51RS0017-01-2024-000597-43
Мотивированное решение
изготовлено 25.07.2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Заполярный 22 июля 2024 г.
Печенгский районный суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Попова А.Г.,
при помощнике Свейлисе В.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора прокуратуры Печенгского района Темнюк В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области о возложении обязанности включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Печенгского района Мурманской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области о возложении обязанности включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением жилищного законодательства, а также в рамках рассмотрения обращения З.Е.Г. по вопросу протекания кровли многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, установлено, что управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет ООО «Никельская управляющая компания» на основании договора от *.*.*.
Из представленных управляющей компанией сведений следует, что многоквартирный жилой дом построен в 1985-1986 г., с момента постройки капитальный ремонт кровельного покрытия не проводился, что привело к его полному разрушению, проводимые управляющей организацией ремонтные работы элементов кровли в рамках текущего ремонта не могут обеспечить устойчивый результат, ежегодно в весенний и осенний период по причине большого процента изношенности кровельного покрытия происходит залитие жилых помещений и повреждение имущества собственников.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП на 2014-2043 г. утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, согласно которой многоквартирный <адрес> включен в региональную программу со сроком проведения работ по капитальному ремонту, в том числе капитальному ремонту крыши, в период с 2041 по 2043 г.
Просит суд возложить на ответчика обязанность в срок до *.*.* включить многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 г., в Печенгском муниципальном округе на 2023-2025 г., утвержденный постановлением администрации Печенгского муниципального округа от *.*.* №, в части капитального ремонта кровли указанного многоквартирного жилого дома.
Представитель истца помощник прокурора прокуратуры Печенгского района Темнюк В.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика Самойлов С.А. выразил несогласие с иском, поддержал письменные возражения.
Представитель третьего лица ООО «Никельская управляющая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица Парфенова Е.В. представила письменный отзыв, полагала исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица НО «Фонд капитального ремонта Мурманской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил.
Представитель третьего лица Министерства строительства Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменные возражения, считал иск не подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица Правительства Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, заявлений, ходатайств суду не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1, 5, 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
В силу пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Из определения, содержащегося в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», следует, что капитальный ремонт многоквартирного дома представляет собой проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме и порядке его финансирования регламентированы Главой 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя, в том числе, ремонт крыши.
В силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта, планирования предоставления государственной и муниципальной поддержки на его проведение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (ч. 3 ст. 168 ЖК РФ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков его проведения, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что прокуратурой Печенгского района в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением жилищного законодательства и рассмотрения обращения З.Е.Г. по вопросу протекания кровли многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено, что на основании договора от *.*.* управление многоквартирным жилым домом осуществляет ООО «Никельская управляющая компания».
По информации ООО «Никельская управляющая компания» многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, построен в 1985 – 1986 г., капитальный ремонт кровельного покрытия с момента постройки не проводился.
Из дела видно, что ООО «Никельская управляющая компания» обратилась к строительному эксперту с целью определения технического состояния кровли дома.
Согласно техническому заключению от *.*.*, выполненному ООО «Сантехстандарт» (свидетельство об аккредитации № от *.*.*) кровельное покрытие крыши дома выполнено из морально и физически устаревших рулонных материалов и требует полной замены.
При обследовании кровли обнаружены дефекты в виде незначительного вздутия рулонного ковра, неплотного прилегания между слоями, нарушения уклона, местами обводнения внутреннего слоя гидроизоляционного ковра, образования морщин на его поверхности. Также имеются дефекты, вызывающих накопление атмосферной воды на поверхности кровли ввиду грубого нарушения геометрии разуклонов, и нарушения примыканий к вентиляционным шахтам и будке выхода на кровлю, узлы примыкания не соответствуют действующим нормам и правилам.
Сделан вывод, что требуется капитальный ремонт кровли с дополнительным утеплением в полном объеме, в соответствии с действующими нормами.
В соответствии с СП 13-12-2003, учитывая выявленные дефекты и техническое состояние строительных конструкций кровли на момент проведения визуального и инструментального обследования, специалист оценил состояние рулонного ковра как ограниченно работоспособным, узлы примыканий к элементам крыши – недопустимым.
Согласно заключению специалиста для устранения указанных выше дефектов требуется:
- полная очистка от дефектов старой кровли, вырубка кровельного покрытия в местах вздутия кровельного ковра и нарушения стыков, в местах обводнения;
- выполнить нормативную разуклонку кровли для предотвращения накопления воды на поверхности кровли путем устройства сборного по деревянному каркасу, либо альтернативного решения (определенного проектом);
- выполнить дополнительное утепление кровли в соответствии с теплотехническим расчетом;
- устройство кровельных аэраторов для вентилирования вновь устраиваемого подкровельного пространства и дополнительно для подсушки существующего теплоизоляционного слоя;
- восстановление всех узлов примыкания к элементам крыши в соответствии с нормативными требованиями с устройством бортиков высотой не менее 100 мм для отвода дождевой воды;
- устройство защитного ограждения по периметру кровли с достижением высоты до 1,2 м от уровня кровли по всему периметру в соответствии с п. 8.3 СП 54.13330.2016, п. 7.16 СП 4.13130.2013.
Закон Мурманской области от 24.06.2013 № 1631-01-ЗМО «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области» (далее - Закон № 1631-01-ЗМО), в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации устанавливает порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, требования к ней, порядок разработки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, а также проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Частью 1 статьи 2 Закон № 1631-01-ЗМО предусмотрено, что очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, определяется в региональной программе исходя из следующих критериев: 1) год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) дата последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) техническое состояние конструктивных элементов и инженерных систем многоквартирного дома.
Согласно частям 3, 4 статьи 2 Закона № 1631-01-ЗМО, определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется с использованием критериев, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Порядок использования указанных критериев при определении в региональной программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах устанавливается Методикой.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 1631-01-ЗМО, региональная программа не реже чем один раз в год подлежит актуализации в порядке, предусмотренном п.п. 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона.
В части 1 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО предусмотрено, что в целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта до 1 июля года, предшествующего планируемому периоду, нормативным правовым актом Правительства Мурманской области утверждаются краткосрочные планы реализации региональной программы сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Согласно части 2 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО, формирование краткосрочного плана реализации региональной программы, содержащего сведения, указанные в пунктах 1 и 4 настоящей статьи, осуществляется ежегодно до 15 мая года, предшествующего планируемому периоду, государственным заказчиком на основании краткосрочных планов реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области.
В силу положений части 3 статьи 5 Закона № 1631-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области по форме, установленной государственным заказчиком, ежегодно до 1 апреля года, предшествующего планируемому периоду, и в этот же срок направляют утвержденные краткосрочные планы реализации региональной программы в муниципальных образованиях Мурманской области государственному заказчику.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП на 2014-2043 г. утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, согласно которой многоквартирный <адрес> включен в региональную программу со сроком проведения работ по капитальному ремонту, в том числе капитальному ремонту крыши, в период с 2041 по 2043 г.
В целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Мурманской области, Правительством Мурманской области издано постановление от *.*.* №-ПП, которым в том числе утверждена методика формирования, утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах, расположенных на территории Мурманской области (далее - Методика), пунктом 3 которой предусмотрена ежегодная актуализация программы капитального ремонта на основании краткосрочных планов, утверждаемых органами местного самоуправления.
До их утверждения краткосрочные планы направляются органами местного самоуправления на согласование в орган исполнительной власти Мурманской области, осуществляющий функции по формированию, реализации государственной политики Мурманской области и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленности строительных материалов, жилищной сфере, а также функции по оказанию государственных услуг не позднее первого марта.
Постановлением Правительства Мурманской области от 10.09.2020 № 626-ПП утвержден порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов в целях обеспечения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – Мониторинг), в рамках которого осуществляются сбор, систематизация и анализ информации о техническом состоянии МКД для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, а также формирования единой информационной базы данных об их техническом состоянии.
В соответствии с пунктом 5 Методики внесение изменений в краткосрочный план, действующий на территории муниципального образования Мурманской области (далее–муниципальный краткосрочный план), в части сведений по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которых выполняется за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, за счет средств муниципального бюджета, не являющихся софинансированием областного и (или) федерального бюджета, за счет средств областного бюджета, предоставляемых из резервного фонда.
Согласно пункту 13 Мониторинга органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области ежегодно до 15 мая в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными региональным оператором, вносят актуальные сведения обо всех МКД, расположенных на территории муниципального образования и подлежащих включению в региональную программу, в программный комплекс, а также направляют их на бумажном носителе по форме, утвержденной уполномоченным органом, в адрес регионального оператора. Результаты мониторинга учитываются при актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД и краткосрочных планов ее реализации.
Правительства Мурманской области, осуществляется при наличии решения, принятого в соответствии с Порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области утвержденным вышеуказанным постановлением (далее–Порядок), либо при наличии утвержденного постановления о выделении средств из резервного фонда.
Приказом Министерства строительства Мурманской области от 16.12.2021 № 659 утверждено Положение о комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области (далее–Положение).
Согласно пункту 2.1.Положения целями создания комиссии является установление необходимости проведения капитального ремонта с последующей актуализацией региональной программы и краткосрочных планов ее реализации, а также направление информации о принятых решениях, предусмотренных пунктами 8-15 Порядка.
Как установлено в ходе проверки многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, не является аварийным, а также подлежащим сносу либо реконструкции, при этом включен в региональную программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 № 168-ПП, что сторонами не оспаривалось.
Из раздела V технического паспорта дома по адресу: <адрес>, следует, что дом построен в 1986 г. и его капитальный ремонт, в том числе кровельного покрытия, с указанного времени, то есть фактически с момента его постройки, не осуществлялся.
Постановлением администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области от 25.04.2022 № 584 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 г., в Печенгском муниципальном округе на 2023 -2025 г. Постановлением от 11.04.2024 № 565 в указанный план внесены изменения.
Судом установлено, что спорный многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в краткосрочный план включен не был.
Из дела видно, что письмом № от *.*.* и письмом № от *.*.* Министерством строительства Мурманской области в соответствии с п. 21 Порядка сообщалось на неоднократные обращения администрации Печенгского района и ООО «Никельская управляющая компания» соответственно, об отсутствии возможности переноса срока проведения капитального ремонта кровли <адрес> на более ранний срок ввиду отсутствия средств Фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (нарушение принципов формирования краткосрочных планов, предусмотренных частью 7.1 статьи 168 ЖКРФ, подпункт «г» пункта 9 Порядка).
Руководствуясь приведенными выше нормами материального права, проанализировав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что как Жилищным кодексом Российской Федерации, так и нормативными актами Мурманской области предусмотрена возможность переноса срока капитального ремонта дома на более ранний срок путем включения в краткосрочный план капитального ремонта, утверждаемый ежегодно органом местного самоуправления, установив, что в деле не представлено доказательств обоснованности не включения спорного дома, имеющего неудовлетворительное техническое состояние, в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, суд находит доказанными доводы стороны истца о необходимости возложения на ответчика обязанности включить заявленный в иске многоквартирный жилой дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 г., в Печенгском муниципальном округе на 2023-2025 г., утвержденный постановлением администрации Печенгского муниципального округа от 25.04.2022 № 584, в части капитального ремонта кровли.
При этом, суд принимает во внимание, что *.*.* при осмотре дома прокуратурой Печенгского района с участием представителей администрации Печенгского муниципального округа, ООО «Никельская управляющая компания» названные выше дефекты кровельного покрытия многоквартирного жилого дома нашли свое подтверждение, при этом выявлено, что покрытие потолков в третьем подъезде дома с 7 по 9 этаж, стен, входных дверей в рекреации, в которых расположены жилые помещения, а также в квартирах № и №, имеет следы залития с кровли.
В данном случае, вопреки возражениям стороны ответчика, представленные в материалы доказательства, в том числе сведения о техническом состоянии кровельного покрытия дома, позволяют суду прийти к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований и внесения изменений в адресную программу и проведения капитального ремонта спорного многоквартирного дома в более ранние сроки, в целях надлежащей охраны жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также предупреждения причинения таким лицам вреда.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно заявленным требованиям, сторона истца просит суд обязать ответчика включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в срок до *.*.*
Учитывая необходимый комплекс мер для устранения выявленных нарушений, суд полагает целесообразным установить для исполнения ответчиком настоящего решения заявленный в иске срок до *.*.*, принимая во внимание фактические обстоятельств дела, а также необходимость соблюдения баланса интересов сторон, оценивая требования истца относительно сроков выполнения обязанностей ответчиком, суд находит, что заявленный период будет являться разумным и обоснованным сроком исполнения судебного акта, в который ответчик сможет выполнить необходимый комплекс работ, доказательств обратного в дело стороной ответчика не представлено.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при рассмотрении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Печенгского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Печенгского муниципального округа Мурманской области о возложении обязанности включить многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – удовлетворить.
Обязать администрацию Печенгского муниципального округа Мурманской области включить в срок до *.*.* многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014-2043 г., в Печенгском муниципальном округе на 2023-2025 г., утвержденный постановлением администрации Печенгского муниципального округа от 25.04.2022 № 584, в части капитального ремонта кровли данного многоквартирного жилого дома.
Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: А.Г. Попов