№ 2-83/2023
67RS0003-01-2022-002507-55
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2024 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в
составе:
председательствующего Шитиковой Т.М.,
судей Шиловой И.С., Коженовой Т.В.,
при помощнике судьи Иваничкиной В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 15 сентября 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя Правительства Смоленской области Лавриненковой М.А., поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Москвичевой Е.В., истцов Солдатенковой Н.И., Васильева М.Д., Кулагина А.В., Сазоненкова А.В., Ефремова С.В., Слабышева А.А. на жалобу, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Толмачева Сергея Петровича, Комисарика Александра Васильевича, Солдатенковой Нины Ивановны, Слабышева Андрея Александровича, Васильева Михаила Дмитриевича, Кулагина Андрея Витальевича, Сазоненкова Александра Владимировича, Ефремова Сергея Владимировича обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» (далее – МУП «Дормостстрой», после переименования с 01.01.2023 – смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Дормостстрой», далее - СОГБУ «Дормостстрой», после завершения реорганизации с 16.06.2023 - смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СмоленскАвтодор», далее - СОГБУ «СмоленскАвтодор», Учреждение), Администрации г. Смоленска, ГУ – Смоленскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании заработной платы.
В обоснование исковых требований указал, что Толмачев С.П. осуществлял трудовую деятельность в названном учреждении в должности машиниста мотокатка 6 разряда с 01.01.2017 по 01.02.2021, заработная плата ему была установлена в виде оклада в размере 17360 руб., ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 300 руб.; Солдатенкова Н.И. осуществляет трудовую деятельность в должности мастера асфальтобетонного завода с 01.01.2017 по настоящее время, заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 10 999 руб., ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 10 679 руб.; Слабышев А.А. осуществляет трудовую деятельность в должности дорожного рабочего с 21.02.2019 по настоящее время, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 13 091руб., ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 5154 руб.; Васильев М.Д. осуществляет трудовую деятельность в должности машиниста дорожно-транспортных машин 6 разряда с 01.01.2017 по настоящее время, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 17881 руб., ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 9 356 руб.; Кулагин А.В. осуществляет трудовую деятельность в должности водителя КАМАЗа с 21.05.2018 по настоящее время, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 16178 руб.; Сазоненков А.В. осуществляет трудовую деятельность в должности дорожного рабочего 3 разряда с 04.04.2017 по настоящее время, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 12710 руб., ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 5 154 руб.; Ефремов С.В. осуществляет трудовую деятельность в должности автоэлектрика 6 разряда с 01.01.2017 по настоящее время, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 17 881 руб.; Комисарик А.В. осуществляет трудовую деятельность в должности начальника службы снабжения с 01.01.2017 по настоящее время, заработная плата ему установлена в виде оклада в размере 10999 руб., надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 10239 руб.
Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Оно регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности МБУ «Дормостстрой не отказывался от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению. Постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением Администрации г. Смоленска от 05.11.2008 № 1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.
Применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности Учреждения – «дорожное хозяйство»; нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 года при регулировании системы оплаты труда в Учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушение ст.ст. 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах, произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.
Сторона истца, уточнив и дополнив требования, просила о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате, рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 в пользу: Солдатенковой Н.И. в размере 337287,92 руб.; Слабышева А.А. в размере 133038,21 руб.; Васильева М.Д. в размере 241954,91 руб.; Кулагина А.В. в размере 385455,92 руб.; Сазоненкова А.В. в размере 117173,32 руб.; Ефремова С.В. в размере 279679,03 руб.; Комисарика А.В. в размере 286585,53 руб.; за период с 01.01.2020 по 21.02.2021 в пользу Толмачева С.П. в размере 134505,22 руб., а также денежные средства в счет компенсации за задержку выплаты заработной платы по ст. 236 ТК РФ в пользу Комисарика А.В. в размере 105672,60 руб. за период с 16.04.2021 по 14.09.2023, в пользу Солдатенковой Н.И. в размере 117316,71 руб. за период с 16.04.2021 по 14.09.2023, в пользу Сазоненкова А.В. в размере 39131,22 руб. за период с 16.04.2021 по 14.09.2023, в пользу Кулагина А.В. в размере 136108,59 руб. за период с 16.04.2021 по 14.09.2023, в пользу Васильева М.Д. в размере 81391,19 руб. за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 и по фактическое исполнение решения суда, компенсацию морального вреда в пользу каждого из истцов в размере 50000 руб., с возложением на Администрацию Смоленской области по выделению СОГБУ «Смоленскавтодор» денежных средствах для произведения выплат.
Истцы Ефремов С.В., Сазоненков А.В., Солдатенкова Н.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель истцов – помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Поваренкова С.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы Толмачев С.П., Комисарик А.В., Солдатенкова Н.И., Слабышев А.А., Васильев М.Д., Кулагин А.В., Сазоненков А.В., Ефремов С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика СОГБУ «Смоленскавтодор» Ярмак С.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, поддержала ранее представленные возражения, полагала, что правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
Ответчик Администрация г. Смоленска явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Ответчик Администрация Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика указывал, что в настоящее время учредителем СОГБУ «Дормострой» является администрация Смоленской области, которая и финансирует деятельность данного учреждения дорожного хозяйства, осуществляя начисление и выплату заработной платы работникам СОГБУ в соответствии с измененным 21.12.2022 постановлением Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «Дормострой». Вместе с тем, вышеизложенные изменения имели место с 01.01.2023, в силу чего, исполнение каких бы то ни было финансовых обязательств Учреждения, возникших за период 2020-2022 годы, ни при каких обстоятельствах не может быть возложено на администрацию Смоленской области, которая является ненадлежащим ответчиком по данному спору.
Ответчики ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту бюджета и финансов Смоленской области, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 15 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено взыскать с СОГБУ «Смоленскавтодор»: в пользу Солдатенковой Нины Ивановны недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 337287 руб. 92 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 в размере 117316 руб. 71 коп., а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 15.09.2023 по день фактического расчета включительно,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 11697,04 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 16942,80 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 16449,37 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере 14823,70 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 14701,53 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 17083,65 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 19300,70 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 12714,97 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 16886,72 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 16688,40 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за январь 2022 г. в размере 16932,41 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за февраль 2022 г. в размере 19670,64 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 20130,85 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 20607,58 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 19638,53 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 20025,61 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 20323,44 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2022 г. в размере 22555,44 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2022 г. в размере 20114,54 руб.;
в пользу Комисарика Александра Васильевича недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 286585 руб. 53 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 в размере 105672 руб. 60 коп., а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 15.09.2023 по день фактического расчета включительно,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 14412,71 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 16352,23 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 17028,32 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере 17616,55 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 7120,64 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 3792,82 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 16981,97 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 16688,40 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 16688,40 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 18156,24 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за январь 2022 г. в размере 22338,18 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за февраль 2022 г. в размере 19455,30 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 18759,99 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 19455,30 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 19 455,30 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 40616,50 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 1666,68 руб.;
в пользу Сазоненкова Александра Владимировича недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 117173 руб. 32 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 в размере 39131 руб. 22 коп., а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 15.09.2023 по день фактического расчета включительно,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 3076,83 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 4791,45 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 6594,12 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере 4172,01 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 4860,94 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 6748,35 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 6654,75 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 7128,88 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 6884,80 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 3671,52 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за январь 2021 г. в размере 4262,08 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за февраль 2022 г. в размере 224,34 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 5813,54 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 8610,97 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 4133,75 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 5 130 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 10414,90 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2022 г. в размере 12411,66 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2022 г. в размере 11588,43 руб.;
в пользу Кулагина Андрея Витальевича (паспорт 6613 708857) недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 385455 руб. 92 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 в размере 136108 руб. 59 коп., а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 15.09.2023 по день фактического расчета включительно,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 16368,88 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 18280,45 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 23967,90 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере 17338,69 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 17103,90 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 18951,36 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 18275,95 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 15649,92 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 21148,05 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 17580,66 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за январь 2021 г. в размере 43332,39 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 22975,13 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 18069,66 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 17969,39 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 25997,05 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 26770,49 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2022 г. в размере 22734,15 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2022 г. в размере 22941,90 руб.
в пользу Васильева Михаила Дмитриевича недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 241954 руб. 91 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 в размере 81391 руб. 19 коп., а также проценты (компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начиная с 15.09.2023 по день фактического расчета включительно,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2021 г. в размере 8087,94 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2021 г. в размере 10404,58 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2021 г. в размере 10388,30 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2021 г. в размере 9144,49 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2021 г. в размере 9695,96 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2021 г. в размере 10280,55 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2021 г. в размере 10885,12 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за октябрь 2021 г. в размере 3885,20 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за ноябрь 2021 г. в размере 12341,25 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за декабрь 2021 г. в размере 12241,83 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за январь 2021 г. в размере 18481,41 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за февраль 2022 г. в размере 15590,89 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за март 2022 г. в размере 13036,02 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за апрель 2022 г. в размере 13468,83 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за май 2022 г. в размере 14494,61 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июнь 2022 г. в размере 19881,44 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за июль 2022 г. в размере 13071,01 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за август 2022 г. в размере 20332,24 руб.,
- начисляемые на сумму задолженности за сентябрь 2022 г. в размере 16243,24 руб.
в пользу Ефремова Сергея Владимировича недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 279679 руб. 03 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.;
в пользу Слабышева Андрея Александровича (паспорт 6601 471446) недополученную работником за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 заработную плату, исчисленную без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 133038 руб. 21 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
В апелляционной жалобе Правительство Смоленской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что Соглашение не может применяться к трудовым отношениям между работниками и МБУ «Дормостстрой». Не согласившись с принципом установления судом факта и размера недополученной заработной платы, указывает, что в расчете применена примерная тарифная сетка (приложение № 1 Соглашения), которая является обязательной только для Федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства. Отсутствуют основания для удовлетворения иска о взыскании недоначисленной заработной платы с применением квалификационного разряда, тарифной сетки и тарифных коэффициентов, установленных Федеральным отраслевым соглашением.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, на основании трудового договора № 95 от 01.01.2017 истец Толмачев С.П. принят в МБУ «Дормостстрой» на должность машиниста мотокатка 06 разряда участка механизации, с оплатой по часовому тарифу 99,24 руб. Дополнительным соглашением от 01.01.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в соответствии со штатным расписанием в размере 17 360 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели в работе в размере 300 руб. Трудовой договор расторгнут с работником Толмачевым С.П. по инициативе работника в связи с выходом на пенсию 01.02.2021 ( том 1, л.д. 12-13).
На основании трудового договора № 83 от 01.01.2017 истец Солдатенкова Н.М. принята в МБУ «Дормостстрой» на должность мастера асфальтобетонного завода в структурное подразделение асфальтобетонный завод с оплатой труда в форме оклада 25000 руб. Дополнительным соглашением от 01.01.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 10 679 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 10 679 руб. Дополнительным соглашением от 01.10.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 10 999 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 10679 руб. ( том 2, л.д. 12-13).
На основании трудового договора № 4 от 21.02.2019 истец Слабышев А.А. принят в МБУ «Дормостстрой» на должность дорожного рабочего 03 разряда на участок по ремонту автомобильных дорог с оплатой по часовому тарифу 105,62 руб., процентной надбавки за вредность – 4%. Дополнительным соглашением от 01.01.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 12 710 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 5 154 руб. Дополнительным соглашением от 01.10.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 13 091 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 5 154 руб. ( том 3, л.д. 12-15).
На основании трудового договора № 21 от 01.01.2017 истец Васильев М.Д. принят в МБУ «Дормостстрой» на должность машиниста дорожно-транспортных машин участка механизации с оплатой труда в форме оклада 25000 руб. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.01.2019 таковой дополнен разделом «Условия труда на рабочем месте», согласно которому работник имеет класс (подкласс) условий труда 3.2 (вредные условия труда 2 степени). Дополнительным соглашением от 01.01.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 17 360 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 9356 руб. Дополнительным соглашением от 01.10.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 17 881 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 9356 руб. ( том 4, л.д. 12-16).
На основании трудового договора № 14 от 21.05.2018 истец Кулагин А.В. принят в МБУ «Дормостстрой» на должность водителя КАМАЗ (участок механизации) с оплатой труда по часовому тарифу 93,62 руб. Дополнительным соглашением от 01.01.2020 установлен оклад в размере 15 07 руб. Дополнительным соглашением от 01.10.2020 оклад установлен в размере 16 178 руб. ( том 5, л.д. 12-15).
На основании трудового договора № 125 от 04.04.2017 истец Сазоненков А.В. принят в МБУ «Дормостстрой» на должность дорожного рабочего 03 разряда на участок по содержанию автомобильных дорог с оплатой по часовому тарифу 101,56 руб. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.01.2019 таковой дополнен разделом «Условия труда на рабочем месте», согласно которому работник имеет класс (подкласс) условий труда 3.2 (вредные условия труда 2 степени). Дополнительным соглашением от 01.01.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 12 710 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 5 154 руб. Дополнительным соглашением от 01.10.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 13 091 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 5 154 руб. ( том 6, л.д. 12-15).
На основании трудового договора № 35 от 01.01.2017 истец Ефремов С.В. принят в МБУ «Дормостстрой» на должность автоэлектрика 06 разряда (участок механизации) с оплатой по часовому тарифу 99,24 руб. Дополнительным соглашением от 01.01.2020 оклад установлен в размере 17360 руб. Дополнительным соглашением от 01.10.2020 оклад установлен в размере 17881 руб. ( том 7, л.д. 12-13).
На основании трудового договора № 11 от 21.05.2018 истец Комисарик А.В. принят в МБУ «Дормостстрой» на должность начальника службы снабжения (служба снабжения) с оплатой труда в форме оклада в размере 26 000 руб. Дополнительным соглашением от 01.10.2020 оклад установлен в размере 10679 руб.и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 10 239 руб.Дополнительным соглашением от 01.10.2020 к трудовому договору оплата труда устанавливается в виде оклада в размере 10 999 руб. и ежемесячной надбавки за интенсивность и высокие показатели работы в размере 10 239 руб. ( том 8, л.д. 12-15).
В настоящее время истцы Комисарик А.В., Солдатенкова Н.И., Слабышев А.А., Васильев М.Д., Кулагина А.В., Сазоненков А.В., Ефремов С.В. продолжают осуществлять трудовую деятельность в СОГБУ «Смоленскавтодор» (ранее – МБУ «Дормостстрой»).
Обращаясь в суд с настоящим иском, сторона истца указала, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы.
В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 02.12.2016, Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п. 1.4 Устава).
По сведениям ЕГРЮЛ, основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
В силу положений ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В рассматриваемом случае сторонами не оспаривался тот факт, что МБУ «Дормостстрой» относится к Учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства.
Положением об оплате труда административно-управленческого, вспомогательного персонала и рабочих работников МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм., предусмотрено, что система оплаты труда работников учреждения, включающая в себя размеры должностных окладов, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
Пунктом 1.6 Положения определено, что оплата труда работников Учреждения осуществляется на основе должностных окладов, рассчитанных в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. Размеры должностных окладов работников устанавливаются согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
Работникам учреждения могут устанавливаться выплаты компенсационного и стимулирующего характера (п.1.7).
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11.12.2019.
Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и обоснованно признал, что положения этого Отраслевого соглашения распространяются на работников Учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
Так, Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - ТК РФ).
В силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (ч. 4 ст. 45 ТК РФ).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением (ч. 1 ст. 48 ТК РФ).
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ч. 2 ст. 48 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (ч. 3 ст. 48 ТК РФ).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (ч. 6 ст. 48 ТК РФ).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (ч. 7 ст. 48 ТК РФ).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (ч. 8 ст. 48 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (ч. 9 ст. 48 ТК РФ).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Частью 5 ст. 135 ТК РФ предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ч. 1 ст. 143 ТК РФ).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (ч. 2 ст. 143 ТК РФ).
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (ч. 9 ст. 143 ТК РФ).
Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.
Таким соглашением является 11.12.2019 подписанное, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрированное (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Росавтодором, Союзом работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" 11.12.2019.
Сторонами Соглашения являются:
работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза; работодатели в лице их представителей:
Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союз работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей "АСПОР", и уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени);
Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение Соглашения от их имени).
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно (п.п.1.2, 1.3 Отраслевого соглашения).
Оценивая положения данного Отраслевого соглашения, суд пришел к выводу об отнесении его к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", выступающего со стороны работодателей.
Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.
Согласно Уставу Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».
Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.
Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (протокол ЛЗ 39 от 05.06.2019) Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».
Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении Отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Судом установлено также, что Письмом Минтруда России от 11.03.2020 N 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020, регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
06.04.2021 Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 08.04.2021 предложено предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.
МБУ «Дормостстрой» 08.04.2021 направило соответствующую информацию, в частности, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 года, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся Учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г.Смоленска от 01.11.2018 № 2981-адм, составляет 108 086 189 руб. 28 коп., в том числе ФОТ работников учреждения – 83 015 506 руб. 36 коп., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25 070 682 руб. 92 коп.
При таком положении, суд правомерно признал, что Администрация г. Смоленска (в настоящее время – Правительство Смоленской области), как и работодатель, надлежаще информированы о принятии Отраслевого соглашения и поскольку ими не направлен мотивированный отказ от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это Отраслевое соглашение распространяется на ответчиков и является для них обязательным, однако его условия работодателем не исполнялись.
Данный вывод достаточно обоснован в решении, подтвержден материалами дела и согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 13.03.2023 № 32-КГПР22-9-К1, от 22.05.2023 № 32-КГПР23-4-К1.
Разрешая требования о взыскании в пользу истцов недополученной за период действия Соглашения заработной платы, суд проанализировал положения названного Соглашения в сравнении с примененным в спорный период механизмом оплаты труда работников Учреждения и, проверив представленные суду работодателем расчеты недополученного истцами заработка, правомерно взыскал с Учреждения недополученную заработную плату в пользу:
Солдатенковой Н.И. (мастер асфальтобетонного завода) за период с 01.03.2021 по 21.09.2021 - 337287 руб. 92 коп.,
Слабышева А.А. (дорожный рабочий 3 разряда) за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 - 133038 руб. 21 коп.,
Васильева М.Д. (машинист дорожно-транспортных машин 6 разряда) за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 - 241954 руб. 91 коп.,
Кулагина А.В. (водитель КАМАЗ) за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 -385455 руб. 92 коп.,
Сазоненкова А.В. (дорожный рабочий 3 разряда) за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 - 117173,32 руб.,
Ефремова С.В. (автоэлектрик 6 разряда) за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 - 279679 руб. 03 коп.,
Комисарика А.В. (механик по выпуску машин и механизмов) за период с 01.03.2021 по 30.09.2022 - 286585 руб. 53 коп.
Суд указал, что требования Толмачева С.П. о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока обращения в суд.
Следует принять во внимание также, что оплата труда рабочих МБУ осуществлялась и не в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 г.г., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «Дормостстрой», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая названным Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 года не начислялась, рекомендованные к применению межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались и оплата по ним не производилась.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 21.02.2023 № 363-р/адм реорганизовано СОГБУ «СмоленскАвтодор» в форме присоединения к нему СОГБУ «Дормостстрой», сохранив наименование и основные цели деятельности Учреждения.
16.06.2023 прекращено юридическое лицо СОГБУ «Дормостстрой» путем реорганизации в форме присоединения.
Указание в апелляционной жалобе ответчика на неправильность произведенного судом расчета недополученного истцами заработка не может быть принято во внимание, поскольку оно ничем не подтверждено и контррасчет Администрацией г. Смоленска и Правительством Смоленской области не представлен ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции. Поскольку Ответчики не предприняли мер по установлению размеров минимальных тарифных ставок (окладов), а также тарифных коэффициентов, суд обоснованно посчитал необходимым применить Отраслевую тарифную сетку являющуюся приложением № 1 к Отраслевому соглашению.
Поэтому доводы ответчика о несогласии с произведенным расчетом с указанием на то, что в расчете применена примерная тарифная сетка (приложение № 1 к Соглашения), которая является обязательной только для Федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, не могут быть приняты во внимание.
В силу приведенного правового регулирования отношений, связанных с оплатой труда работника, заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая разрабатывается на основе требований трудового законодательства и должна гарантировать работнику определение размера его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев. Следовательно, установление работодателем работнику заработной платы, включая размер тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, не может носить произвольный характер и определяться работодателем по своему усмотрению, то есть без учета регулирующих трудовые отношения норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также заключенных полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства коллективных договоров, соглашений, а в данном случае без учета Отраслевого соглашения. Работник является экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении и находится от работодателя не только в материальной, но и в организационной зависимости, в связи с чем лишен возможности формулировать условия заключаемого с ним трудового договора по своему усмотрению.
Нельзя согласиться и с позицией представителя ответчика, выраженной в суде апелляционной инстанции, о неверном расчете взысканных судом сумм задолженности со ссылкой на утвержденные работодателем приказом от 01.10.2022 изменения в штатное расписание, в соответствии с которыми истцам установлены иные должностные оклады, присвоены межуровневые коэффициенты с шагом 0,2, что не было предметом исследования суда первой инстанции.
По мнению судебной коллегии, эти обстоятельства не относятся к спорному периоду (с 01.03.2021 по 30.09.2022), поэтому не имеют юридического значения. При определении за указанный период размера задолженности по заработной плате, подлежащей взысканию в пользу истцов, суд обоснованно с учетом заявленных исковых требований исходил из условий Отраслевого соглашения, предусматривающего тарифную сетку (Приложение № 1) по оплате труда работников, учитывая, что работодатель на момент разрешения спора не принял мер по установлению размеров минимальных тарифных ставок и тарифных коэффициентов.
При изложенных обстоятельствах суд законно признал факт нарушения трудовых прав работников и, руководствуясь ст. 237 ТК РФ, ст. 1101 ГК РФ, с учетом характера причиненных физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, взыскал в пользу каждого из истцов денежную компенсацию морального вреда в сумме по 5 000 руб. каждому.
Разрешая требование Солдатенковой Н.И., Комисарика А.В., Сазоненкова А.В., Кулагина А.В. в размере, Васильева М.Д. о взыскании с СОГБУ «Дормостстрой» компенсации за задержку выплаты заработной платы, руководствуясь положениями ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, правомерно взыскал с Учреждения денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период с 16.04.2021 по 14.09.2023 в пользу: Солдатенковой Н.И. в размере 117316 руб. 71 коп., Комисарика А.В. в размере 105672 руб. 60 коп., Сазоненкова А.В. в размере 39131 руб. 22 коп., Кулагина А.В. в размере 136108 руб. 59 коп., Васильева М.Д. в размере 81391 руб. 19 коп., а также в пользу данных истцов проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм заработной платы за каждый день задержки, начисляемые с 15.09.2023 по день фактического расчета
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ полностью соответствует требованиям данной нормы, основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 15 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.01.2024.