Суды общей юрисдикции / Москва / Гражданские / 8Г-5932/2019 [88-2450/2020 - (88-4357/2019)]

Решение по делу № 8Г-5932/2019 [88-2450/2020 - (88-4357/2019)] от 11.12.2019

инстанция – Лебедев Ю.В.

инстанция –Пильгун А.С.(докладчик),Шипикова А.Г., Грибова Е.Н.

Дело 8г-5932/2019

Уникальный идентификатор дела 88-4357/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

28 января 2020 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Климовой О.С.,

судей Кумачевой И.А., Щегловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швецова В.Г. к ДЖО МО РФ о признании решения незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1010/2019)

по кассационной жалобе Швецова В.Г. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 14.02.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04.06.2019

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Кумачевой И.А., объяснения Швецова В.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

Швецов В.Г. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на жилищный учет, обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Исковые требования мотивированы тем, что истец с 1998 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, уволен с военной службы в 2010 году по организационно-штатным мероприятиям, с выслугой более 20 лет. При увольнении жилым помещением обеспечен не был. По последнему месту службы в войсковой части 25801 на семью истца была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>. Перед увольнением с военной службы истцом был подготовлен пакет документов для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, который был представлен в жилищную комиссию войсковой части 25801, однако жилищный вопрос истца своевременно разрешен не был.

Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ № Р-8637/2018 от 16 августа 2018 года Швецову В.Г. было отказано в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать незаконным данное решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ №Р-8637/2018 от 16 августа 2018 года, возложить на Департамент обязанность отменить указанное решение, признать Швецова В.Г. и членов его семьи нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и принять на учет.

Решением Пресненского районного суда города Москвы от 14.02. 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от 04.06.2019г., в удовлетворении иска Швецова В.Г. отказано.

Не соглашаясь с принятыми судебными актами, Швецов В.Г. принес кассационную жалобу, указывая на их незаконность в связи с неверным применением судами норм материального и процессуального права.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения Пресненского районного суда г. Москвы от 14.02.2019 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4.06.2019, кассационный суд находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания, предусмотренные ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены указанного судебного акта, которые выразились в следующем.

Судами установлено, что истец Швецов В.Г. с 1998 года проходил военную службу в Вооруженных силах РФ и был уволен с военной службы с зачислением в запас на основании приказа начальника Главного управления связи Вооруженных сил Российской Федерации от 30 ноября 2010 года №242 по организационно-штатным мероприятиям.

Согласно выписки из приказа командира войсковой части 25801 от 04 марта 2011 года №38 истец Швецов В.Г. с 07 марта 2011 года был исключен из списков личного состава войсковой части и направлен для постановки на воинский учет в ОВК г. Москвы по Замоскворецкому району Центрального административного округа г. Москвы.

Календарная выслуга лет составила 20 лет 02 месяца, льготная 22 года 08 месяцев.

В период прохождения военной службы истцу с составом семьи три человека на основании договора № 203 от 29.12.2009 г. было предоставлено жилое помещение для временного проживания по адресу <адрес> (л.д.34-37)

При увольнении Швецова В.Г. с военной службы вопрос о постановке его на учет нуждающихся разрешен не был.

19 декабря 2017 года истец обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако в удовлетворении данного заявления решением № Р-8637/2018 от 16 августа 2018 года ему было отказано со ссылкой на то, что Швецов В.Г. не относится к категории военнослужащих, поскольку его статус утрачен с окончанием службы.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец на момент увольнения не был признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения, утратил связь с военной службой при увольнении в 2010 году, обеспечению жильем за счет средств Министерства обороны РФ Швецов В.Г. не подлежит.

С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.

Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они сделаны без учета иных юридически значимых обстоятельств, при ошибочном применении норм материального и процессуального права.

Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Исходя из абзаца первого пункта 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения истца с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Согласно пункту 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Швецова В.Г. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли истец нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.

Как следует из материалов дела, Швецов В.Г., Швецова Т.В. (жена), Швецов Д.В. (сын) зарегистрированы по месту жительства по адресу <адрес> (л.д.30).

Следовательно, истец и члены его семьи проживали в жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы. При этом наличие у истца данного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при наличии необходимой выслуги лет.

Согласно иску Швецова В.Г. и его пояснениям в суде первой инстанции перед увольнением с военной службы им был собран необходимый пакет документов для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, который был представлен в жилищную комиссию войсковой части 25801, однако данный вопрос так и не был разрешен. Таким образом истец не соглашался увольняться с военной службы без предоставления жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно подпункту "ж" пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Отказывая в удовлетворении иска Швецову В.Г., суд первой инстанции указал, что истец уволен с военной службы в 2010 году и предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" гарантии в жилищной сфере на него не распространяются.

В то же время в иске Швецов В.Г. ссылался на неправомерное увольнение его с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, т.е. фактически заявитель просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Кроме того, вопросы нуждаемости в предоставлении жилых помещений для военнослужащих, которые подлежат увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями, решаются не органами местного самоуправления, а специализированными организациями Министерства обороны Российской Федерации. Из-за допущенных судом первой инстанции ошибок в применении норм материального и процессуального права, постановленное судебное решение нельзя признать отвечающим требованиям ст.195 ГПК РФ.

Суд апелляционной инстанции ошибки нижестоящего суда не исправил.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суд от 04.06. 2019 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 3796, 390, 3901 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04.06.2019 г. отменить, гражданское дело возвратить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Председательствующий

Судьи

8Г-5932/2019 [88-2450/2020 - (88-4357/2019)]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Швецов Владимир Григорьевич
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кумачева Ирина Алексеевна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее