УИД № 76RS0022-01-2024-002496-52
Дело № 12-102/2024
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 12 сентября 2024 года
Судья Заволжского районного суда г.Ярославля Ратехина В.А. при секретаре Горячевой И.А., рассмотрев жалобу Ценера Евгения Евгеньевича на постановление № 371 от 13.06.2024 г. административной комиссии Заволжского района г.Ярославля по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17<2> Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Ценера Евгения Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>., зарегистрированного по адресу: <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
Постановлением от 13.06.2024 г. № 371 административной комиссии Заволжского района г.Ярославля Ценер Е.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17<2> Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
19.06.2024 г. Ценер Е.Е. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просил постановление от 13.06.2024 г. № 371 отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Ценер Е.Е. не явился, просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Представитель административной комиссии Заволжского района по доверенности Калугина А.В. доводы жалобы не признала, указала на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из постановления от 13.06.2024 г. № 371 административной комиссии Заволжского района г.Ярославля следует, что 21.04.2024 г. в 11 час.02 мин. Ценер Е.Е. допустил размещение наружной информации в виде объявления «Песок, щебень, торф, 910993, +79201287271» по адресу: г. Ярославль, 2-я Ляпинская ул., в районе дома 24, на опорном столбе освещения, то есть в месте, не отведенном для этих целей, чем нарушил абз. 5 п. 2.1 п.п. 2.1.1. Решения муниципалитета г. Ярославля от 30.01,2024 г. № 306 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Ярославля».
В силу п.2.1.1. Решения муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306 «Об утверждении правил благоустройства территории города Ярославля» на территории города запрещается, в том числе: размещать рекламно-информационные материалы на зеленых насаждениях (деревьях, кустарниках и т.д.), водосточных трубах, уличных ограждениях, на асфальтовых и плиточных покрытиях и иных не отведенных для этих целей местах.
Хозяйствующие субъекты, должностные лица и граждане, виновные в нарушении Правил, несут ответственность в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Ярославской области (п. 9.1 Решения муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 № 306 «Об утверждении правил благоустройства территории города Ярославля»).
В соответствии с ч.1 ст.17.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях» размещение объявлений, листовок и иной наружной информации, а равно нанесение надписей, рисунков в местах, не отведенных для этих целей, если указанное деяние не является нарушением правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях», заключается в размещении лицом наружной информации в местах, не отведенных для этих целей.
Согласно ст. 5 Закона Ярославской области от 03.12.2007 N 100-з «Об административных правонарушениях» административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9, 12, 13<1> - 25<10>, 25<12> - 25<14>, частью 1 статьи 26, частью 1 статьи 27 и статьей 27<1> настоящего Закона.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно п.п. 1-3 ч. 1, ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.6 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Решением муниципалитета города Ярославля от 24.12.2021 г. № 620 утверждено Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства, согласно пункту 1.2 которого соблюдение Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 г. № 306, является предметом муниципального контроля в сфере благоустройства.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч.ч. 1, 3,4 ст. 28.6 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Анализ приведенной нормы указывает на то, что протокол об административном правонарушении составляется должностным лицом на бумажном носителе, подписывается им собственноручно, а также иными лицами, участвующими в совершении данного процессуального действия, включая лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении делаются также записи о разъяснении соответствующих прав участникам производства по делу и о вручении или направлении копии протокола лицу, в отношении которого он составлен, что также удостоверяется подписями участников данного процессуального действия.
При этом, оговорки о возможности составления протокола об административном правонарушении в электронном виде в случае неявки на его составление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, статья 28.2 КоАП РФ не содержит.
Оснований полагать, что законодатель в процессуальных нормах КоАП РФ не разграничивает понятия бумажного документа и документа в электронном виде, не имеется, поскольку возможность составления электронного документа при вынесении постановления по делу об административном правонарушении процессуальными нормами КоАП РФ, предусмотрена, о чем имеется специальная оговорка в ч. 5.1 ст. 29.10. КоАП РФ. Статья 28.2 КоАП РФ таких оговорок не содержит.
При этом, применение по аналогии положений ч. 5.1 ст. 29.10 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении недопустимо в силу вышеприведенных положений статей 1.6 и 1.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.
Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия.
Исходя из приведенных норм, следует, что возможность составления документов в электронном виде и подписания их электронной подписью при исполнении государственных функций возможно при применении в совокупности со специальным законодательством, регулирующим порядок исполнения данной государственной функции.
При производстве по делу об административном правонарушении таким законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность применения в правоотношениях, урегулированных данным Законом, также законодательства об электронной подписи должна быть специально оговорена в нем.
По изложенным выше основаниям, такого регулирования в отношении порядка составления протокола об административном правонарушении КоАП РФ не содержит.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что составление протокола об административном правонарушении в электронном виде и подписание его усиленной квалифицированной электронной подписью процессуальным требованиям КоАП РФ не соответствует, влечет недопустимость протокола об административном правонарушении, как акта, которым возбуждено дело об административном правонарушении и как доказательства по делу, и после принятия такого протокола к производству уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом не может быть устранено повторным его составлением.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона Ярославской области «Об административных комиссиях в Ярославской области» член административной комиссии, составивший протокол об административном правонарушении, не вправе принимать участие в рассмотрении данного протокола об административном правонарушении в качестве члена административной комиссии.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении № АК2400369 от 31.05.2024 г. в отношении Ценера Е.Е. составлен членом административной комиссии Кофановой Т.Г.
При этом, указанный член административной комиссии участвовал в рассмотрении данного дела об административном правонарушении.
В связи с изложенным суд считает, что достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения Ценером Е.Е., не представлено. Кроме того, имеются противоречивые сведения о дате обнаружения административного правонарушения: из постановления об административном правонарушении следует, что размещение наружной информации Ценером Е.Е. допущено 21.04.2024 г.в 11 час. 02 мин. Протокол об административном правонарушении также содержит указание на дату обнаружения административного правонарушения - 21.04.2024 г. Между тем, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении, датированном 22.04.2024 г., указано на выявление факта размещения информации 22.04.2024 г.
В связи с этим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ вынесенное по делу постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление № 371 от 13.06.2024 г. административной комиссии Заволжского района г.Ярославля о признании Ценера Евгения Евгеньевича виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17<2> Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 17<2> Закона Ярославской области от 03.12.2007 г. № 100-з «Об административных правонарушениях», в отношении Ценера Евгения Евгеньевича прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, в соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток с момента получения копии настоящего решения.
Судья В.А. Ратехина