Решение по делу № 33-15361/2024 от 18.04.2024

Судья: Курганова Н.В.                     Дело <данные изъяты>         УИД <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты>                        <данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Волковой Э.О., Петруниной М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Артюшиной А.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к Министерству социального развития <данные изъяты> об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,

    по апелляционной жалобе Министерства социального развития <данные изъяты> на решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <данные изъяты> об обязании выдать удостоверение многодетной семьи.

В обоснование требований указала, что имеет на иждивении трех малолетних детей: ФИО, <данные изъяты> г.р., ФИО, <данные изъяты> г.р., ФИО, <данные изъяты> г.<данные изъяты> матерью - одиночкой в отношении младших сыновей. ФИО и двое младших детей постоянно зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, старший сын по месту регистрации бывшего мужа - отца ребенка по адресу <данные изъяты>, <данные изъяты>. <данные изъяты> обратилась в Окружное управление социального развития <данные изъяты> с просьбой признать семью многодетной. <данные изъяты> получила отказ в присвоении льготного статуса многодетной семьи <данные изъяты> в связи с отсутствием у сына - ФИО постоянной регистрации в <данные изъяты>. <данные изъяты> брак с отцом ФИО, был расторгнут, место жительства ребенка определено с истцом. ФИО фактически проживает в <данные изъяты>, там он посещал детский сад, обучается в школе, наблюдается в детской поликлинике, также имеет временную регистрацию по месту проживания.

Просила суд признать незаконным решение <данные изъяты> от <данные изъяты> об отказе в присвоении льготного статуса многодетной семьи, обязать ответчика выдать удостоверение многодетной семьи.

Решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования ФИО удовлетворены частично.

Суд обязал Министерство социального развития <данные изъяты> выдать ФИО удостоверение многодетной семьи.

Требования ФИО о признании незаконным решения об отказе в установлении статуса многодетной семьи оставлены без удовлетворения.

Истцом решение суда в части отказа в удовлетворении требований в апелляционном порядке не оспаривается.

В апелляционной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований истцов. В указанной части ответчик просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации гарантирована государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в связи с чем развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно положениям ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (абзац 5 ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ).

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).

11 марта 2016 года Правительством Московской области принято постановление N 178/7 "Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной семьи", пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи (далее - Порядок) и образец бланка "Удостоверение многодетной семьи".

Согласно п. 2 Порядка удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение.

В соответствии с п. 3 Порядка для получения удостоверения заявитель предоставляет в Подразделение или в МФЦ по месту жительства заявление о выдаче удостоверения с приложением указанных в данном пункте документов. В том числе, предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

По смыслу понятия "многодетная семья", определение которой дано в ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, совместное проживание членов семьи, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, является одним из юридически значимых фактов.

Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует ст. 1 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области.

Понятие места жительства гражданина дано в ст. 20 ГК РФ. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5442-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" конкретизирует содержание понятия "место жительства", устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Законе № 5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет - согласно ст. 3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлениях: от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Как усматривается из текста пункта 3 Порядка, при обращении не требуется предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Положением предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО имеет на иждивении трех малолетних детей: ФИО, <данные изъяты> г.р., ФИО, <данные изъяты> г.р., ФИО, <данные изъяты> г.р.

В отношении младших сыновей ФИО является матерью – одиночкой.

ФИО и двое младших детей постоянно зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>

Старший сын ФИО, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован по месту регистрации бывшего мужа - отца ребенка по адресу <данные изъяты>

<данные изъяты> брак с отцом ФИОФИО был расторгнут, место жительства ребенка определено с матерью.

<данные изъяты> ФИО обратилась в Министерство социального развития <данные изъяты> с заявлением о присвоении льготного статуса многодетной семьи.

<данные изъяты> решением Министерства социального развития <данные изъяты> <данные изъяты> в присвоении льготного статуса многодетной семьи ФИО отказано, в связи несоответствии категориям лиц, имеющих право на получение услуги, поскольку ФИО <данные изъяты> года рождения, не имеет постоянной регистрации в <данные изъяты>.

Разрешая требования ФИО и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из фактического проживания семьи истца в жилом помещении по адресу: <данные изъяты>, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения спора. Суд указал, что ФИО является матерью троих несовершеннолетних детей, имеет регистрацию по месту жительства в <данные изъяты>, при этом, отсутствие такой регистрации у одного из ребенка истца, не может послужить основанием для вынесения решения об отказе в присвоении льготного статуса многодетной семьи. Отказ истцу в выдаче удостоверения многодетной семьи по мотивам отсутствия у ее ребенка регистрации по месту жительства на территории <данные изъяты> нарушает её права и противоречит нормам Конституции Российской Федерации и Закону «О мерах социальной поддержки семьи и детей в МО». В связи с чем, суд пришел к выводу, что отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи надлежит признать незаконным и отменить, при этом, установление факта проживания ребенка на территории МО не требуется.

Поскольку решение суда истцом в части отказа в удовлетворении требований не оспаривается, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика и проверки законности решения в этой части (ч. 2 ст. 237.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Суд пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства в <данные изъяты> противоречит федеральному законодательству, т.к. содержит ограничительное условие, предусматривающее в качестве одного из обязательных условий для предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми регистрацию по месту жительства в <данные изъяты>, тогда как регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации. Факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.

Руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития <данные изъяты> без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>

33-15361/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Малиновская Екатерина Алексеевна
Ответчики
Министерство социального развития МО
Окружное управление соц. развития №27
Суд
Московский областной суд
Судья
Петрунина Марина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
24.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Передано в экспедицию
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее