судья Старцева Т.В.
дело № 71-553/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 23 июня 2022 года
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника отделения по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми М. на постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения Пермского края «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г. (резолютивная часть от 06 мая 2022 г.) в отношении Государственного автономного учреждения Пермского края «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий» (далее - учреждение) прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В жалобе, поданной в краевой суд, начальник отделения по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Перми М. просит об отмене постановления, ссылаясь на необоснованность выводов судьи районного суда об отсутствии в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, извещенный о времени и месте, участия не принимал. Защитник Зиннер М.В. доводы жалобы поддержала.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организатором официального спортивного соревнования или собственниками, пользователями объектов спорта правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований либо использование объекта спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта, для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, влечет административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» обеспечение мер общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований осуществляется за счет средств организаторов официальных спортивных соревнований и (или) собственников, пользователей объектов спорта в соответствии с положениями (регламентами) об официальных спортивных соревнованиях и (или) договорами, заключенными организаторами таких соревнований и собственниками, пользователями объектов спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Права и обязанности организаторов официальных спортивных соревнований, собственников, пользователей объектов спорта по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований устанавливаются настоящим Федеральным законом, а также правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
Ответственность за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований несут организаторы таких соревнований, собственники, пользователи объектов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1.9 приведенной статьи).
Порядок обеспечения организаторами официальных спортивных соревнований и собственниками (пользователями) объектов спорта общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований устанавливается Правилами обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 353.
Согласно пункту 12 названных Правил обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований осуществляется в соответствии с инструкцией и планом мероприятий.
План мероприятий разрабатывается и утверждается организатором соревнований совместно с собственником (пользователем) объекта спорта по согласованию с территориальными органами внутренних дел, указанными в пункте 13 настоящих Правил, в соответствии с типовым планом мероприятий и с учетом положения (регламента) о соревнованиях в срок не позднее 10 дней до начала соревнований (пункт 14 Правил).
Организатор соревнования обязан уведомлять соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне о месте, дате и сроке проведения соревнований в порядке, установленном Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (подп. «а» пункта 19 Правил).
Как следует из материалов дела, ГАУ ПК «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий», являясь пользователем объекта спорта ГКАУ «Центр спортивной подготовки Пермского края», расположенного по адресу: ****, при проведении официального физкультурного мероприятия – регионального этапа Всероссийского соревнования «Золотая шайба» сезона 2021-2022 годов, включенного в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, допустило нарушение пунктов 14, 19 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353, выразившиеся в нарушении 10-дневного срока (до начала проведения мероприятия) утверждения плана мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований, и уведомления территориального органа внутренних дел о месте, дате и сроке проведения физкультурного мероприятия.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ГАУ ПК «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий» протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, прекращая в отношении учреждения производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, пришел к выводу о том, что Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не предусмотрена необходимость выполнения пунктов 14, 19 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 353, в случае проведения официального физкультурного мероприятия, которым является региональный этап Всероссийского соревнования «Золотая шайба» сезона 2021-2022 годов. Соблюдение указанных требований Правил обеспечения безопасности является обязательным только при проведении официальных спортивных соревнований.
С указанными выводами судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
Согласно пункту 2 Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 353, правила применяются при проведении соревнований, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В части 9 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия - физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из анализа указанных ном следует, что единственным условием признания физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий официальными спортивными соревнованиями является их включение в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что проводимое в период с 11 февраля по 13 февраля 2022 г. официальное физкультурное мероприятие – региональный этап Всероссийского соревнования «Золотая шайба» сезона 2021-2022 годов включено в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Пермского края, утвержденных приказом Министерства физической культуры и спорта Пермского края от 30 декабря 2021 г. № 41-02-пр-769.
Следовательно, при проведении спортивного мероприятия, включенного в календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, лицо может быть привлечено к установленной частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности за нарушение вышеуказанных Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
Таким образом, выводы судьи районного суда об отсутствии в действиях ГАУ ПК «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.32 КоАП РФ, не являются основанными на законе.
Изложенное свидетельствует о неправильном применении судьей районного суда норм материального права и неполноте исследования обстоятельств, подлежащих установлению в соответствии со статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ, поэтому решение судьи районного суда законным признано быть не может и подлежит отмене.
В силу статьи 30.7 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке не вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении. Таким случаем в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей районного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключены.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение для устранения допущенных нарушений, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Индустриального районного суда г. Перми от 11 мая 2022 г., вынесенное в отношении Государственного автономного учреждения Пермского края «Управление по организации и проведению спортивных и физкультурных мероприятий» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Прекратить производство по делу административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья: подпись.