Решение по делу № 2-80/2015 от 16.01.2015

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Стерлибашево                             11 марта 2015 года

Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Семенова И.С.,

при секретаре Ибрагимовой Р.И.,

с участием представителя истца Ибрагимова Т.Ш., представителя ответчика АСП Карагушевский сельсовет МР Стерлибашевский район РБ Туктарова Р.Ф., представителя ответчика АМР Стерлибашевский район РБ Субхангулова И.М.,

рассмотрев исковое заявление Ибрагимовой М.С. к администрации сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального <адрес> РБ, администрации муниципального района <адрес> РБ о признании недействительным акта обследования жилого помещения и заключения районной межведомственной комиссии, обязании комиссии составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями в установленный судом срок,

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимова М.С. обратилась в суд с указанным исковым заявлением изначально к АСП Карагушевский сельсовет МР <адрес> РБ, мотивировав его тем, что она имеет права и льготы согласно ФЗ «О ветеранах».

Она обратилась с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий к ответчику, однако ответчик отказал в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Она считает отказ незаконным и необоснованным.

На основании изложенного просит:

Признать отказ ответчика в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Признать акт и заключение районной межведомственной комиссии ответчика незаконными.

Обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В процессе рассмотрения гражданского дела в качестве соответчика по делу была привлечена администрации муниципального района <адрес> РБ, представитель истца уточнил исковые, а именно просил признать акт обследования и заключение районной межведомственной комиссии незаконным и обязать комиссию составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями в установленный судом срок.

В судебное заседание не явился истец, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительности неявки не предоставил.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает необходимым рассмотреть гражданское дело в отсутствии истца.

В судебном заседании представитель истца Ибрагимов Т.Ш. исковое заявление поддержал, просил удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика АСП Карагушевский сельсовет МР <адрес> РБ Туктаров Р.Ф. не возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика АМР <адрес> РБ Субхангулов И.М. просил отказать в удовлетворении иска, считал заключение межведомственной комиссии законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Истец ФИО4 М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживающая и зарегистрированная по месту жительства в жилом доме по адресу: РБ, <адрес> Отечественной Войны ФИО13 <данные изъяты> года рождения и имеет права и льготы, установленные ст. 20 и ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах», что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

Согласно ст. 21 этого ФЗ одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ является обеспечение этой категории граждан за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГг., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего ФЗ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ имеют право на социальную поддержку по обеспечению жильем 1 раз и могут использовать это право независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем членов семей погибших(умерших) ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем в <адрес> определен постановлением Правительства РБ от 03.08.2006г., в силу положений которого формой предоставления мер социальной поддержки является предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.

Согласно п. 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Истец Ибрагимова М.С. считая себя нуждающейся в улучшении жилищных условий и решив воспользоваться своим правом, предусмотренным ФЗ «О ветеранах», с целью обретения благоустроенного жилья обратилась в администрацию сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением о принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий с соответствующим обследованием состояния своего жилья.

В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно положениям п.п. 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 7 утвержденного постановлением Правительства от 28.01.2006г. Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции признание помещения жилым помещением пригодным (непригодным) осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

После ее обращения в администрацию сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением о принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий с соответствующим обследованием состояния своего жилья было проведено обследование ее дома районной межведомственной комиссией.

Согласно письма администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ главе администрации сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан сообщено, что на основании заключения районной межведомственной комиссии жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> признан пригодным для постоянного проживания. В письме также указано, что в случае несогласия с заключением вышеназванной комиссии собственник данного жилого помещения может обратиться к независимой специализированной организации для проведения повторного обследования жилого дома.

Истец узнал о заключении межведомственной комиссии весной 2014 года.

Далее истец вновь обратился с заявлением в администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с просьбой проведения повторного обследования дома районной межведомственной комиссией. В ответном письме на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ после повторного обследования дома истца уведомили о том, что дом признан пригодным для постоянного проживания, и случае несогласия с заключением вышеназванной комиссии собственник данного жилого помещения может обратиться к независимой специализированной организации для проведения повторного обследования жилого дома.

Суд, изучив данное заключение межведоственной комиссии приходит к выводу, что процедура оценки жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным в Положении требованиям, а именно: в оспариваемом заключении отсутствуют исчерпывающие выводы по вопросам, указанным в п. 43 Положения, как отсутствуют и расчеты степени износа несущих и ограждающих конструкций, в связи с чем невозможно установить, на каком основании комиссия пришла к выводу о пригодности жилого дома. Обследование дома осуществлялось без проведения какого-либо инструментального контроля, специальные замеры не проводились, осмотр конструкций был поверхностным.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела и стороной ответчика в процессе рассмотрения гражданского дела не оспаривались.

Истец был вынужден обратиться к независимой специализированной экспертной организации, специалистом которой было проведено обследование спорного объекта.

В акте экспертизы №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, представленном специалистом ООО «Гипар», сделан вывод о том, что совокупный физический износ дома с рублеными стенами, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 93,83%. Дом является непригодным для постоянного проживания в рамках Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой ФИО2 1941-1945 годов», имеет неудовлетворительное (неработоспособное) состояние, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности могут привести к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и не обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Изучая экспертное заключение №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, суд пришел к выводу о том, что данное заключение является обоснованным, составленным в соответствии с действующим законодательством, в данном заключении с достоверностью зафиксирован объем повреждений жилого дома, рассчитан износ элементов и жилого дома в совокупности. Эксперт имеет соответствующее образование для проведения подобного рода исследований и квалификацию с достаточным стажем работы, что подтверждается приложением к заключению эксперта. Таким образом, при определении пригодности дома для проживания нужно исходить из заключения №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ

Ответчиком указанное экспертное заключение в процессе рассмотрении гражданского дела не оспорено, каких либо ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью определения пригодно жилого дома для проживания не поступало.

Суд также отмечает, что заключением №Эк.-207/2014 от ДД.ММ.ГГГГ выявлены вредные факторы в виде гнили и жучка, которые не нашли своего отражения в заключении межведомственной комиссии.

В силу положений ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе:

- (п.п. 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- (п.п. 8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с положениями ст. 14, а также ст. 57 ЖК РФ Распоряжением Президента РБ от ДД.ММ.ГГГГ рп-99 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем ветеранов Великой ФИО2 1941-1945 гг.», главам администраций MP и городских округов РБ было рекомендовано рассмотреть возможность внеочередного обеспечения в установленном порядке жильем по договорам социального найма ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии и заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ составлены с нарушением закона и являются незаконными.

Согласно «Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции» утвержденного Президиумом ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено:

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия судебных органов.

Удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

С учетом изложенного суд считает необходимым обязать межведомственную комиссию провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям жилого дома истца в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ибрагимовой М.С. к администрации сельского поселения Карагушский сельсовет муниципального <адрес> РБ, администрации муниципального района <адрес> РБ о признании недействительным акта обследования жилого помещения и заключения районной межведомственной комиссии, обязании комиссии составить заключение в соответствии с установленными законом требованиями в установленный судом срок – удовлетворить.

Признать акт от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии при администрации муниципального района <адрес> РБ незаконными.

Обязать межведомственную комиссию при администрации муниципального района <адрес> РБ рассмотреть вопрос признания жилого помещения истца, расположенного по адресу: РБ, <адрес> пригодным либо непригодным для проживания в соответствии с действующим законодательством в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный суд Республики Башкортостан через Стерлибашевский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.С. Семенов

2-80/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ибрагимова М.С.
Ответчики
АСП Карагушский сельсовет МР Стерлибашевский район РБ
Другие
Ибрагимов Т.Ш.
Межведомственная комиссия
Суд
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
sterlibashevsky.bkr.sudrf.ru
16.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2015Судебное заседание
11.03.2015Судебное заседание
11.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее