Решение от 12.04.2023 по делу № 2-143/2023 (2-3978/2022;) от 02.08.2022

Дело № 2-143/2023 (УИД 42RS0009-01-2022-006544-85)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кемерово 12 апреля 2023 года

Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Шурхай Т.А., при помощнике Браун Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Натальи Валерьевны к ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Смирнова Н.В. обратилась в суд с иском к ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу о признании решения незаконным, обязании включить периоды работы в стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Требования мотивированы тем, что 28.11.1992 истец принята на работу в Детскую музыкальную школу ### преподавателем по классу фортепиано (Приказ ### от **.**.****).

На основании решения аттестационной комиссии Отдела культуры Кемеровского райисполкома от 22.12.1992 истцу присвоен 8 разряд по Единой тарифной сетке (ЕТС) (Приказ ###а от **.**.****).

На основании решения аттестационной комиссии Отдела культуры Кемеровского райисполкома от 23.08.1994 истцу присвоен 8 разряд по Единой тарифной сетке (ЕТС) (Приказ ###а от **.**.****).

02.04.1998 истцу присвоен 11 разряд по Единой тарифной сетке (ЕТС) (Приказ ### от **.**.****).

30.12.1998 истцу присвоен 11 разряд по Единой тарифной сетке (ЕТС) (Приказ ###-п от **.**.****).

16.08.2000 истец уволена из Детской музыкальной школы ### в соответствии со ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию (Приказ ### от **.**.****) в связи с переездом в район Крайнего Севера, в республику Саха (Якутия).

01.10.2000 истец принята на работу в Детскую музыкальную школу ... (Якутия) (Приказ ### от **.**.****).

19.07.2001 истец уволена из Детской музыкальной школы ... (Якутия) в соответствии со ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию (Приказ ### от **.**.****).

При этом в трудовой книжке истца имеется запись о, якобы, ее увольнении из Детской музыкальной школы ... (Якутия) в соответствии со ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию 15.01.2001 на основании Приказа ### от **.**.****, однако ниже имеется запись директора ЛИЦО_6, заверенная печатью организации, что данная запись в трудовой книжке является недействительной.

Таким образом, истец проработала преподавателем по классу фортепиано в Детской музыкальной школе ... (Якутия) с 01.10.2000 по 19.07.2001.

20.07.2001 истец принята на работу в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Ясногорская детская музыкальная школа ### преподавателем по классу фортепиано (Приказ ### от **.**.****).

15.05.2003 истцу присвоен 13 разряд по ЕТС на основании Приказа ### **.**.****.

На основании Распоряжения администрации Кемеровского района Кемеровской области ### от 26.07.2005 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Ясногорская детская музыкальная школа ###» преобразована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа ###».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района 21.02.2012 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа ###» 27.04.2012 переименовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района ### от **.**.**** Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа Кемеровского муниципального района» **.**.**** реорганизовано в форме слияния в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа Кемеровского муниципального района».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района ###-п от **.**.**** Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа Кемеровского муниципального района» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств Кемеровского муниципального района ###».

Таким образом, истец постоянно и непрерывно работала в данном учреждении преподавателем по классу фортепиано с **.**.**** до настоящего времени.

Достигнув возраста 46 лет, 11.11.2021 истец обратилась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу ### от 12.01.2022 истцу отказано в назначении пенсии по названному основанию в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности (в наличии 8 лет 10 месяцев 22 дня, при требуемом стаже - 25 лет).

При этом ответчиком - Отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, следующие периоды работы:

- с 28.11.1992 по 16.08.2000 (7 лет 8 месяцев 19 дней) - преподаватель по классу фортепиано в Детской музыкальной школе ### Отдела культуры Кемеровского райисполкома (педагог);

- с 01.10.2000 по 31.12.2000 (3 месяца) - преподаватель по классу фортепиано в Детской музыкальной школе ... (Якутия) (педагог);

- с 18.10.2013 по 31.12.2013 (2 месяца 14 дней) – педагог;

- с 01.01.2014 по 28.02.2014 (2 месяца) – педагог.

Как следует из представленных истцом документов (трудовой книжки), с 18.03.2013 она осуществляла трудовую деятельность в МОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ###», которое с 19.02.2014 было реорганизовано в МБОУ ДОД «ДМШ».

Согласно решению об отказе в установлении пенсии ### от 12.01.2022 в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны следующие периоды работы:

- с 01.01.2000 по 19.07.2001 (6 месяцев 19 дней) - преподаватель ДМШ ... (Якутия);

- с 20.07.2001 по 30.06.2011 (9 лет 11 месяцев 11 дней);

- с 01.01.2012 по 17.10.2013 (1 год 9 месяцев 13 дней) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района»;

- с 01.03.2014 по 31.12.2021 (7 лет 10 месяцев) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района».

Тем не менее, должность, которую истец занимала и занимаю в настоящее время - преподаватель по фортепиано, и учреждения, в которых она работала и работаю до настоящего времени, по мнению истца, дают ей право на назначение досрочной пенсии.

Поскольку в решении об отказе в установлении пенсии от 12.01.2022 ### не конкретизировано в связи с чем именно (в связи с отсутствием каких данных документов, подтверждающих требуемый для назначения досрочной пенсии трудовой стаж) истцу отказано в назначении досрочной пенсии, то полагает, что в назначении досрочной пенсии ей отказано, потому что отсутствует информация о норме рабочего времени, о выполнении работы в течение полного рабочего дня.

Как следует из представленной работодателем истца Пенсионному фонду РФ информации, истец работала и работает в МБУ ДО «Школа искусств Кемеровского муниципального района ###» (с учётом всех реорганизаций и переименований) в должности «преподаватель в период с 28.11.1992 по 16.08.2000, и в период с 20.07.2001 по настоящее время. За время работы обучение с отрывом от производства не проходила. За время работы истец находилась в отпуске по беременности и родам, и по уходу за детьми в следующие периоды:

- с 01.09.2007 до достижения ребенком возраста полутора лет;

- с 26.04.2010 по 08.08.2011 - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (Приказ ### от **.**.****);

- с 01.06.2011 по 18.10.2011 - отпуск по беременности и родам 140 календарных дней (Приказ ### от **.**.****);

- с 16.10.2015 по 15.04.2017 - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет (Приказ ### от **.**.****);

- с 01.09.2016 истец приступила к работе (Приказ ### от **.**.****).

С 01.09.2021 педагогическая нагрузка составляет 2,1 ставки.

Между тем, за весь период работы истца в качестве преподавателя по классу фортепиано ее педагогическая нагрузка была полноценной, она всегда выполняла суммарно норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада), а не только в периоды, засчитанные в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии с 18.10.2013 по 31.12.201, с 01.01.2014 по 28.02.2014.

Именно поэтому она полагает, что решение об отказе в установлении пенсии ### от **.**.**** является неполным, неконкретным, и как следствие, незаконным. Поэтому ответчик обязан включить в трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости все указанные выше периоды работы, и соответственно назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Просит признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от **.**.**** ### Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области – Кузбассу;

обязать ответчика - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу включить в стаж следующие периоды работ:

- с 01.01.2000 по 19.07.2001 (6 месяцев 19 дней) - преподаватель ДМ1П ... (Якутия);

- с 20.07.2001 по 30.06.2011 (9 лет 11 месяцев 11 дней);

- с 01.01.2012 по 17.10.2013 (1 год 9 месяцев 13 дней) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района»;

- с 01.03.2014 по 31.12.2021 (7 лет 10 месяцев) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района».

Обязать ответчика - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу назначить досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за назначением досрочной страховой пенсией по старости с 11.11.2021.

В ходе рассмотрения дела истец изменила предмет иска, просила признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 12.01.2022 ### Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области – Кузбассу;

Обязать ответчика - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу включить в стаж следующие периоды работ:

- с 01.01.2001 по 19.07.2001 (6 месяцев 19 дней) - преподаватель ДМШ ... (Якутия);

- с 20.07.2001 по 30.06.2011 (9 лет 11 месяцев 11 дней);

- с 01.01.2012 по 17.10.2013 (1 год 9 месяцев 13 дней) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района»;

- с 01.03.2014 по 31.12.2021 (7 лет 10 месяцев) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района»;

обязать ответчика - Отделение Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400 -ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения за назначением досрочной страховой пенсией по старости с 11.11.2021.

Определением суда от 19.10.2022, занесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ ДО Школа ###.

Определением суда от 07.02.2023, занесённым в протокол судебного заседания, произведена замена ответчика ОПФР по Кемеровской области-Кузбассу на ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу в связи с тем, что с **.**.**** создан государственный внебюджетный фонд – Фонд пенсионного и социального страхования РФ путем реорганизации ГУ – ПФР с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования РФ.

В судебном заседании истец Смирнова Н.В. поддержала доводы измененного иска.

Представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу Балацкая Е.А., действующая по доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в оспариваемом истцом решении.

Представитель третьего лица МБУ ДО Школа ### – директор школы ЛИЦО_8, действующая на основании приказа, полагалась на усмотрение суда. Пояснила, что оснований для включения спорных периодов работы истца в ее специальный стаж и назначения досрочной пенсии не имеется.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводам о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Часть 1.1. вышеуказанной статьи предусматривает, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Таким образом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).

При этом согласно пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Списки должностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждения для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеет педагог дополнительного образования.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее по тексту также Правила от 29 октября 2002 г. N 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пунктам 10, 11 Правил периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными) (абзац 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, 10.11.2021 Смирнова Наталья Валерьевна, **.**.**** обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 65-69).

