Решение по делу № 2-418/2024 (2-3533/2023;) от 07.11.2023

Дело №2-418/2024

УИД 22RS0067-01-2023-004823-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года     г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Бабаскиной Н.В.,

при секретаре Казанцевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО5 к ОСФР по Алтайскому краю о признании незаконным бездействия ответчика по обеспечению ФИО6. техническими средствами реабилитации, возложении обязанности предоставить ФИО7 технические средства реабилитации: экзопротез молочной железы, чехол для экзопротеза молочной железы трикотажный, бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, взыскании в пользу ФИО8 Е.В. компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Барнаула проверки установлено, что ФИО9 является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10. постановлена на учет по обеспечению вышеуказанными средствами реабилитации, однако до настоящего времени ими не обеспечена.

Ответчиком в качестве причины непредоставления технического средства реабилитации указано на расторжение контракта с поставщиком.

Прокурор полагает, что бездействие должностных лиц ОСФР по Алтайскому краю существенно нарушило законные права и интересы инвалида ФИО11

Представитель процессуального истца в судебном заседании пояснила, что ФИО12 в настоящее время обеспечена ТСР, однако бездействием ответчика причинен моральный вред.

Материальный истец ФИО13 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на иск возражает против его удовлетворения, ссылаясь на отсутствие вины ответчика в необеспечении истца техническим средством реабилитации, принятие ответчиком возможных мер для заключения соответствующих контрактов, отсутствие правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда. Кроме того, согласно техническому заданию и контракту с поставщиком, чехол для экзопротеза молочной железы выдается в количестве двух штук с экзопротезом молочной железы. При этом, в заявлении в ОСФР истец не просила предоставить ей чехол для экзопротеза молочной железы, в заявлении прокурору не указывала на необеспечение ее данным средством реабилитации.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя процессуального истца, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, ФИО14., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена с ДД.ММ.ГГГГ повторно, до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15 в период с ДД.ММ.ГГГГ - нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации: экзопротезом молочной железы (1шт), чехлом для экзопротеза молочной железы трикотажном (1шт), бюстгальтере (лиф-креплении) и/или грации (полуграции) для фиксации экзопротеза молочной железы (1шт).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО16. обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением об обеспечении ее техническими средствами реабилитации - экзопротезом молочной железы, бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО17. выдано уведомление о постановке на учет.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО18. выданы направления на получение экзопротеза молочной железы и бюстгальтера (лиф-крепление) для фиксации экзопротеза молочной железы, которое обеспечены не были.

Повторно ДД.ММ.ГГГГ ФИО19. выданы направления на получение ТСР соответственно экзопротеза молочной железы и бюстгальтера (лиф-крепление) для фиксации экзопротеза молочной железы, которые согласно актам сдачи-приемки работ истец получила соответственно 27.09.2023 и 11.10.2023. При этом, согласно отзыву, контрактом с поставщиком и техническому заданию экзопротез молочной железы выдается с двумя чехлами для экзопротеза молочной железы. Таким образом, в указанные сроки ФИО20 Е.В. обеспечена необходимыми средствами реабилитации.

Срок пользования в соответствии с призом №107н экзопротеза молочной железы составляет не менее 1 год, бюстгальтера для фиксации молочной железы не менее 6 месяцев.

Согласно статье 10 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

К техническим средствам реабилитации инвалидов закон относит устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, ФСС РФ, а также иными заинтересованными организациями (ч.1, 3 и 14 ст.11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в пункте 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347р, предусмотрены технические средства реабилитации в виде протезов и специальной одежды.

Поскольку установлено, что в период с января 2023 года по сентябрь-октябрь 2023 года имел место факт несвоевременного обеспечения ФИО21 необходимыми техническими средствами реабилитации – экзопротезом молочной железы, бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия ОСФР по АК по обеспечению ФИО22. названными техническими средствами реабилитации.

С учетом того, что на момент разрешения спора ФИО23. обеспечена экзопротезом молочной железы (в том числе, в комплекте с чехлом для экзопротеза молочной железы), бюстгальтером (лиф-крепление) для фиксации экзопротеза молочной железы, в удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцу данные ТСР суд отказывает.

Кроме того, касаемо непредоставления ФИО24. средства реабилитации в виде чехла для экзопротеза молочной железы, судом учитывается следующее.

В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган ФСС РФ по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашением полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

При этом заявление о предоставлении (ремонте или замене) технического средства (изделия), подаваемое инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, и документы (электронные образы документов и (или) сведения из них), предусмотренные настоящими Правилами, подаются на бумажном носителе или через личный кабинет единого портала в форме электронного документа при условии завершения прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Из приведенных нормативных положений следует, что предоставление ФИО25 средства реабилитации в виде чехла для экзопротеза молочной железы предусматривает заявительный порядок и необходимость обращения ее с письменным заявлением о предоставлении данного технического средства.

Поскольку ФИО26. с заявлением на выдачу ей средства реабилитации в виде чехла для экзопротеза молочной железы в ОСФР не обращалась, то оснований для признания бездействия ответчика в указанной части незаконным и обязании выдать ей указанное средство реабилитации суд не находит подлежащим удовлетворению.

Разрешая исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд принимает во внимание следующее.

В Конституции РФ закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 того же закона устанавливает, что реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов -система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

В п.2 ст.11 названного закона закреплено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета - ст.10 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права в их системной взаимосвязи, можно сделать вывод, что предоставление средств реабилитации, абилитации, направлены на защиту личных неимущественных прав инвалидов для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную адаптацию, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Длительная задержка в предоставлении гарантированных государством средств технической реабилитации повлияла на качество жизни истица, что очевидно причинило ему нравственные страдания.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

В силу п.1 ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (п.2 ст.150ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (п.2 ст.151 ГК РФ).

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Технические средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов, и направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.

Длительное неисполнение обязанности по предоставлению технического средства реабилитации нарушает не только непосредственно имущественные права истца, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по не своевременному обеспечению техническим средством реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы ГК РФ (ст.1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Поскольку судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями ответчика, своевременно не обеспечившего техническим средством реабилитации, в силу приведенных норм материального права имеются правовые основания для удовлетворения требований истца и взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходя из фактических обстоятельств дела, характера спорных правоотношений, возраста истца, наличия инвалидности, необходимости в технических средствах реабилитации, степени вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность в течение установленного срока, период нарушения, а также требований разумности и справедливости, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 4 000 руб. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.

ФИО27 в спорный период не была своевременно обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, и восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления технических средств реабилитации в натуре за спорный период.

При этом реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией РФ и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Сам факт необеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Доводы ответчика об отсутствии вины Фонда в связи с принятием им мер для соблюдения всех предписаний, предусмотренных законом, суд находит необоснованными. ФИО28 состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, и ответчиком не оспаривается ее право на получение технических средств реабилитации. Ей не может быть отказано в предоставлении технических средств реабилитации по мотиву не завершения процедуры отбора поставщика, отсутствия действующих государственных контрактов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалида гарантированных ему Конституцией РФ и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Своевременность размещения заявок на заключение государственного контракта не умаляет право инвалидов на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов и не освобождает ответчика от возложенной на него гражданско-правовой ответственности, поскольку названные в отзыве действия Фонда не привели к желаемому результату.

То обстоятельство, что потенциальные поставщики технических средств реабилитации не высказывают намерений поставлять соответствующие технические средства, не предоставляют ценовых предложений, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации с соблюдением установленных законом сроков.

На основании изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Октябрьского района г.Барнаула в интересах ФИО29 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю (ИНН ) по обеспечению ФИО30 (паспорт ) техническими средствами реабилитации – экзопротезом молочной железы, бюстгальтером (лиф-креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы.

Взыскать с ОСФР по Алтайскому краю в пользу ФИО31 компенсацию морального вреда в сумме 4 000 руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Бабаскина

2-418/2024 (2-3533/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского района г.Барнаула
Минькова Елена Валентиновна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Бабаскина Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
08.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.12.2023Предварительное судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
02.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее