Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Стерлибашево 11 марта 2015 года
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Семенова И.С.,
при секретаре Ибрагимовой Р.И.,
с участием представителя истца Ибрагимова Т.Ш., представителя ответчика АСП Карагушевский сельсовет МР Стерлибашевский район РБ Туктарова Р.Ф., представителя ответчика АМР Стерлибашевский район РБ Субхангулова И.М.,
рассмотрев исковое заявление Ибрагимовой М.С. к администрации сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального <адрес> РБ, администрации муниципального района <адрес> РБ о признании недействительным акта обследования жилого помещения и заключения районной межведомственной комиссии, обязании комиссии составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями в установленный судом срок,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимова М.С. обратилась в суд с указанным исковым заявлением изначально к АСП Карагушевский сельсовет МР <адрес> РБ, мотивировав его тем, что она имеет права и льготы согласно ФЗ «О ветеранах».
Она обратилась с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий к ответчику, однако ответчик отказал в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Она считает отказ незаконным и необоснованным.
На основании изложенного просит:
Признать отказ ответчика в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.
Признать акт и заключение районной межведомственной комиссии ответчика незаконными.
Обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В процессе рассмотрения гражданского дела в качестве соответчика по делу была привлечена администрации муниципального района <адрес> РБ, представитель истца уточнил исковые, а именно просил признать акт обследования и заключение районной межведомственной комиссии незаконным и обязать комиссию составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями в установленный судом срок.
В судебное заседание не явился истец, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительности неявки не предоставил.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает необходимым рассмотреть гражданское дело в отсутствии истца.
В судебном заседании представитель истца Ибрагимов Т.Ш. исковое заявление поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика АСП Карагушевский сельсовет МР <адрес> РБ Туктаров Р.Ф. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика АМР <адрес> РБ Субхангулов И.М. просил отказать в удовлетворении иска, считал заключение межведомственной комиссии законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Истец ФИО4 М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживающая и зарегистрированная по месту жительства в жилом доме по адресу: РБ, <адрес> Отечественной Войны ФИО13 <данные изъяты> года рождения и имеет права и льготы, установленные ст. 20 и ст. 21 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Согласно ст. 21 этого ФЗ одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ является обеспечение этой категории граждан за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГг., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ имеют право на социальную поддержку по обеспечению жильем 1 раз и могут использовать это право независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ № «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем членов семей погибших(умерших) ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов РФ.
Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в <адрес> определен постановлением Правительства РБ № от 03.08.2006г., в силу положений которого формой предоставления мер социальной поддержки является предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.
Согласно п. 11 ст. 23.2 ФЗ № «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Истец Ибрагимова М.С. считая себя нуждающейся в улучшении жилищных условий и решив воспользоваться своим правом, предусмотренным ФЗ № «О ветеранах», с целью обретения благоустроенного жилья обратилась в администрацию сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением о принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий с соответствующим обследованием состояния своего жилья.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно положениям п.п. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 утвержденного постановлением Правительства от 28.01.2006г. № Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).
После ее обращения в администрацию сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением о принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий с соответствующим обследованием состояния своего жилья было проведено обследование ее дома районной межведомственной комиссией.
Согласно письма администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан сообщено, что на основании заключения районной межведомственной комиссии жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> признан пригодным для постоянного проживания. В письме также указано, что в случае несогласия с заключением вышеназванной комиссии собственник данного жилого помещения может обратиться к независимой специализированной организации для проведения повторного обследования жилого дома.
Истец узнал о заключении межведомственной комиссии весной 2014 года.
Далее истец вновь обратился с заявлением в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с просьбой проведения повторного обследования дома районной межведомственной комиссией. В ответном письме на ее обращение № от ДД.ММ.ГГГГ после повторного обследования дома истца уведомили о том, что дом признан пригодным для постоянного проживания, и случае несогласия с заключением вышеназванной комиссии собственник данного жилого помещения может обратиться к независимой специализированной организации для проведения повторного обследования жилого дома.
Суд, изучив данное заключение межведоственной комиссии приходит к выводу, что процедура оценки жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным в Положении требованиям, а именно: в оспариваемом заключении отсутствуют исчерпывающие выводы по вопросам, указанным в п. 43 Положения, как отсутствуют и расчеты степени износа несущих и ограждающих конструкций, в связи с чем невозможно установить, на каком основании комиссия пришла к выводу о пригодности жилого дома. Обследование дома осуществлялось без проведения какого-либо инструментального контроля, специальные замеры не проводились, осмотр конструкций был поверхностным.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и стороной ответчика в процессе рассмотрения гражданского дела не оспаривались.
Истец был вынужден обратиться к независимой специализированной экспертной организации, специалистом которой было проведено обследование спорного объекта.
В акте экспертизы №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, представленном специалистом ООО «Гипар», сделан вывод о том, что совокупный физический износ дома с рублеными стенами, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 93,83%. Дом является непригодным для постоянного проживания в рамках Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой ФИО2 1941-1945 годов», имеет неудовлетворительное (неработоспособное) состояние, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности могут привести к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и не обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Изучая экспертное заключение №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о том, что данное заключение является обоснованным, составленным в соответствии с действующим законодательством, в данном заключении с достоверностью зафиксирован объем повреждений жилого дома, рассчитан износ элементов и жилого дома в совокупности. Эксперт имеет соответствующее образование для проведения подобного рода исследований и квалификацию с достаточным стажем работы, что подтверждается приложением к заключению эксперта. Таким образом, при определении пригодности дома для проживания нужно исходить из заключения №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ
Ответчиком указанное экспертное заключение в процессе рассмотрении гражданского дела не оспорено, каких либо ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью определения пригодно жилого дома для проживания не поступало.
Суд также отмечает, что заключением №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ выявлены вредные факторы в виде гнили и жучка, которые не нашли своего отражения в заключении межведомственной комиссии.
В силу положений ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе:
- (п.п. 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
- (п.п. 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с положениями ст. 14, а также ст. 57 ЖК РФ Распоряжением Президента РБ от ДД.ММ.ГГГГ рп-99 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем ветеранов Великой ФИО2 1941-1945 гг.», главам администраций MP и городских округов РБ было рекомендовано рассмотреть возможность внеочередного обеспечения в установленном порядке жильем по договорам социального найма ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что акт обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ составлены с нарушением закона и являются незаконными.
Согласно «Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» утвержденного Президиумом ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено:
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов.
Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.
С учетом изложенного суд считает необходимым обязать межведомственную комиссию провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям жилого дома истца в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ибрагимовой М.С. к администрации сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального <адрес> РБ, администрации муниципального района <адрес> РБ о признании недействительным акта обследования жилого помещения и заключения районной межведомственной комиссии, обязании комиссии составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями в установленный судом срок – удовлетворить.
Признать акт № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ незаконными.
Обязать межведомственную комиссию при администрации муниципального района <адрес> РБ рассмотреть вопрос признания жилого помещения истца, расположенного по адресу: РБ, <адрес> пригодным либо непригодным для проживания в соответствии с действующим законодательством в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлибашевский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Семенов