Решением Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области – Кузбассу 12.01.2022 ### в назначении досрочной страховой пенсии по старости Смирновой Н.В. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности для назначения пенсии (в наличии 8 лет 10 месяцев 22 дня при требуемом – 25 лет).

Из решения пенсионного органа следует, что засчитаны истцу в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, следующие периоды работы:

- с 28.11.1992 по 16.08.2000 (7 лет 8 месяцев 19 дней) - преподаватель по классу фортепиано в Детской музыкальной школе ### Отдела культуры Кемеровского райисполкома (педагог);

- с 01.10.2000 по 31.12.2000 (3 месяца) - преподаватель по классу фортепиано в Детской музыкальной школе ... (Якутия) (педагог);

- с 18.10.2013 по 31.12.2013 (2 месяца 14 дней) – педагог;

- с 01.01.2014 по 28.02.2014 (2 месяца) – педагог.

Не засчитаны в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы:

- с 01.01.2000 по 19.07.2001 (6 месяцев 19 дней) - преподаватель ДМШ ... (Якутия);

- с 20.07.2001 по 30.06.2011 (9 лет 11 месяцев 11 дней);

- с 01.01.2012 по 17.10.2013 (1 год 9 месяцев 13 дней) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района»;

- с 01.03.2014 по 31.12.2021 (7 лет 10 месяцев) - МБОУ ДОД «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района», поскольку на 01.01.2001 у заявителя отсутствует стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от **.**.**** ### (далее - Список ###) и в п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка ###, продолжительностью 16 лет 8 месяцев (в наличии - 15 лет 4 месяца 7 дней), что предусмотрено п. 12 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 ###.

Смирнова Н.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25.09.1998 согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Согласно трудовой книжке истца, справке МБУ ДО «ДШИ ###» от 26.07.2022, данным о стаже истца, представленным ответчиком, 28.11.1992 истец принята на работу в Детскую музыкальную школу ### преподавателем по классу фортепиано.

16.08.2000 истец уволена из Детской музыкальной школы ### в соответствии со ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию.

01.10.2000 истец принята на работу в Детскую музыкальную школу ... (Якутия).

19.07.2001 истец уволена из Детской музыкальной школы ... (Якутия) в соответствии со ст. 31 КЗоТ РФ по собственному желанию.

20.07.2001 истец принята на работу в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Ясногорская детская музыкальная школа ### преподавателем по классу фортепиано.

Согласно ответу администрации Кемеровского муниципального округа Управления культуры, спорта и молодежной политики от 12.10.2022 на основании Распоряжения администрации ... Кемеровской области ### от 26.07.2005 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Ясногорская детская музыкальная школа ###» преобразована в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа ###».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района 20.02.2012 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа ###» преобразовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа ### Кемеровского муниципального района».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района ### от 30.08.2013 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ясногорская детская музыкальная школа Кемеровского муниципального района» 19.02.2014 преобразовано в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа Кемеровского муниципального района».

На основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района ###-п от 14.04.2016 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа Кемеровского муниципального района» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств Кемеровского муниципального района ###».

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями вышеназванных законов и подзаконных актов суд исходит из того, что в специальный стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно не подлежат включению спорные период работы истца, поскольку педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 8 лет 10 месяцев 22 дня по состоянию на 01.01.2001, при требуемом 16 лет 8 месяцев.

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность педагога дополнительного образования во внешкольных учреждениях, Правительство РФ в постановлении от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности при наличии определенных условий. Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей во внешкольных учреждениях. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. На 01.01.2001 стаж работы истца составляет менее 16 лет 8 месяцев.

Доводы истца об осуществлении в спорные периоды педагогической деятельности, соответствии должностных обязанностей истца в указанный период должностным обязанностям преподавателя, фактическом исполнении обязанностей преподавателя, соответствии занимаемой истцом должности и учреждений, в которых истец осуществляла свою трудовую деятельность требованиям Списков, отсутствии его вины в недостоверности сведений индивидуального персонифицированного учета не могут повлечь за собой удовлетворение исковых требований, поскольку основаны на субъективной оценке истца фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

С учетом изложенного, решение пенсионного органа об отказе в назначении истцу страховой пенсии досрочно является законным и обоснованным, а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 12.01.2022 ###, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2001 ░░ 19.07.2001, ░ 20.07.2001 ░░ 30.06.2011, ░ 01.01.2012 ░░ 17.10.2013, ░ 01.03.2014 ░░ 31.12.2021, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 11.11.2021 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.04.2023.

░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░


Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-143/2023 (2-3978/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Наталья Валерьевна
Ответчики
ГУ - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу
Другие
МБУ ДО Школа № 70
Суд
Центральный районный суд г. Кемерово
Судья
Шурхай Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
centralniy.kmr.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2022Подготовка дела (собеседование)
31.08.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.09.2022Предварительное судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
19.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.12.2022Предварительное судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
07.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.02.2023Предварительное судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее