Дело № 2-1874/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
под председательством судьи Шестаковой С.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаревской А.М.,
с участием: представителя истца- Суховой А.И., представителей ответчика- Ануфриевой С.Ю., Губенко Н.Б.,
29 июня 2020г. в городе Волжском Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Калиной В.К. к товариществу собственников жилья «Новый дом» о понуждении устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства,
у с т а н о в и л:
И.о. главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Калинина В.К. обратилась в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ТСЖ «Новый дом» о понуждении устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения прокуратуры город Волжского о согласовании внеплановой выездной проверки в соответствии с распоряжением № 2437 от 28 июня 2018г. проведена внеплановая выездная проверка ТСЖ «Новый дом». В ходе проверки установлено, что фактическое расстояние от контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, которую эксплуатирует ТСЖ «Новый дом» до стены жилого дома № 146 по проспекту Ленина в городе Волжском составляет менее чем 20 метров, что противоречит требованиям п. 8.2.5 Сан ПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы". В связи с выявленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ТСЖ «Новый Дом» привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ. Также, ответчику выдано Предписание № 232-14-18 от 17 июля 2018г. об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 15 октября 2018г. Однако, предписание ответчиком исполнено не было. В связи с тем, что ТСЖ «Новый дом» не устраняло нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, то в отношении ответчика неоднократно выносились предписания об устранении данных нарушений, а также ТСЖ «Новый дом» неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м. от жилого дома нарушает права граждан проживающих в многоквартирном доме. Устранить выявленные в ходе проведения проверок нарушения возможно несколькими способами, которые ответчик может самостоятельно выбрать с учетом материальных возможностей и объемов необходимых к выполнению работ.
Просил возложить на ТСЖ «Новый дом» обязанность в течении трех месяцев после вступления в законную силу решения суда провести необходимые мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: по обеспечению сбора, хранения и удаления отходов от жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, город Волжский, пр. Ленина, дом 146 способами, не нарушающими требования п. 8.2.5 СаН ПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы".
Представитель истца- Сухова А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ТСЖ «Новый дом»- Губенко Н.Б. в судебном заседании иск не признала, мотивируя тем, что дом 146 по проспекту Ленина в городе Волжском Волгоградской области введен в эксплуатацию в 2008 году, тогда как СаН ПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" действует с 12 августа 2010г., и не распространяет свои действия на правоотношения, возникшие до 15 августа 2010г. В настоящее время получено разрешение на размещение контейнерной площадки для установки контейнеров по сбору твердых бытовых отходов в торце многоквартирного дома на единственно возможном месте на придомовой территории, вывоз мусора осуществляется ежедневно, сама площадка огорожена и содержится в чистоте. Мусоропровод в доме 146 по проспекту Ленина города Волжского Волгоградской области, был закрыт на основании решения собственников помещений и членов ТСЖ «Новый дом» 28 сентября 2013г. Возможность подъезда спецтехники для загрузки и выгрузки твердых бытовых отходов к подъездам 2,3 и 4 отсутствует. При этом, размещение контейнерной площадки возможно только в торце многоквартирного дома, где в настоящее время размещена контейнерная площадка. Считает, что со стороны ТСЖ «Новый дом» не допущено нарушение прав собственников многоквартирного дома и требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика ТСЖ «Новый дом»- Ануфриева С.Ю, исковые требования не признала, поддержал мнение представителя Губенко Н.Б., просила в иске отказать.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Пунктом 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пп. "д" п. 11, пп. "а" п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что управление многоквартирным домом 146 по проспекту Ленина в городе Волжском Волгоградской области осуществляет ТСЖ «Новый дом».
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом.
Таким образом, обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается на управляющую компанию с которой собственниками многоквартирного дома заключен договор управления, соответствует действующему законодательству.
Как усматривается из акта проверки территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах от 17 июля 2018г. ТСЖ «Новый дом», установлено, что фактическое расстояние от контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, которую эксплуатирует ТСЖ «Новый дом» до стены жилого дома № 146 по проспекту Ленина в городе Волжском составляет менее чем 20 метров.
В связи с выявленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ТСЖ «Новый Дом», на основании постановления № 8135/373 от 2 августа 2018г. привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Кроме этого, ответчику выдано предписание № 232-14-18 от 17 июля 2018г. об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 15 октября 2018г.
В результате проверки выполнения выданного предписания, истцом 18 октября 2018г. проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой был установлен факт невыполнения ранее выданного предписания. В связи с чем ТСЖ «Новый дом выдано предписание №357-14-18 от 12 ноября 2018г. с требованиями о об устранении выявленных нарушений. Также, по результатам проведенных в 2019 году проверок были установлены факты невыполнения требований, указанных в Предписаниях.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 3 июня 2019г., производство об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Новый дом» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ- за отсутствием в действиях ТСЖ «Новый Дом» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. При этом мировой судья исходя из того, что ТСЖ «Новый Дом» были предприняты все зависящие от него меры к выполнению предписания от 12 ноября 2018 года, а также основываясь на отсутствии у ТСЖ «Новый Дом» объективной возможности исполнения требований предписания.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 17 июля 2019г. постановление мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 3 июня 2019г. оставлено без изменения.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 19 ноября 2019г., производство об административном правонарушении в отношении ТСЖ «Новый дом» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ- за отсутствием в действиях ТСЖ «Новый Дом» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 6 декабря 2019г. постановление мирового судьи судебного участка № 62 Волгоградской области от 19 ноября 2019г. оставлено без изменения.
В соответствии с положениями п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещения" СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Данный пункт не устанавливает требования к размещению контейнеров в район сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние (от 20 м до 100 м), содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания.
Учитывая тот факт, что СанПиН 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15 августа 2010 г., их действие распространяется на правоотношения, возникшие после 15 августа 2010г.
При этом, размещение контейнеров на расстоянии менее 20 м само по себе является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека.
Как усматривается из протокола № 6 от 28 сентября 2013г. заочного голосования очередного общего собрания собственников многоквартирного дома 146 по проспекту Ленина города Волжского, принято решение о закрытии мусороприемных поэтажных камер дома и организации контейнерной системы сбора мусора.
Согласно протоколу № 7 от 30 декабря 2013г. заочного голосования очередного общего собрания собственников многоквартирного дома 146 по проспекту Ленина города Волжского, принято решение о переносе площадки сбора мусора и контейнеров для мусора на улицу Мечникова, в район подъезда № 1.
Пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), подлежащими применению к эксплуатации многоквартирного дома 146 по проспекту Ленина города Волжского, введенного в эксплуатацию в 2008 году, установлено, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача).
Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 февраля 2012г. № АПЛ 12-27, где также указано, что отсутствие правового регулирования в этом вопросе сделает невозможным установление контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора, что может повлечь нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания.
В настоящее время, в соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест", ТСЖ «Новый Дом» получено разрешение на размещение контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов на прежнем месте- в торце многоквартирного дома № 146 по проспекту Ленина в городе Волжском.
Так, согласно сообщению КЖД администрации городского округа- город Волжский от 14 сентября 2018г. № 15/11452, по результатам комиссионного обследования придомовой территории многоквартирного дома № 146 по проспекту Ленина, комиссией сделано заключение о невозможности переноса контейнерной площадки на другое место, о чем составлен акт.
В соответствии с актом обследования от 12 сентября 2018г. по результатам обследования дворовой территории многоквартирного дома № 146 по проспекту Ленина города Волжского установлено, что размещение контейнерной площадки для установки контейнеров для сбора ТКО возможно только в торце многоквартирного дома на расстоянии 9м от окон лоджии многоквартирного дома № 146 по проспекту Ленина города Волжского.
В настоящее время контейнерная площадка размещена в указанном в данном акте, месте.
Кроме того, судом установлено, что возможности подъезда спецтехники для загрузки и вывоза контейнеров с мусором из-за крайне малогабаритных придомовых дорог и невозможности разворота, отсутствует. У подъездов № 2,3,4 длина выкатных путей от мусорной камеры недостаточна для захвата контейнера спец.оборудованием, которым производится загрузка и выгрузка контейнера. Переход данного дома на закрытый тип контейнеров невозможен, поскольку отсутствует возможность забора и вывоза контейнеров с мусором из приемных камер от подъездов многоквартирного дома. Указанное подтверждается письмом ООО «Индустрия Чистоты» от 19 июля 2018г.
Также, 1 января 2019г. между ООО «Управление отходами Волгоград» и ООО «Новый дом» заключен договор № 1 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно которому региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.1.). Объем твердых коммунальных отходов, места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, а также информация о размещении мест накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним, определены согласно приложению.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Самошкина Е.А., показала, что проживает в доме № 146 по проспекту Ленина города Волжского. Окно её квартиры выходят на контейнерную площадку, что не доставляет ей каких- либо неудобств. Контейнерная площадка содержится в чистоте, мусор вывозится ежедневно. При решении вопроса на собрании собственников дома о том, закрывать ли мусорные камеры в доме или оборудовать контейнерную площадку, она проголосовала за оборудование контейнерной площадки. В настоящее время она не желает пользоваться мусорными камерами, её устраивает использование контейнеров для сбора отходов.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Пальвич В.С., показал, что проживает в доме № 146 по проспекту Ленина города Волжского. Оборудование в доме контейнерных площадок не создает неудобств для него. Контейнеры и площадка содержатся в чистоте, мусор вывозится ежедневно, никакого запаха нет.
У суда не имеется оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку они согласуются между собой и с материалами дела.
Принимая во внимание, что решение собственников дома № 146 по проспекту Ленина в городе Волжском о размещении контейнерной площадки не оспорено, процедура согласования места временного накопления отходов от многоквартирного дома№ 146 по проспекту Ленина города Волжского, установленная действующим законодательством с компетентными органами, ответчиком соблюдена, ООО «Новый дом» произвело обустройство указанного места и обеспечила последующее содержание в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, то есть оборудованное место является надлежащим местом накопления отходов в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического и природоохранного законодательства, а также, что переход данного дома на закрытый тип контейнеров невозможен, поскольку отсутствует возможность забора и вывоза контейнеров с мусором из приемных камер от подъездов многоквартирного дома, то есть отсутствует объективная возможность для исполнения вышеуказанных норм и правил при наличии сложившейся застройки, где их выполнение невозможно, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований и.о. главного государственного санитарного врача в г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Николаевском, Быковском районах Калининой В.К. не имеется.
Также следует отметить, что применительно к возникшему спору, хотя истцом заявлены требования о проведении необходимых мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, однако носят общий характер, конкретных данных какие мероприятия следует провести ответчику для устранения нарушений не приведено. На стадии принятия иска у суда нет возможности выявить указанные мероприятия, такая обязанность в силу статьи 56 ГПК РФ возложена на истца, который эту обязанность не выполнил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░- ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2020░.
░░░░░- ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
№...
№...
№...
№...