Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-2040/2015
Судья Кулагина З.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 июня 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Максимовой И.А., при секретаре судебного заседания Ильиной Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Смирнова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республики – Чувашии о признании ответа об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы», незаконным и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе истца Смирнова В.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 марта 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Смирнова В.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Смирнов В.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по ЧР о признании незаконным ответа от 10 ноября 2014 года № об отказе во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы» и возложении обязанности включить в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, с семьей, состоящей из 4 человек, взыскании расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Требования мотивированы тем, что приказом УФСИН России по ЧР от 20 июня 2008 года № истец уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «з» ст. 58 «Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (по ограниченному состоянию здоровья). По состоянию на 16 апреля 2008 года его выслуга лет составляет: в календарном исчислении 14 лет 10 месяцев 02 дня; в льготном исчислении 20 лет 06 месяцев 12 дней. Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 25 апреля 2012 года № истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений под №. В настоящее время проживает по адресу: <адрес>. Данная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит его матери И.И., которая является квартиросъемщиком, в этой же квартире, помимо него и матери проживают С,Ю.В. и С.А.В.. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости истца отсутствуют. На его заявление от 05 сентября 2014 года о включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» УФСИН России по ЧР ответило отказом. Данный ответ истец полагает незаконным и необоснованным. Ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась, в установленном порядке он признан администрацией Калининского района г. Чебоксары нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеет право на участие в программе.
В судебном заседании истец Смирнов В.В. и его представитель Ишмуратова Е.П. исковые требования поддержали.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по ЧР Чумакова О.С. исковые требования не признала.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное Смирновым В.В. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Оспаривая решение суда, истец Смирнов В.В. указывает, что препятствий для его участия в подпрограмме не имеется, поскольку на день подачи заявления он являлся сотрудником, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 10 лет, ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась, безвозмездную финансовую помощь на приобретение жилья не получал, в собственности жилое помещение не имеет, в установленном порядке признан администрацией Калининского района г. Чебоксары нуждающимся в улучшении жилищных условий, что соответствует требованиям п. «а» п. 5 Правил. Полагает, что поскольку он в установленном законом порядке признан администрацией Калининского района г. Чебоксары нуждающимся в улучшении жилищных условий, отсутствие постановки его на учет по месту службы в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), самостоятельным основанием для отказа в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» не является.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Смирнова В.В. и его представителя Ишмуратовой Е.П., поддержавших апелляционную жалобу, возражения представителя ответчика УФСИН России по ЧР Чумаковой О.С., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Смирнов В.В. состоял на службе в органах уголовно-исполнительной системы УФСИН России по ЧР с 17 августа 1996 года. Приказом начальника УФСИН России по ЧР № от 20 июня 2008 года Смирнов В.В. уволен из органов уголовно-исполнительной системы по ограниченному состоянию здоровья по п. «з» ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 с 16 апреля 2008 года. Выслуга по состоянию на 16 апреля 2008 года составляет: в календарном исчислении 14 лет 10 месяцев 02 дня; в льготном исчислении 20 лет 06 месяцев 12 дней.
Постановлением главы администрации Калининского района г. Чебоксары от 25 апреля 2012 года № Смирнов В.В. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений под №.
05 сентября 2014 года Смирнов В.В. обратился в УФСИН России по ЧР с заявлениями о включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
10 ноября 2014 года Смирнову В.В. отказано во включении в состав участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», со ссылкой на то, что за период прохождения службы как сотрудник УИС он не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не состоял на учёте нуждающихся в жилом помещении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Смирнова В.В. о возложении обязанности включить его в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы», суд первой инстанции исходил из того, что Смирнов В.В. до увольнения из уголовно-исполнительной системы, либо при увольнении, не обращался с соответствующим заявлением и необходимыми документами по месту службы либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учёт как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Проверяя доводы апелляционной жалобы о неправильности выводов суда первой инстанции о том, что Смирнов В.В. не может являться участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплено обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» распространяются в том числе на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153.
Согласно разделу II указанной Подпрограммы гражданами - участниками Подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в Подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции.
Подпунктом «а» пункта 5 Правил предусмотрено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно п. 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы, указанным в «а» и «б» пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с п. 19 Правил для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте «а» данного пункта документов.
Порядок формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов сотрудников уголовно-исполнительной системы помимо Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 регламентируется приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года № 267 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе».
На основании п. 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме.
В соответствии с п. 12 Инструкции сотрудники включаются в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, только после признания их участниками подпрограммы. Признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, как федеральными органами исполнительной власти, лишь до 01 марта 2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления, что следует из ст. 14 и ст. 52 ЖК РФ.
Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015» годы является не только нуждаемость в улучшении жилищных условий, но и основания увольнения сотрудника органов уголовно-исполнительной системы при выслуге службы свыше 10 лет, а также время постановки в очереди на улучшение жилищных условий как сотрудника органов уголовно-исполнительной системы. Из этого следует, что право состоять на учете до решения вопроса о получении жилья сохраняют лишь те сотрудники уголовно-исполнительной системы, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Поскольку истец поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении лишь 25 апреля 2012 года, то выводы суда первой инстанции о том, что истец не может являться участником указанной Подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», являются правильными.
Доводы жалобы Смирнова В.В. о том, что лица, уволенные из органов уголовно - исполнительной системы, подавшие в орган местного самоуправления заявление о принятии на учет, не могут быть лишены предоставленного законом права на обеспечение жилым помещением в зависимости от того, в каком порядке он поставлен на учет органом местного самоуправления, не могут быть признаны состоятельными судебной коллегией, так как сводятся к неверному толкованию норм материального права.
В связи с тем, что законодательством Российской Федерации определены четкие критерии граждан, сотрудников, уволенных из органов уголовно-исполнительной системы, при наличии которых данные граждане имеют право на обеспечение жилым помещением, а также установлен порядок обращения за реализацией данного права, суд надлежаще не усмотрел нарушений прав истца со стороны ответчика.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны истца, изложенную в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия с указанными выводами и мотивами, приведенными в решении, соглашается. Нарушений или неправильного применения норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, суд не допустил.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Смирнова В.В. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.А. Максимова