РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2024 года в городе Новом Уренгое Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Шафоростовой О. Ю., при секретаре судебного заседания Дзакураеве К. М., с участием помощника прокурора города Нового Уренгоя Куруч Ю. Н., представителя ответчика Чеснаковой Л. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2567/2024 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Уренгойгидромеханизация» о понуждению к совершению действий,

установил:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор (далее по тексту также – истец, прокурор), обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, а также Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Уренгойгидромеханизация» (далее по тексту также – ответчик, ООО «Уренгойгидромеханизация») с требованиями о возложении обязанности принять меры по ликвидации горной выработки.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки деятельности ООО «Уренгойгидромеханизация» выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании. В период с 09.08.2016 по 09.08.2021 ответчик на основании лицензии СЛХ81189ТЭ осуществлял разведку и добычу песка на месторождении «Гидронамывной карьер № 33 (ВГД) на пощади Бованенковского НГКМ (участок 2)». Приказом руководителя департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.08.2021 № 2757 право ООО «Уренгойгидромеханизация» на пользование недрами по лицензии СЛХ81189ТЭ прекращено в связи с истечением установленного лицензией срока пользования участком недр. В связи с выявленными нарушениями закона руководителю ООО «Уренгойгидромеханизация» 27.02.2024 внесено представление об их устранении, однако из ответа организации от 06.03.2024 следует, что нарушения закона до настоящего времени фактически не устранены.

С учётом изложенного просил обязать ответчика в срок не позднее 30.11.2024 принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Гидронамывной карьер № 33 (ВГД) на пощади Бованенковского НГКМ (участок 2)» на территории муниципального образования Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа по лицензии на пользование недрами СЛХ81189ТЭ, путём проведения работ на основании утвержденного (согласованного) проекта и подписания акта о ликвидации уполномоченными органами (л. д. 4-7).

В судебном заседании помощник прокурора города Нового Уренгоя Куруч Ю. Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Чеснакова Л. В. (действующая на основании доверенности от 13.01.2021, выданной сроком на три года – л. д. 46) исковые требования признала в части, просила изменить срок исполнения требований, заявленных прокурором, на срок не позднее 31.03.2025, указывая на неисполнимость решения суда ранее данного срока. В обоснование соей позиции сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве, приобщённом к материалам настоящего гражданского дела (л. д. 43-44).

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица - Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, при надлежащем извещении данного лица о времени и месте судебного заседания по делу.

Представителем Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа в суд представлены письменные пояснения относительно заявленного спора, которые приобщены к материалам настоящего гражданского дела (л. д. 53-55).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено, ответчик ООО «Уренгойгидромеханизация» в период с 09.08.2016 по 09.08.2021 на основании лицензии СЛХ81189ТЭ осуществляло разведку и добычу песка на месторождении «Гидронамывной карьер № 33 (ВГД) на пощади Бованенковского НГКМ (участок 2)» (л. д. 13-21).

Согласно п. 2.3 лицензионного соглашения, заключённого между Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО «Уренгойгидромеханизация», участок недр имеет статус горного отвода, площадь горного отвода составляет 19.282 м2

П. 9.3 лицензионного соглашения определено, что при прекращении права пользования недрами недропользователь должен привести все горные выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, выполнить рекультивацию нарушенных земель в соответствии проектным документом, и сдать их по акту в установленном порядке землевладельцу.

Приказом руководителя департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.08.2021 № 2754 право ООО «Уренгойгидромеханизация» на пользование недрами по лицензии СЛХ81189ТЭ прекращено с 10.08.2021, в связи с истечением установленного лицензией срока пользования участком недр (л. д. 24).

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой на основании решения от 16.02.2024 № 045 (л. д. 9) проведена проверка исполнения ООО «Уренгойгидромеханизация» законодательства о недропользовании, по итогам которой 27.02.2024 в адрес ООО «Уренгойгидромеханизация» вынесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в том, что по истечении более двух лет со дня окончания действия лицензии СЛХ81189ТЭ на участке недр «Гидронамывной карьер № 33 (ВГД) на пощади Бованенковского НГКМ (участок 2)» необходимые работы по ликвидации горной выработки в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласованы (л. д. 28-29).

На момент подачи прокурором искового заявления по истечении срока действия лицензии СЛХ81189ТЭ требования представления не исполнены, необходимые работы по ликвидации горной выработки не произведены. Доказательств обратного, материалы дела не содержат.

Разрешая заявленный спор, суд руководствуется следующим.

В силу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту также – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту также – Закон РФ «О недрах»).

Согласно п. 9 ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

Ст. 20 Закона РФ «О недрах» определено, что право пользования недрами прекращается по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр.

На основании ст. 26 Закона РФ «О недрах» горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами.

У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежащее исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения.

При полной или частичной ликвидации или консервации горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, сохранность зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

При ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, геологическая, маркшейдерская и иная документация, оформленная на дату ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, сдаётся на хранение в порядке, предусмотренном статьей 27 Закона.

Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершёнными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в ст.ст. 37 и 38 настоящего Закона.

Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств пользователей недр, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой статьи 21 Закона.

Согласно абз. 2 ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127.

Согласно п. 8 Порядка № 2127 проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с п. 11 Порядка № 2127 уполномоченный орган осуществляет согласование проектной документации по участкам недр местного значения, предоставленным в пользование для осуществления видов пользования недрами, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 6 Закона о недрах, в том числе, технического проекта ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении общераспространенных полезных ископаемых, и изменения к нему.

В соответствии с Положением о Департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённым постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 № 297-П, подписание акта о ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, отнесено к компетенции Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, а порядок согласования технических проектов ликвидации и консервации горных выработок предусмотрен Правилами подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2127.

Тот факт, что в результате разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, причиняется вред окружающей среде, является общеизвестным и в соответствии со ст. 61 ГПК РФ в доказывании не нуждается.

В судебном заседании установлено и ответчиком не опровергнуто, что срок действия лицензий на спорный участок недр и земельный участок истёк, однако до настоящего времени данные участки не ликвидированы и не сданы правомочному на их приёмку органу.

Таким образом, у ООО «Уренгойгидромеханизация» право пользования недрами по Лицензии прекращено, но сохраняются не исполненные им обязательства, как пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения.

Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 ГК РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично-правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 ГПК РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства.

Оценивая указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, возложении на ООО «Уренгойгидромеханизация» обязанности принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Гидронамывной карьер № 33 (ВГД) на площади Бованенковского НГКМ (участок 2)» на территории муниципального образования муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках лицензии СЛХ81189ТЭ, путём проведения работ на основании утверждённого (согласованного) проекта и подписания акта о ликвидации уполномоченными органами.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения мероприятий (до 30.11.2024), указанный истцом, суд полагает достаточным и реально исполнимым.

Как следует из положений приведённого выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, работы по ликвидации или консервации горной выработки должны осуществляться по истечении срока действия соответствующей лицензии, в данном случае право ООО «Уренгойгидромеханизация» на пользование недрами по лицензии было прекращено с 10.08.2021. В соответствии с п. 3.1 лицензионного соглашения оно вступает в силу с момента государственной регистрации лицензии и действует в течение срока, указанного в Лицензии до 09.08.2021, одновременно, п. 9.3 указанного лицензионного соглашения предусмотрено, что при прекращении права пользования недрами недропользователь должен, в том числе привести все горные выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, выполнить рекультивацию нарушенных земель в соответствии проектным документом, и сдать их по акту в установленном порядке землевладельцу.

Поэтому у ответчика имелось достаточно времени для проведения указанных работ, в том числе после внесения Ямало-Ненецким природоохранным прокурором 27.02.2024 представления об устранении нарушений закона.

Кроме того, применительно к требованиям ст. ст. 56, 57 ГПК РФ ответчиком в суд не представлено доказательств, подтверждающих то, что в заявленный прокурором при обращении в суд срок, ответчик, по независящим от него причинам, носящим объективный характер, не сможет принять меры по ликвидации горной выработки.

Согласно разъяснений, данных в п. 22, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в соответствии со ст. ст. 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.

Ответчик, осуществляя лицензированную деятельность по разведке и добычи песка изначально знал о сроке действия выданной ему лицензии на пользование недрами. Достоверно известно было ответчику и о наличии у него обязанности выполнения мероприятий по ликвидации горных выработок, по окончании работ на месторождении. Обладая данной информацией ответчик имел реальную возможность и достаточный срок для того, чтобы своевременно приступить к выполнению требований Закона РФ «О недрах» по ликвидации горной выработки в отношении выделенного участка, в целях исполнения приведения его в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

Невыполнение ответчиком мероприятий по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды путём проведения ликвидационных или консервационных работ создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, свидетельствует о длительном нерациональном использовании недр, что противоречит основополагающим принципам природоохранного законодательства, а также законодательства о недрах и влечёт прямое нарушение интересов Российской Федерации как собственника недр.

Учитывая длительный период времени, прошедший с момента окончания работ по разработке месторождения, суд приходит к выводу, что заявленный природоохранным прокурором срок исполнения исковых требований является разумным, обоснованным и отвечает принципу соблюдения баланса интересов сторон.

Кроме того, ответчик вправе в порядке ст. 434 ГПК РФ поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, при наличии доказательств являющихся основанием для предоставления такой отсрочки.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку истец в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождён от уплаты государственной пошлины при предъявлении иска в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, что составляет 6.000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 8904080406, ░░░░ 1158904003202) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 30.11.2024 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 33 (░░░) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░ 2)» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░81189░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ 8904080406, ░░░░ 1158904003202) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6.000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2567/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор
Ответчики
ООО Уренгойгидромеханизация
Другие
Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Шафоростова Ольга Юрьевна
Дело на сайте суда
novourengoysky.ynao.sudrf.ru
11.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2024Передача материалов судье
13.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024Дело оформлено
14.08.2024Дело передано в архив
01.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее