Решение по делу № 2-983/2024 (2-6773/2023;) от 18.10.2023

Дело № 2-983/2024

УИД 39RS0002-01-2023-006325-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Волгиной Я.А.,

при секретаре Кожевниковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора Калининградской области к Титовой С.В. о возмещении вреда,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее – Управление Россельхознадзора по Калининградской области) обратилось в суд с иском Титовой С.В., в котором просило взыскать с ответчика денежные средства в размере 27893 888 руб. в возмещение вреда, причиненного почвам земельных участков сельскохозяйственного назначения с КН и с КН .

В обоснование исковых требований указано, что земельный участок с КН с 02.04.2014, а земельный участок с КН с 22.12.2012 принадлежат на праве собственности Титовой С.В.

В ходе проведенной Управлением с 13.07.2023 по 07.09.2023 внеплановой выездной проверки по соблюдению требований земельного законодательства, результаты которой отражены в акте проверки от 07.09.2023, установлено, что ответчик в нарушение действующего законодательства, в отсутствие проектно-сметной документации на проведение земляных работ и разрешения на производство работ, связанных с нарушением почвенного покрова, допустила самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы в точках с географическими координатами, указанными в акте.

Из экспертных заключений ФГБУ «ВНИИЗЖ» , следует, что по результатам лабораторных испытаний почвенных образцов, отобранных на земельных участках, экспертом установлено, что на участках земель с КН и с КН произошло существенное снижение уровня плодородия почвы, порча плодородного слоя почвы, что потребует восстановительных рекультивационных мероприятий.

Также, из экспертных заключений ФГБУ «ВНИИЗЖ» следует, что по результатам лабораторных испытаний почвенных образцов, отобранных на земельном участке с КН , экспертом в пробах № и 4 (на глубине 0-5 см и 5-20 см) установлено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) бенз(а)пирена в 3,9 и более чем 4,0 раза соответственно, класс опасности 1, лимитирующий показатель вредности – общесанитарный.

Из экспертных заключений ФГБУ «ВНИИЗЖ» следует, что по результатам лабораторных испытаний почвенных образцов, отобранных на земельном участке с КН , экспертом в пробах №,2,5 и 6 (на глубине 0-5 см и 5-20 см) установлено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) бенз(а)пирена более чем в 4,0 раза, класс опасности 1, лимитирующий показатель вредности – общесанитарный. В пробе на глубине 5-20 см установлено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) цинка (подвижная форма) в 1,08 раза, класс опасности 1, лимитирующий показатель вредности – транслокационный.

По запросу истца ФГБУ «ВНИИЗЖ», учитывая выводы экспертных заключений , , , , в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 исчислило в стоимостной форме размер вреда при снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы, при поступлении в почву загрязняющих веществ на участках земель сельскохозяйственного назначения с КН и с КН 39:05:050805:74, расположенных вблизи < адрес >, который составил 27893888 руб.

Ссылаясь на положения ст.ст. 13, 42, 57, 78, 79 ЗК РФ, ст.ст. 1064,1065 ГК РФ, Управление просит признать деятельность гр. Титовой С.В. по использованию земельных участков с КН и с КН незаконной, не по целевому назначению и взыскать с Титовой С.В. ущерб в размере 27893888 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ИП Титов Г.Ю., КФХ в лице Титова Г.Ю., администрация муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ» Калининградской области, ФГБУ «ВНИИЗЖ» в лице Калининградского филиала.

Представитель истца по доверенности Бардаков Е.В. требования иска не уточнил, дополнений не представил. Указал на то, что рекультивационные работы, указанные в плане (проекте) рекультивации земельных участок с КН 39:05:050805:102 и с КН 39:05:050805:74, подготовленном ФГБУ «ВНИИЗЖ» эффективны и достаточны, согласованы с Управлением. Полагал, что при таких обстоятельствах суд вправе заменить ущерб на рекультивацию.

Ответчик и третьи лица ИП Титов Г.Ю., КФХ в лице Титова Г.Ю., а также их представитель по доверенностям Иваница А.Г. возражали против удовлетворения требований, не оспаривали нарушения, указанные в акте проверки, вместе с тем, ссылались на добросовестность действия третьего лица ИП Титова Г.Ю. главы КФК, который, по мнению ответчика, в рамках данного дела является надлежащим ответчиком.

Третьи лица администрация муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ» Калининградской области, ФГБУ «ВНИИЗЖ» в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены надлежаще.

Заслушав пояснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Охрана окружающей среды осуществляется на основе принципа «загрязнитель платит», который, как следует из ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Постановление № 49), выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п. 13).

Как отмечено в п. 17 названного постановления, при решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с п. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

В силу п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения. При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме (п. 18).

Из приведенных положений законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния. В связи с этим истец вправе выбрать способы возмещения вреда, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Денежные средства в возмещение вреда, причиненного природной среде, взыскиваются в доход бюджета, поскольку на государстве (публичных образованиях) лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству природных ресурсов. Взысканные средства могут быть направлены на восстановление различных природных объектов, в том числе, на возмещение накопленного вреда окружающей среде - вреда, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанность по устранению которого не была выполнена либо была выполнена не в полном объеме (ст. 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), вне прямой связи с восстановлением почвы конкретного земельного участка.

В то же время, если лицо, виновное в причинении вреда окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие возможность организации проведения восстановительных работ на конкретных объектах его собственными и привлеченными силами и при рассмотрении дела будет установлено, что проводимые работы способны обеспечить восстановление окружающей среды, суд, признав принимаемые ответчиком меры эффективными, вправе учесть данные доводы при разрешении заявленного уполномоченным органом иска о возмещении вреда в денежной форме.

При этом, исходя из п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», меры по восстановлению окружающей среды, принимаемые лицом причинившим вред, должны носить реальный характер - ответчик должен иметь проект восстановительных работ, разработанный и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Названный проект подлежит оценке судом, в том числе на предмет обоснованности и достаточности мероприятий для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.

Таким образом, в удовлетворении иска о возмещении в денежной форме вреда, причиненного окружающей среде, может быть отказано полностью или в соответствующей части только при условии, что причинитель вреда действует добросовестно, в разумный срок осуществляет необходимые меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды.

Изложенное согласуется с правовыми позициями, нашедшими отражение в пунктах 12 - 14 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022.

Из материалов дела следует, что Титовой С.В. с 02.04.2014 и с 22.12.2012 на праве собственности принадлежат земельные участки с КН и с КН , расположенных вблизи < адрес >, категория земель, согласно выпискам из ЕГРН – земли сельскохозяйственного назначения.

В ходе проведенной Управлением с 13.07.2023 по 07.09.2023 внеплановой выездной проверки по соблюдению требований земельного законодательства, результаты которой отражены в акте проверки от 07.09.2023, установлено, что ответчик в нарушение действующего законодательства, в отсутствие проектно-сметной документации на проведение земляных работ и разрешения на производство работ, связанных с нарушением почвенного покрова, допустила самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы в точках с географическими координатами, указанными в акте.

Факт существенного снижения уровня плодородия почвы, порча плодородного слоя почвы, в результате которого потребуются восстановительные рекультивационные мероприятия, установлен экспертными заключениями ФГБУ «ВНИИЗЖ» , , , .

Постановлением от 04.10.2023 Титова С.В. признана виновной по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ (самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почты) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Указанное постановление не обжаловалось.

Кроме того, в рамках указанного дела Титовой С.В. выдано предписание об устранении нарушений в срок до 17.05.2024.

Также из материалов дела следует, что в ЕГРИП в отношении КФК, главой которого является Титов Г.Ю., внесена запись о создании КФК < Дата > за ОГРНИП .

21.12.2019 между Титовой С.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей (ссудодатель) и главой КФК Титовым Г.Ю. (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования в т.ч. земельными участками с КН и с КН , расположенных вблизи < адрес >, сроком до 31.10.2020, с указанием на возможность продления договора в случае отсутствия у сторон за один месяц до истечения срока договора письменного отказа от его продления.

