Решение по делу № 2-131/2022 (2-6394/2021;) от 23.08.2021

Дело № 2-131/9/2022 г.

УИД 10RS0011-01-2021-015635-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2022 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Фонда капитального ремонта Республики Карелия к Кузнецовой А.А., Силантьевой Н.С., Бабочкину А.К., Маркеловой Н.А., Макарову А.М., Туполевой И.Н., Туполеву А.Г., Ламову В.А., Ламовой Н.П., Орловой В.В. и Орловой М.А. о возложении обязанности предоставить доступ в помещения,

установил:

Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее – истец, Фонд) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Кузнецовой А.А., Силантьевой Н.С., Бабочкину А.К., Маркеловой Н.А., Макарову А.М., Туполевой И.Н., Ламову В.А. (далее – ответчики, соответчики), в котором просит возложить на ответчиков обязанность предоставить доступ в принадлежащие ответчикам жилые и нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, <адрес>, для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Для участия в деле в качестве соответчиков были привлечены установленные судом иные собственники Туполев А.Г., Ламова Н.П., Орлова В.В. и Орлова М.А., в качестве третьих лиц были привлечены ООО «КСМ-Комфорт», ООО «НПО «Конструкция», Лебедева Т.В.

В последующем истец исковые требования изменил, уточнив круг ответчиков, а также просил предоставить доступ в принадлежащие ответчикам помещения в срок до 15.08.2022.

Представитель истца Волкова Е.И. в судебном заседании требования поддержала по доводам, подробно изложенным в исковом заявлении. Она пояснила, что уполномоченные лица не могли попасть в помещения, принадлежащие ответчикам, так как те отказались это делать. Доказательствами этих действий являются соответствующие акты. Всех собственников Фонд не смог установить, по двум квартирам не все собственники оформили отказ от допуска уполномоченных лиц в помещения.

Ламов В.А. в судебном заседании сообщил, что он не против доступа в жилое помещение, но акт был составлен обманом работниками подрядной организации: они сообщили, что нужно подписать акт и никаких последствий не будет. Другие собственники квартиры не были уведомлены об этом, свое согласие или несогласие на доступ в жилое помещение не выражали.

Лебедева Т.В., являющаяся председателем совета дома, сообщила, что не все собственники поняли, что они обязаны впустить представителей подрядной организации или Фонда для производства работ, связанным с капитальным ремонтом дома. Информация о времени производства работ, о необходимости доступа была доведена до всех собственников, в том числе путем размещения на информационных стендах. В то же время, подрядная организация и представители Фонда не разъясняли это собственникам, возникло недопонимание, которое выразилось в данном судебном споре.

Ответчикам неоднократно по адресу регистрации направлялись определения о принятии дела к производству и подготовке дела к судебному разбирательству, судебные извещения о вызове в судебное заседание. Судебные извещения были возвращены в связи с тем, что не были получены.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25) указано на то, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Третьи лица и их представители в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства судом извещались.

На основании положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований пунктов 2 и 3 статьи 54, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 Постановления № 25, в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц и их представителей. При этом суд учитывает, что положения Постановления № 25 обязательны для нижестоящих судов (см. в т.ч. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», подпункт «б» пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» и т.д.).

Подробные позиции сторон и третьих лиц были изложены в письменных доводах, представленных в материалы дела.

Заслушав объяснения сторон и третьего лица, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ответчики являются собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, <адрес>.

В рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на основании решений общих собраний собственников от 31.08.2018, от 28.07.2020 и от 26.06.2021 было принято решение в указанном многоквартирном доме провести капитальный ремонт. Фондом по результатам проведенного электронного аукциона 18.09.2020 был заключён договор подряда № 30/2020-р (далее – договор от 18.09.2020) с ООО «НПО «Конструкция» на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. В перечень работ включены ремонт фасада, кровли, внутридомовых инженерных сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения на общую сумму 8 132 184 руб. 00 коп.

В процессе выполнения работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения собственники квартир № 2, 5, 14, 18, 19, а также нежилых помещений 30 и 31 не предоставили доступ к сетям теплоснабжения, расположенных в указанных помещениях, что не позволило подрядной организации выполнить работы, предусмотренные договором от 18.09.2020 и проектно-сметной документацией. Подтверждают это обстоятельство акты установления факта воспрепятствования оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, составленные подрядной организацией, подписанные собственниками указанных помещений.

25.10.2021 на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о переносе срока окончания работ по капитальному ремонту до 15.08.2022.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

В силу положений части 2 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных названным Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

К жилым помещениям частью 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение должно использоваться для проживания граждан с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 3); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пункт 4).

При этом, согласно пункту 2 раздела I «Определение состава общего имущества» «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества входят помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пунктам 5 и 6 названных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях, а также внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обязанность по обеспечению собственником помещения доступа к транзитным (общедомовым) инженерным коммуникациям, проходящих через помещение, установлена «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), а также «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.

Так, в соответствии с подпунктом «б» пункта 32 Правил № 354 исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время. Также исполнитель вправе требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб в случаях, указанных в подпункте "е" пункта 34 настоящих Правил) (пункт «в»).

В силу подпункта «е» пункта 34 Правил № 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Из изложенного следует, что у ответчиков имеется обязанность по допуску представителей исполнителя и Фонда в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время, а также для реализации услуг по капитальному ремонту.

Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.

Таким образом, право требовать допуска в занимаемое потребителем помещение у представителей исполнителя имеется не только тогда, когда такое требование обусловлено аварийной ситуацией или жалобами других потребителей на нарушение их законных прав. Такое право имеется у представителей исполнителя в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.

При этом, как следует из материалов дела, необходимость капитального ремонта стояков теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения в доме подтверждена решением собственников в многоквартирном доме, принятым в соответствии с частью 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обязанности регионального оператора по организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены в статье 182 Жилищного кодекса, не предусматривающей его действий по обеспечению допуска собственниками в жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту.

Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса на регионального оператора возложена обязанность обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.

Суд также учитывает, что до вынесения судом решения доступ в помещения ответчиками обеспечен не был, запланированные работы по капитальному ремонту до настоящего времени не окончены. Доказательств отсутствия необходимости проведения запланированных работ по капитальному ремонту в материалах дела не имеется.

Учитывая, что действия ответчиков ведут к неконтролируемой и небезопасной деятельности объектов общедомового имущества в виде системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома, и что устранение препятствий в осуществлении деятельности подрядной организацией, действующей в соответствии с договором по осуществлению работ по капитальному ремонту в интересах всех собственников, в том числе и ответчиков, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в отношении тех собственников, которые были уведомлены и которые отказались предоставлять доступ в помещения.

В то же время, суд не может признать факт надлежащего уведомления собственников квартир № 2 и 5, а также надлежащего оформления их отказа в предоставление доступа, так как в ходе рассмотрения дела было установлено, что и Фондом, и исполнителем услуги не все собственники этих жилых помещений были уведомлены о необходимости доступа, не все собственники жилых помещений оформили отказ в доступе представителей Фонда и подрядной организации. Отказ оформлен только одним из собственников каждой из квартир, что, по мнению, суда не является основанием для удовлетворения иска, так как будут нарушены права тех собственников, которые не были уведомлены и не высказали свою позицию относительно требований Фонда и исполнителя услуг.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

Исковые требования Фонда капитального ремонта удовлетворить частично.

Обязать Силантьеву Н.С. предоставить доступ уполномоченным лицам в принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, <адрес>, кадастровый (условный) номер , для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в срок до 15.08.2022.

Обязать Кузнецову А.А. предоставить доступ уполномоченным лицам в принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, <адрес>, кадастровый (условный) номер , для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в срок до 15.08.2022.

Обязать Маркелову Н.А. предоставить доступ уполномоченным лицам в принадлежащую ей квартиру, расположенную по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, <адрес>, кадастровый (условный) номер , для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в срок до 15.08.2022.

Обязать Бабочкина А.К. предоставить доступ уполномоченным лицам в принадлежащее ему помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, <адрес>, кадастровый (условный) номер , для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в срок до 15.08.2022.

Обязать Макарова А.М. предоставить доступ уполномоченным лицам в принадлежащее ему помещение, расположенное по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, <адрес>, кадастровый (условный) номер , для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в срок до 15.08.2022.

Взыскать с Силантьевой Н.С., Кузнецовой А.А., Маркеловой Н.А., Бабочкина А.К., Макарова А.М. в пользу Фонда капитального ремонта Республики Карелия государственную пошлину в размере по 1 200 руб. 00 коп.

В остальной части заявленных требований, в том числе к Туполевой И.Н., Туполеву А.Г., Ламову В.А., Ламовой Н.П., Орловой В.В. и Орловой М.А., отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 25 января 2022 года.

23.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2021Передача материалов судье
27.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Судебное заседание
20.12.2021Судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022Дело оформлено
05.05.2022Дело передано в архив
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее