Дело № 2-81/2020
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года г. Мураши Кировская область
Мурашинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой О.С., при секретаре Земцовой Г.А.,
с участием прокурора Мурашинского района Кировской области Сапожникова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области о понуждении принятия мер к ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Мурашинского района Кировской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области о понуждении принятия мер к ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведен мониторинг исполнения природоохранного законодательства на территории Мурашинского района Кировской области, в результате которого установлено несанкционированное размещения отходов (свалка) на земельном участке, не относящемся к землям лесного фонда, в кадастровом квартале № <адрес>, общая площадь свалки составляет около <данные изъяты> Га, объем незаконно хранящихся отходов составляет не менее <данные изъяты> куб.м., до настоящего времени несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов не ликвидировано. Прокурор указывает, что не соблюдение ответчиком требований ст.1, ч.5 ст.12, ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», влечет нарушение прав граждан, закрепленных в ст. 42 Конституции РФ, на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на положения ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 3, 32 Устава МО Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области, прокурор просит суд обязать администрацию МО Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории МО Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области, а именно: на земельном участке в кадастровом квартале №: <адрес>
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам и основаниям, указанным в иске.
В судебное заседание представитель администрации Мурашинского городского поселения Мурашинского района Кировской области не явился, согласно предоставленному ходатайству просит рассмотреть дело без его участия. В представленном отзыве глава администрации Мурашинского городского поселения ФИО3, не возражая против удовлетворения исковых требований, в связи тяжелым финансовом положении должника и невозможности немедленного исполнения требований прокурора по причине необходимости планирования бюджетных средств на цели исполнения судебного акта, настаивала на предоставлении отсрочки исполнения судебного решения до 01 сентября 2021 года.
Представитель КОГБУ «Областной природоохранный центр» Соломенникова Е.В. ходатайствовала о проведении судебного заседания без ее участия, исковые требования прокурора поддержала.
Исследовав доводы сторон, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьей 55, 59 и 60 ГПК РФ, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся, в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (статья 11 Закона № 131-ФЗ).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
В соответствии с п. 21 ч.5 ст. 32 Устава муниципального образования Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (л.д.40-51).
Из материалов дела следует, в ходе проведения главным специалистом отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности КОГБУ «Областной природоохранный центр» осмотра территории <адрес> установлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов на земельном участке, в кадастровом квартале №, <адрес>, общая площадь свалки приблизительно составляет <данные изъяты> га, ориентировочный объем свалки не менее <данные изъяты> куб.м. (л.д.17-19).
На основании выявленных нарушений Министерством охраны окружающей среды Кировской области в адрес ответчика было вынесено представление от 19.11.2018 об устранений причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, установлен срок устранения администрацией нарушения в течение месяца со дня получения представления (л.д.6)
Согласно справкам главного специалиста по Мурашинскому району отдела ООС и ЭБ Кировской области КОГБУЗ «Областной природоохранный центр» от 21.05.2019, от 04.06.2020 с фототаблицами к ним установлено, ответчиком мероприятия по вывозу промышленных и ТКО отходов на указанном выше земельном участке не выполнены (л.д.14-16, 9-13).
Таким образом, судом установлено, что несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов на земельном участке, в кадастровом квартале 43:18:310123, с левой стороны старой дороги сообщением <адрес>, координаты несанкционированной свалки: <адрес>, в аренду и постоянное бессрочное пользование земельный участок не предоставлен, доказательств, подтверждающих принадлежность отходов каким-либо лицам, не представлено.
В связи с чем, принимая во внимание, что несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, а обязанность организовать деятельность, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района возложена на органы местного самоуправления, а также с учетом того, что непринятие ответчиком мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом размеров несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов, с учетом значительных объемов работ и финансирования по устранению нарушений природоохранного законодательства, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 апреля 2021 года.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
исковые требования прокурора Мурашинского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мурашинского городского поселения Мурашинского района Кировской области о понуждении принятия мер к ликвидации несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов - удовлетворить.
Обязать администрацию МО Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории МО Мурашинское городское поселение Мурашинского района Кировской области, а именно: на земельном участке в кадастровом квартале <данные изъяты>, <адрес>, в срок до 01 мая 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Перминова О.С.