Обязанности ссудополучателя изложены в п. 4.4 договора.

Из ветеринарного удостоверения выданного ГБУВКО «Областная СББЖ» 14.02.2023 сроком до 13.02.2024 следует, что ИП ГКФХ Титов Г.Ю. занимается содержанием, разведением и реализацией живой рыбы. 14.02.2024 Титову Г.Ю. выдано ветеринарное удостоверение сроком до 13.02.2025.

Ответчиком и третьими лицами ИП Титов Г.Ю., КФХ в лице Титова Г.Ю. также в материалы дела представлен проект внутрихозяйственного землеустройства земельных участков с КН и с КН , утвержденный Министерством сельского хозяйства Калининградской области, согласно которому на земельных участках предполагается расположение 10 прудов с подъездными дорогами к каждому пруду.

Вместе с тем, ответчик и третье лица не оспаривали нарушения, указанные в акте проверки, однако возражали против заявленных требований, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения дела ими были предприняты действия по разработке плана (проекта) рекультивации поврежденных земельных участков.

В силу п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 (далее - Правила), рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 9 указанных Правил, рекультивация может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации при наличии в проекте рекультивации выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

Кроме того, п. 13 Правил предусмотрено, что разработка проекта рекультивации земель осуществляется с учетом: а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

Из представленного плана (проекта) рекультивации поврежденных земельных участков с КН и с КН , расположенных вблизи < адрес >, подготовленного ФГБУ «ВНИИЗЖ» в 2024 году следует, что рекультивация нарушенных земель на основании проекта будет осуществляться для восстановления их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных, санитарных целей, последовательно в три этапа: подготовительный, технический и биологический.

Объемы, график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ подробно изложены в подготовленном ФГБУ «ВНИИЗЖ» плане (проекте) рекультивации поврежденных земельных участков, который содержит разделы, предусмотренные п. 14 Правил. Планируемых срок окончания запланированных работ, в соответствии с п. 28 Правил, определен – в течение 6 лет.

Такой план подготовлен с учетом установленных нарушений в экспертных заключениях ФГБУ «ВНИИЗЖ» , , , (раздел 2,3).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ «ВНИИЗЖ» (ОГРН ) является Россельхознадзор, в этой связи представленный план (проект) рекультивации поврежденных земельных участков сомнений у суда не вызывает. Оснований для назначения по делу судебной экспертизы суд не усматривает.

Более того, как следует из пояснений представителя истца, Управление Россельхознадзора по Калининградской области с данным проектом ознакомлено, возражений не имеет.

Учитывая изложенное, суд полагает, что лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действительно действовало добросовестно. Причинитель вреда принял необходимые меры для утверждения плана рекультивации: разработал проект рекультивации земель, заблаговременно направил его на согласование в орган местного самоуправления. Срок, установленный в предписании Управления об устранении нарушений, ответчиком не нарушен.

Неэффективность, недостаточность рекультивационных работ, и наличие трудновосполнимых или невосполнимых экологических потерь могут быть оценены только после завершения рекультивации.

С учетом изложенного, иск Управления по взысканию вреда с ответчика в денежной форме заявлен преждевременно и не может быть удовлетворен. При этом, следует отметить, что при нарушении сроков рекультивации, ненадлежащего осуществления работ, установленных проектом, Управлением вправе заявить иск о возмещении вреда в денежной форме, что исключает тождественность исков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требований Управления Россельхознадзора Калининградской области к Титовой С.В. о возмещении вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 5 апреля 2024 года.

Судья:

Дело № 2-983/2024

УИД 39RS0002-01-2023-006325-40

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Волгиной Я.А.,

при секретаре Кожевниковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Россельхознадзора Калининградской области к Титовой С.В. о возмещении вреда,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее – Управление Россельхознадзора по Калининградской области) обратилось в суд с иском Титовой С.В., в котором просило взыскать с ответчика денежные средства в размере 27893 888 руб. в возмещение вреда, причиненного почвам земельных участков сельскохозяйственного назначения с КН и с КН .

В обоснование исковых требований указано, что земельный участок с КН с 02.04.2014, а земельный участок с КН с 22.12.2012 принадлежат на праве собственности Титовой С.В.

В ходе проведенной Управлением с 13.07.2023 по 07.09.2023 внеплановой выездной проверки по соблюдению требований земельного законодательства, результаты которой отражены в акте проверки от 07.09.2023, установлено, что ответчик в нарушение действующего законодательства, в отсутствие проектно-сметной документации на проведение земляных работ и разрешения на производство работ, связанных с нарушением почвенного покрова, допустила самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы в точках с географическими координатами, указанными в акте.

Из экспертных заключений ФГБУ «ВНИИЗЖ» , следует, что по результатам лабораторных испытаний почвенных образцов, отобранных на земельных участках, экспертом установлено, что на участках земель с КН и с КН произошло существенное снижение уровня плодородия почвы, порча плодородного слоя почвы, что потребует восстановительных рекультивационных мероприятий.

Также, из экспертных заключений ФГБУ «ВНИИЗЖ» следует, что по результатам лабораторных испытаний почвенных образцов, отобранных на земельном участке с КН , экспертом в пробах № и 4 (на глубине 0-5 см и 5-20 см) установлено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) бенз(а)пирена в 3,9 и более чем 4,0 раза соответственно, класс опасности 1, лимитирующий показатель вредности – общесанитарный.

Из экспертных заключений ФГБУ «ВНИИЗЖ» следует, что по результатам лабораторных испытаний почвенных образцов, отобранных на земельном участке с КН , экспертом в пробах №,2,5 и 6 (на глубине 0-5 см и 5-20 см) установлено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) бенз(а)пирена более чем в 4,0 раза, класс опасности 1, лимитирующий показатель вредности – общесанитарный. В пробе на глубине 5-20 см установлено превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) цинка (подвижная форма) в 1,08 раза, класс опасности 1, лимитирующий показатель вредности – транслокационный.

По запросу истца ФГБУ «ВНИИЗЖ», учитывая выводы экспертных заключений , , , , в соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 исчислило в стоимостной форме размер вреда при снятии и (или) перемещении плодородного слоя почвы, при поступлении в почву загрязняющих веществ на участках земель сельскохозяйственного назначения с КН и с КН 39:05:050805:74, расположенных вблизи < адрес >, который составил 27893888 руб.

Ссылаясь на положения ст.ст. 13, 42, 57, 78, 79 ЗК РФ, ст.ст. 1064,1065 ГК РФ, Управление просит признать деятельность гр. Титовой С.В. по использованию земельных участков с КН и с КН незаконной, не по целевому назначению и взыскать с Титовой С.В. ущерб в размере 27893888 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ИП Титов Г.Ю., КФХ в лице Титова Г.Ю., администрация муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ» Калининградской области, ФГБУ «ВНИИЗЖ» в лице Калининградского филиала.

Представитель истца по доверенности Бардаков Е.В. требования иска не уточнил, дополнений не представил. Указал на то, что рекультивационные работы, указанные в плане (проекте) рекультивации земельных участок с КН 39:05:050805:102 и с КН 39:05:050805:74, подготовленном ФГБУ «ВНИИЗЖ» эффективны и достаточны, согласованы с Управлением. Полагал, что при таких обстоятельствах суд вправе заменить ущерб на рекультивацию.

Ответчик и третьи лица ИП Титов Г.Ю., КФХ в лице Титова Г.Ю., а также их представитель по доверенностям Иваница А.Г. возражали против удовлетворения требований, не оспаривали нарушения, указанные в акте проверки, вместе с тем, ссылались на добросовестность действия третьего лица ИП Титова Г.Ю. главы КФК, который, по мнению ответчика, в рамках данного дела является надлежащим ответчиком.

Третьи лица администрация муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ» Калининградской области, ФГБУ «ВНИИЗЖ» в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены надлежаще.

Заслушав пояснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Охрана окружающей среды осуществляется на основе принципа «загрязнитель платит», который, как следует из ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 30.11.2017 №49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Постановление № 49), выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (п. 13).

Как отмечено в п. 17 названного постановления, при решении вопроса об удовлетворении требования о возмещении вреда в натуре в соответствии с п. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суд определяет, является ли принятие мер, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможным. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

В силу п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения. При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме (п. 18).

Из приведенных положений законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния. В связи с этим истец вправе выбрать способы возмещения вреда, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Денежные средства в возмещение вреда, причиненного природной среде, взыскиваются в доход бюджета, поскольку на государстве (публичных образованиях) лежит обязанность по сохранению, защите и воспроизводству природных ресурсов. Взысканные средства могут быть направлены на восстановление различных природных объектов, в том числе, на возмещение накопленного вреда окружающей среде - вреда, возникшего в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанность по устранению которого не была выполнена либо была выполнена не в полном объеме (ст. 78.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), вне прямой связи с восстановлением почвы конкретного земельного участка.

В то же время, если лицо, виновное в причинении вреда окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие возможность организации проведения восстановительных работ на конкретных объектах его собственными и привлеченными силами и при рассмотрении дела будет установлено, что проводимые работы способны обеспечить восстановление окружающей среды, суд, признав принимаемые ответчиком меры эффективными, вправе учесть данные доводы при разрешении заявленного уполномоченным органом иска о возмещении вреда в денежной форме.

При этом, исходя из п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», меры по восстановлению окружающей среды, принимаемые лицом причинившим вред, должны носить реальный характер - ответчик должен иметь проект восстановительных работ, разработанный и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Названный проект подлежит оценке судом, в том числе на предмет обоснованности и достаточности мероприятий для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.

Таким образом, в удовлетворении иска о возмещении в денежной форме вреда, причиненного окружающей среде, может быть отказано полностью или в соответствующей части только при условии, что причинитель вреда действует добросовестно, в разумный срок осуществляет необходимые меры, направленные на восстановление состояния окружающей среды.

Изложенное согласуется с правовыми позициями, нашедшими отражение в пунктах 12 - 14 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022.

Из материалов дела следует, что Титовой С.В. с 02.04.2014 и с 22.12.2012 на праве собственности принадлежат земельные участки с КН и с КН , расположенных вблизи < адрес >, категория земель, согласно выпискам из ЕГРН – земли сельскохозяйственного назначения.

В ходе проведенной Управлением с 13.07.2023 по 07.09.2023 внеплановой выездной проверки по соблюдению требований земельного законодательства, результаты которой отражены в акте проверки от 07.09.2023, установлено, что ответчик в нарушение действующего законодательства, в отсутствие проектно-сметной документации на проведение земляных работ и разрешения на производство работ, связанных с нарушением почвенного покрова, допустила самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы в точках с географическими координатами, указанными в акте.

Факт существенного снижения уровня плодородия почвы, порча плодородного слоя почвы, в результате которого потребуются восстановительные рекультивационные мероприятия, установлен экспертными заключениями ФГБУ «ВНИИЗЖ» , , , .

Постановлением от 04.10.2023 Титова С.В. признана виновной по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ (самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почты) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.

Указанное постановление не обжаловалось.

Кроме того, в рамках указанного дела Титовой С.В. выдано предписание об устранении нарушений в срок до 17.05.2024.

Также из материалов дела следует, что в ЕГРИП в отношении КФК, главой которого является Титов Г.Ю., внесена запись о создании КФК < Дата > за ОГРНИП .

21.12.2019 между Титовой С.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей (ссудодатель) и главой КФК Титовым Г.Ю. (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования в т.ч. земельными участками с КН и с КН , расположенных вблизи < адрес >, сроком до 31.10.2020, с указанием на возможность продления договора в случае отсутствия у сторон за один месяц до истечения срока договора письменного отказа от его продления.

Обязанности ссудополучателя изложены в п. 4.4 договора.

Из ветеринарного удостоверения выданного ГБУВКО «Областная СББЖ» 14.02.2023 сроком до 13.02.2024 следует, что ИП ГКФХ Титов Г.Ю. занимается содержанием, разведением и реализацией живой рыбы. 14.02.2024 Титову Г.Ю. выдано ветеринарное удостоверение сроком до 13.02.2025.

Ответчиком и третьими лицами ИП Титов Г.Ю., КФХ в лице Титова Г.Ю. также в материалы дела представлен проект внутрихозяйственного землеустройства земельных участков с КН и с КН , утвержденный Министерством сельского хозяйства Калининградской области, согласно которому на земельных участках предполагается расположение 10 прудов с подъездными дорогами к каждому пруду.

Вместе с тем, ответчик и третье лица не оспаривали нарушения, указанные в акте проверки, однако возражали против заявленных требований, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения дела ими были предприняты действия по разработке плана (проекта) рекультивации поврежденных земельных участков.

В силу п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 (далее - Правила), рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п. 9 указанных Правил, рекультивация может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации при наличии в проекте рекультивации выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

Кроме того, п. 13 Правил предусмотрено, что разработка проекта рекультивации земель осуществляется с учетом: а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель; б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка; в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель.

Из представленного плана (проекта) рекультивации поврежденных земельных участков с КН и с КН , расположенных вблизи < адрес >, подготовленного ФГБУ «ВНИИЗЖ» в 2024 году следует, что рекультивация нарушенных земель на основании проекта будет осуществляться для восстановления их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных, санитарных целей, последовательно в три этапа: подготовительный, технический и биологический.

Объемы, график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ подробно изложены в подготовленном ФГБУ «ВНИИЗЖ» плане (проекте) рекультивации поврежденных земельных участков, который содержит разделы, предусмотренные п. 14 Правил. Планируемых срок окончания запланированных работ, в соответствии с п. 28 Правил, определен – в течение 6 лет.

Такой план подготовлен с учетом установленных нарушений в экспертных заключениях ФГБУ «ВНИИЗЖ» , , , (раздел 2,3).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем ФГБУ «ВНИИЗЖ» (ОГРН ) является Россельхознадзор, в этой связи представленный план (проект) рекультивации поврежденных земельных участков сомнений у суда не вызывает. Оснований для назначения по делу судебной экспертизы суд не усматривает.

Более того, как следует из пояснений представителя истца, Управление Россельхознадзора по Калининградской области с данным проектом ознакомлено, возражений не имеет.

Учитывая изложенное, суд полагает, что лицо, причинившее вред окружающей среде, впоследствии, действительно действовало добросовестно. Причинитель вреда принял необходимые меры для утверждения плана рекультивации: разработал проект рекультивации земель, заблаговременно направил его на согласование в орган местного самоуправления. Срок, установленный в предписании Управления об устранении нарушений, ответчиком не нарушен.

Неэффективность, недостаточность рекультивационных работ, и наличие трудновосполнимых или невосполнимых экологических потерь могут быть оценены только после завершения рекультивации.

С учетом изложенного, иск Управления по взысканию вреда с ответчика в денежной форме заявлен преждевременно и не может быть удовлетворен. При этом, следует отметить, что при нарушении сроков рекультивации, ненадлежащего осуществления работ, установленных проектом, Управлением вправе заявить иск о возмещении вреда в денежной форме, что исключает тождественность исков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требований Управления Россельхознадзора Калининградской области к Титовой С.В. о возмещении вреда - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 5 апреля 2024 года.

Судья:

2-983/2024 (2-6773/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Россельхознадзора по Калининградской области
Ответчики
ТИТОВА СНЕЖАНА ВЛАДИМИРОВНА
Другие
Титов Геннадий Юрьевич
КФХ в лице Титова Геннадия Юрьевича
Иваница Александр Григорьевич
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Волгина Яна Андреевна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
25.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2023Предварительное судебное заседание
18.01.2024Предварительное судебное заседание
22.01.2024Предварительное судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
29.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее