Дело № 2-47/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2015 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края, в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
при секретаре судебного заседания Дроздовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-47/2014 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в порядке ст. 46 ГПК РФ к ФИО2 об обязании устранить нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
21.01.2015 г. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее – Министерство) обратилось в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с исковым заявлением в порядке ст. 46 ГПК РФ к ФИО2 об обязании устранить нарушения лесного законодательства, указав в обоснование исковых требований следующее.
Между КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество» и ФИО2 заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор купли-продажи). В соответствии с условиями договора купли-продажи ФИО2 (далее - Покупатель) покупает лесные насаждения с целью заготовки древесины для отопления жилого дома, строительства, ремонта хозпостроек. Лесные насаждения площадью 0,58 га, объемом <данные изъяты> куб.м. расположены на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество» Чемдальское участковое лесничество. Покупателем производилась заготовка древесины в квартале № выделе № 16, 18, Чемдальского участкового лесничества, КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество». Способ очистки отражен в договоре купли-продажи, сбор порубочных остатков в кучи с оставлением их на перегнивание или для сжигания.
Согласно подпункту 4.4 договора арендатор обязан: использовать лесной участок по
назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации; соблюдать требования «Правил пожарной безопасности»,
«Санитарные правила в лесах Российской Федерации»; осуществлять санитарно-
оздоровительные мероприятия, не допускать повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, захламление лесов промышленными и иными отходами.
Специалистами КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество» в ходе приёмки лесосеки по окончанию договора купли-продажи установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности Покупателем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в захламлении мест рубок на площади 0,2 га, о чем составлены:
- акт натурного осмотра от 18.07.2014; .
- схема лесонарушения;
- сообщение.
Актом натурного осмотра зафиксировано допущенное Покупателем нарушение,
выраженное в захламлении мест рубок на площади 0,2 га. Факт захламления мест рубок
подтверждается следующими документами:
Схемой лесосеки зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности,
направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
Доказательства невозможности соблюдения обществом Правил заготовки леса в силу
чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в ходе проверки не представлены.
По мнению Министерства, допущенный ответчиком факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации, лица причинившие вред
лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»
юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в
результате ее загрязнения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с
законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной
деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В связи с причинением вреда лесному участку, в виде его загрязнения порубочными остатками, истец просит суд: обязать ФИО2 произвести работы по очистке мест рубок в квартале № выделе №16, 18 Чемдальского участкового лесничества КГКУ «Тунгусско- Чунское лесничество» на площади 0,2 га, в течение одного месяца, со дня вступления в законную силу судебного решения.
В судебное заседание представитель Министерства ФИО5, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
Ответчик – ФИО2 уведомлен судом о дне судебного разбирательства заблаговременно и надлежащим образом судебным извещением от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>
Третье лицо - КГКУ «Тунгусско- Чунское лесничество», в лице заместителя руководителя ФИО6 ко дню судебного заседания направила в суд отзыв, в котором с позицией Министерства согласилась и просила о рассмотрении дела без участия КГКУ «Тунгусско- Чунское лесничество».
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Учитывая указанные выше нормы международного и гражданского процессуального права, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон, по представленным в материалы дела доказательствам.
Исследовав материалы дела, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» определено, что загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определение
размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области
охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками
исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьёй 76 Федерального закона «Об охране
окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном
порядке в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 51 ч. 1 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Из положений статьи 55 ЛК РФ следует, что в целях
обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в- том числе, санитарно-
оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений,
очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный
ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; естественная экологическая система - это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется
физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Закон определяет термины «нормативы допустимого воздействия на окружающую среду» - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются
нормативы качества окружающей среды; «нормативы допустимых физических воздействий» - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия
физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются
нормативы качества окружающей среды.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность
по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической
картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в
ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 30 ЛК РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с положениями статьи 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ч. 1). К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено указанным кодексом (ч. 3). Граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 77 ЛК РФ). При этом срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 30 ЛК РФ).
На территории Красноярского края действует Закон Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" вместе с "Порядком заготовки гражданами древесины для собственных нужд".
В соответствии с "Порядком заготовки гражданами древесины для собственных нужд", утвержденным Законом Красноярского края от 14.02.2007 № 21-5820, предусмотрено, что порядок осуществления рубок для заготовки гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств ст. 307 ГК РФ называет договоры и сделки.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказ Рослесхоза от 01 августа 2011 г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки
древесины» опубликован 20.01.2012 и вступил в действие 31.01.2012 (далее – «Правила заготовки древесины» №337 от 01.08.2011).
Согласно п. 13 «Правил заготовки древесины» №337 от 01.08.2011, запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных нависших деревьев повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
В п. 61 этих же Правил установлено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно статье 25 ЛК РФ лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, в том числе заготовки древесины. Границы лесных участков закрепляются на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) обозначаются на картах лесов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается
невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений
одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек)
от порубочных остатков. Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество» (Продавец) и ФИО2 (Покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд №16, по условиям которого следует, что Продавец, действующий в соответствии со статьями 75 - 77 Лесного кодекса РФ продает, а Покупатель покупает лесные насаждения с целью заготовки древесины для нужд: строительства хозпостроек, ремонта хозпостроек, отопления жилого дома. Согласно п.1.2 договора купли –продажи № от ДД.ММ.ГГГГ лесные насаждения, занимающие площадь 0,58 га, объемом 102 куб.м располагаются на территории Эвенкийского муниципального района <адрес>, КГКУ «Тунгусско-Чунское лесничество» Чемдальское участковое лесничество <адрес>, выдел №16,18. В соответствии с п. 2.4 указанного договора указано, что очистку лесосеки от порубочных остатков произвести следующими способами (сбор порубочных остатков в кучи с оставлением их на перегнивание или для сжигания).
Факт захламления предоставленной ответчику по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ лесосеки порубочными остатками подтвержден в суде документами, а именно:
- актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что при осмотре выявлено загрязнение или захламление лесов промышленными отходами, бытовым и строительным мусором на территории 0,2 га;
-сообщением № о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от ДД.ММ.ГГГГ г.;
- планом-схемой места осмотра лесного участка, на котором показано место захламления лесного участка;
-ведомостью пересчета деревьев, в которой отражено, что имеется загрязнение или захламление лесов промышленными отходами, бытовым и строительным мусором на территории 0,2 га. Брошенная древесина 10 м. куб.
Ответчик обратного в суде не доказал, не представил доказательств проведения очистки после обнаружения указанного факта лесонарушения.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства края от 31.08.2008 № 12-п (в редакции от 27.11.2013 № 614-п) образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
(далее - Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве природных
ресурсов и экологии Красноярского края и установлении предельной численности
государственных гражданских служащих и иных работников Министерства природных
ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Положение о Министерстве).
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края
(далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, У става
края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет
надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно Пунктам 3.33, 3.34 Министерство в праве предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обращаться в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Следовательно, Министерство является надлежащим государственным органом Красноярского края, уполномоченным обращаться в суд за защитой нарушенных публичных прав.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах дела, суд удовлетворяет заявленные Министерством исковые требования и обязывает ответчика ФИО2 произвести работы по очистке мест рубок в квартале № выделе №16, 18 Чемдальского участкового лесничества КГКУ «Тунгусско- Чунское лесничество» на площади 0,2 га.
Разрешая вопрос о сроке исполнения судебного решения, суд, учитывая зимний и весенний период, когда трудно добраться к лесному участку, из-за снега и весенней распутицы, суд не может согласиться с предложенным истцом сроком в течение одного месяца, со дня вступления в законную силу судебного решения. Суд считает разумным установить срок для совершения ответчиком обязывающих его действий – до ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской
Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей
юрисдикции, Министерство освобождено.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истцом заявлен иск нематериального характера, таким образом, размер государственной пошлины следует определять по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ - <данные изъяты>.
Учитывая изложенное, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию в доход местного бюджета сумма госпошлины в размере 300 рублей.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с указанной главой 25.3 НК РФ.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ, уплачивают государственную пошлину, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в порядке ст. 46 ГПК РФ к ФИО2 об обязании устранить нарушения лесного законодательства, удовлетворить.
Обязать ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, произвести работы по очистке мест рубок в квартале № выделе №16, 18 Чемдальского участкового лесничества КГКУ «Тунгусско- Чунское лесничество» на площади 0,2 га в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета сумму государственной пошлины <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено с помощью технического средства компьютера, подписано председательствующим по гражданскому делу судьей 26.02.2015 г.