрытия автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицкого района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в котором с учетом уточнений просит возложить обязанность в срок не позднее 01 июня 2027 года организовать мероприятия по приведению в соответствие с требованиями ГОСТа Р50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» автомобильной дороги <адрес>, протяженностью 16,500 км, поскольку:

- в нарушение раздела 2 «Каталога типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог» у проезжей части дороги имеются неорганизованные съезды (5 км);

- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на всем протяжении дороги проезжая часть дороги имеет многочисленные отдельные повреждения, выбоины, выкрашивание асфальтового покрытия (1 км, 2 км, 3 км, 5 км, 6 км, 7 км, 8 км, 9 км, 11 км);

- в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствуют дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» (0 км);

- в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019 на протяжении дороги отсутствуют следующие дорожные знаки: на 1 км отсутствуют знаки 1.11.1 «Опасный поворот», знак 2.1 «Главная дорога» справа, знак 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), знак 5.19.2 (2 знака), отсутствует дорожная разметка 1.14.1, знак 1.11.2 «Опасный поворот», знак 2.1 «Главная дорога» справа, на 4 км знак 2.3.1 «Пересечение второстепенной дороги» справа, на 7 км знак 6.10.1 «Указатель направлений» выцвел, покрытие ржавое, краска шелушится;

- в    нарушение    п. 6.2.2 ГОСТ    Р    50597-2017    «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения» на 4 км отсутствуют 7 сигнальных
столбиков: 3 справа, 4 слева;

- в нарушение    п. 5.3.1    ГОСТ    Р    50597-2017    «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по, условиям обеспечения
безопасности дорожного движения» на 1 км, 4 км, 5 км, 7 км на обочине
имеется древесно-кустарниковая растительность.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки прокуратурой Троицкого района исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности было установлено, что автомобильная дорога <адрес> является собственностью Челябинской области.

В ходе выездной проверки установлено, что автомобильная дорога не отвечает требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:

- в нарушении раздела 2 «Каталога типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог» у проезжей части дороги имеются неорганизованные съезды (5 км).

- в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», на всем протяжении дороги проезжая часть дороги имеет многочисленные отдельные повреждения, выбоины размером 1,40 на 2,80 см, дорожное покрытие требует замены.

- в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств отсутствуют дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» (1км, 7 км, 8 км., 11 км, 12 км, 13 км, 14 км, 15 км);

- в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» знак 6.13 «Километровый знак» на 4 км деформирован;

- в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019 на протяжении дороги отсутствуют следующие дорожные знаки: знак 2.1 «Главная дорога» (1 км - 2 знака); знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» (4 км - 1 знак, 12 км - 1 знак), знак 2.4 «Уступите дорогу» ( 4 км -2 знака, 8 км - 2 знака, 16 км - 1 знак).

- в нарушение п. 8.2.2 ГОСТ Р 52289-2019, а также требований ГОСТ 33151 не установлены дорожные сигнальные столбики на 8 км (2), 12 км (1).

Согласно ответу Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области ремонтные работы на автомобильной дороге <адрес> в период с 2023 по 2024 г.г. не проводились.

Для приведения автодороги <адрес> в нормативное состояние Министерством на 2025 год запланирована разработка проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт автомобильной дороги <адрес>

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» задачами Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В нарушение вышеуказанных требований содержание автомобильной дороги не обеспечивает безопасность дорожного хозяйства и не соответствует задачам настоящего Федерального закона.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Проезд автотранспорта в виду многочисленных повреждений дорожного покрытия по данной автомобильной дороге затруднен. Водители автотранспорта вынуждены объезжать многочисленные выбоины и просадки дорожного покрытия с выездом на встречную полосу движения, обочину дороги, что создает непосредственно угрозу безопасности дорожного движения.

Таким образом, состояние автомобильной дороги является непригодным для проезда транспортных средств, не дает гражданам возможность использовать данный участок для проезда, нарушает их права на безопасное дорожное движение, сохранение жизни, здоровья и имущества.

19.10.2023 года первым заместителем прокурора Челябинской области Министру дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены, что является недопустимым.

Помощник прокурора Советского района г. Челябинска Давыдова А.Ю., действующая по поручению прокурора Троицкого района Челябинской области, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель ответчика Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Фаткулин Э.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований. Поддержал доводы возражений, изложенные в письменном отзыве, указав, что Подрядчик представил истцу Акт устранения замечаний по обслуживанию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с приложенным к нему фотоматериалов, согласно которых часть нарушений устранена, а оставшаяся часть устранения недостатков автодороги планируется по вновь заключенному государственному контракту -д, срок по которому установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель третьего лица ООО «Электрострой» в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования прокурора Троицкого района Челябинской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход е деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, при этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Так установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения при ремонте и содержании дорог. Так установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-2017) «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Материалами дела подтверждается, что прокуратурой Троицкого района Челябинской области по обращению жителей Троицкого района проведена проверка исполнения законодательства в сфере дорожной деятельности, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ГОСТ 50597-2017 на участке автомобильной дороги <адрес>, протяженностью 16,500 км, имеются недостатки, а именно:

- в нарушение раздела 2 «Каталога типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог» у проезжей части дороги имеются неорганизованные съезды (5 км);

- в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», на всем протяжении дороги проезжая часть дороги имеет многочисленные отдельные повреждения, выбоины, выкрашивание асфальтового покрытия (1 км, 2 км, 3 км, 5 км, 6 км, 7 км, 8 км, 9 км, 11 км);

- в нарушение п. 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также п. 5.7.15 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств отсутствуют дорожные знаки 6.13 «Километровый знак» (0 км);

- в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019 на протяжении дороги отсутствуют следующие дорожные знаки: на 1 км отсутствуют знаки 1.11.1 «Опасный поворот», знак 2.1 «Главная дорога» справа, знак 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), знак 5.19.2 (2 знака), отсутствует дорожная разметка 1.14.1, знак 1.11.2 «Опасный поворот», знак 2.1 «Главная дорога» справа, на 4 км знак 2.3.1 «Пересечение второстепенной дороги» справа, на 7 км знак 6.10.1 «Указатель направлений» выцвел, покрытие ржавое, краска шелушится;

- в    нарушение    п. 6.2.2    ГОСТ    Р    50597-2017    «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения» на 4 км отсутствуют 7 сигнальных
столбиков: 3 справа, 4 слева;

- в    нарушение    п. 5.3.1    ГОСТ    Р    50597-2017    «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по, условиям обеспечения
безопасности дорожного движения» на 1 км, 4 км, 5 км, 7 км на обочине
имеется древесно-кустарниковая растительность.

ДД.ММ.ГГГГ состоялся совместный осмотр автомобильной дороги <адрес> с участием представителей <данные изъяты>», по результатам которого <данные изъяты> составлен Акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в ходе проведения проверки установлено, что автомобильная дорога не отвечает требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом, в Акте от ДД.ММ.ГГГГ перечислены недостатки, идентичные указанным в просительной части уточненного иска прокурора.

ДД.ММ.ГГГГ подрядчик ООО «<данные изъяты>» составил Акт устранения замечаний по обслуживанию автодороги <данные изъяты>, с приложенным к нему фотоматериалов, согласно которым:

а)    устранено нарушение в части наличия на 5 км автодороги неорганизованного съезда, съезд перекопан;

б)    на 0 км установлен знак 6.13 «Километровый знак»;

в)    на 1 км установлены знаки 1.11.1 «Опасный поворот», знак 2.1 «Главная дорога» справа, знак 5.19.1 «Пешеходный переход» (2 знака), знак 5.19.2 (2 знака), знак 1.11.2 «Опасный поворот», знак 2.1 «Главная дорога» справа;

- на 4 км установлен знак 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» справа;

- на 4 км установлено 7 сигнальных столбиков: 3 справа, 4 слева;

- на 1 км,4 км, на обочине ликвидирована древесно-кустарниковая растительность.

В подтверждение выполнения всех указанных работ Подрядчик представил копию журнала производства работ, согласно которого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно выполнены следующие виды работ:

1) ликвидация «диких» съездов: бульдозером 108 л.с. - 4 съезда (ДД.ММ.ГГГГ), что фактически подтверждает исполнение вышеуказанного пункта «а»;

2) установка дорожных знаков на металлических стойках: тип 6.13, - 1 шт (ДД.ММ.ГГГГ), что фактически подтверждает исполнение вышеуказанного пункта «б»;

3) установка дорожных знаков на металлических стойках - 2 шт (ДД.ММ.ГГГГ), - 9 шт (ДД.ММ.ГГГГ), - 4 шт (ДД.ММ.ГГГГ), а всего 15 шт, а также замена стоек дорожных знаков - ДД.ММ.ГГГГ - 2 шт, ДД.ММ.ГГГГ - 4 шт, а всего 6 шт, что фактически подтверждает исполнение вышеуказанных пунктов «в» и «г»;

4) установка готовых к установке столбиков сигнальных пластмассовых - 8 шт (ДД.ММ.ГГГГ), что фактически подтверждает исполнение вышеуказанного пункта «д»;

5) скашивание травы и срезка кустарника с диаметром стебля до 35 мм (на откосах) – 33 км (ДД.ММ.ГГГГ), а также срезка и вырубка кустарника и подлеска – 0,36 га (ДД.ММ.ГГГГ), что фактически подтверждает исполнение пункта «е».

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ не устранены следующие замечания к состоянию автомобильной дороги:

1) в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на всем протяжении дороги проезжая часть дороги имеет многочисленные отдельные повреждения, выбоины выкрашивание асфальтового покрытия (1 км, 2 км, 3 км, 5 км, 6 км, 7 км, 8 км, 9 км, 11 км);

2) в нарушение требований ГОСТ Р 522289-2019 на протяжении дороги отсутствуют следующие дородные знаки: на 1 км отсутствует дорожная разметка 1.14.1, на 7 км знак 6.10.1 «Указатель направлений» выцвел, покрытие ржавое, краска шелушится;

3) в нарушение п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2027 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на 5 км, 7 км на обочине имеется древесно-кустарниковая растительность.

Устранение недостатков а/д планируется по вновь заключенному Государственному контракту -д на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения челябинской области на 2024-2027 года (ХIII зона) от ДД.ММ.ГГГГ. Срок начала выполнения работ по указанному контракту установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письмам ОГКУ «<данные изъяты>» за 2022-2024 годы привести покрытие автомобильной дороги <адрес> до нормативных показателей за счет средств, предусмотренных на содержание областных дорог, не представляется возможным в виду сильного износа покрытия.

Заключение государственного контракта на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях капитального ремонта объекта капитального строительства: «Капитальный ремонт а/д <адрес> планируется в текущем (2024) году со сроком исполнения контракта до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается приложением к действующему распоряжению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рп.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Троицкого района Челябинской области о возложении на Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области обязанности по исполнению требований ГОСТ Р 50597-2017 в срок не позднее 01 сентября 2028 года, в следующей части:

- устранить на всем протяжении проезжей части дороги многочисленные отдельные повреждения, выбоины, выкрашивание асфальтового покрытия (1 км, 2 км, 3 км, 5 км, 6 км, 7 км, 8 км, 9 км, 11 км, в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;

- нанести на 1 км дорожную разметку 1.14.1, на 7 км заменить знак 6.10.1 «Указатель направлений», в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019;

- на 5 км, 7 км на обочине устранить древесно-кустарниковую растительность в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Троицкого района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области о возложении обязанности по организации и проведению работ по устранению дефектов и покрытия автомобильной дороги удовлетворить частично.

Обязать Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области обеспечить организацию и проведение работ автомобильной дороги <адрес>, протяженностью 16,500 км, в срок до 01 сентября 2028 года, а именно:

- устранить на всем протяжении проезжей части дороги многочисленные отдельные повреждения, выбоины, выкрашивание асфальтового покрытия (1 км, 2 км, 3 км, 5 км, 6 км, 7 км, 8 км, 9 км, 11 км), в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»,

- нанести на 1 км дорожную разметку 1.14.1, на 7 км заменить знак 6.10.1 «Указатель направлений», в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019;

- на 5 км, 7 км на обочине устранить древесно-кустарниковую растительность в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Самойлова Т.Г.

2-3449/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Троицкого района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Другие
ООО "Электрострой"
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Судья
Самойлова Татьяна Геннадьевна
Дело на сайте суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2024Подготовка дела (собеседование)
09.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2024Судебное заседание
12.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее