Решение от 02.10.2020 по делу № 2а-1315/2020 от 06.04.2020

Дело № 2а-1315/2020 (43RS0003-01-2020-001302-67)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров                              02 октября 2020 года

Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Бармина Д.Ю., при секретаре Кукреш Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Пегас» к администрации г. Кирова о признании нормативного правового акта не действующим,

УСТАНОВИЛ:

Постановление администрации города Кирова от {Дата} N {Номер} утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с {Дата} по {Дата} (далее – Схема на {Дата} годы). Постановление опубликовано в издании «Наш Город. Газета муниципального образования «Город Киров», N {Дата} {Дата}.

ООО «Пегас» обратилось в суд с административным иском к администрации г. Кирова о признании нормативного правового акта не действующим. В обоснование требований указало, что постановлением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Киров» на период с {Дата} по {Дата}. Между территориальным управлением администрации {Адрес} и ООО «Пегас» заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории МО «Город Киров» (без проведения аукциона на новый срок) {Номер} от {Дата}, расположенного по адресу: {Адрес}, {Адрес}, у {Адрес}, сроком по {Дата}. Нестационарный торговый объект указан под номером {Номер} для реализации продовольственных товаров. Постановлением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Киров» на период с {Дата} по {Дата}, которым указанное постановление администрации г. Кирова признано утратившим силу с {Дата}, а объект, принадлежащий ООО «Пегас», в новую схему не включен, что является нарушением требований действующего законодательства регламентирующего торговую деятельность и ограничивает конкуренцию. Для ООО «Пегас» розничная торговля продуктами питания в специализированных магазинах относится к основному виду деятельности. В результате принятия ответчиком указанного постановления ООО «Пегас» лишается возможности заключения договора на осуществление торговой деятельности в нестационарном торговом объекте. Распоряжением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер} истцу отказано в предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на новый срок.

Просит с учетом представленных уточненных требований признать не действующим (незаконным) постановление администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Киров» на период с {Дата} по {Дата}» в части не включения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: {Адрес} {Адрес}, учетный номер {Номер}, с момента его принятия.

Представитель административного истца ООО «Пегас» по доверенности Посаженников С.В. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал. Пояснил, что спорный стационарный торговый объект находится на земельном участке более 10 лет. На момент вынесения оспариваемого постановления нарушений пожарной безопасности в деятельности ООО «Пегас» выявлено не было, предостережения в адрес хозяйствующего субъекта не поступало. Из вынесенного органом пожарного надзора предостережения невозможно установить, что нарушения выявлены именно в деятельности объекта, принадлежащего ООО «Пегас».

Представитель административного ответчика администрации г. Кирова по доверенности Фетисова Т.А. в судебном заседании уточненные исковые требования не признала. Пояснила, что администрация г. Кирова не ограничивает предпринимательскую деятельность. Истцу разъяснялось, что он может обратиться с заявлением о предоставлении ему нового места. Эта процедура носит заявительный характер. Оспариваемое постановление законно и обосновано. В материалах дела есть доказательства проведенной работы территориальным управлением. Установлено, что отсутствует адрес {Адрес}, поэтому в федеральной информационной системе адресов указан только объект и присвоен адрес: Октябрьский проспект {Адрес}. В предостережении МЧС указан адрес {Адрес} {Адрес}. По данному адресу отсутствуют нестационарные торговые объекты, которые занимаются торговлей продовольственными товарами. Предпринимателем не были совершены действия для включения в схему, заявлений не поступало.

Заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к следующему.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1 - 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В соответствии с п. 23 ч. 6 ст. 29 Устава муниципального образования «Город Киров», утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 N 42/19 (далее – Устав) администрация города обладает компетенцией по разработке и утверждению схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров».

Систему муниципальных правовых актов в муниципальном образовании образуют, в том числе, постановления администрации города (п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава).

В силу п. 2.1 приказа министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 № 117 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов» (далее - Порядок) схема разрабатывается органами местного самоуправления с учетом необходимости развития конкуренции и обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Таким образом, Схема на {Дата} годы утверждена администрацией г. Кирова в пределах имеющихся полномочий, процедура принятия, порядок её опубликования соблюдены.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением истец считает действия администрации г. Кирова по не включению нестационарного торгового объекта в Схему незаконными, противоречащими действующему законодательству, в том числе антимонопольному, нарушающими права ООО «Пегас» на ведение предпринимательской деятельности.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что {Дата} администрацией г. Кирова принято постановление {Номер}-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с {Дата} по {Дата}. Нестационарный торговый объект, принадлежащий ООО «Пегас», указан под {Номер}.

{Дата} между администрацией муниципального образования «Город Киров» в лице территориального управления по Октябрьскому району (администратор) и ООО «Пегас» (предприниматель) заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «Город Киров» по условиям которого администратор предоставляет предпринимателю право разместить торговый объект по адресу: {Адрес}, {Адрес}, у {Адрес}; вид объекта: торговый павильон; специализация: продовольственные товары; площадь: (Данные деперсонифицированы) кв.м. Срок действия договора определен с {Дата} по {Дата}, а в части исполнения обязательств по оплате – до момента исполнения таких обязательств.

Распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальником территориального управления по Октябрьскому району, ООО «Пегас» на период действия схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров», утвержденной постановлением администрации г. Кирова от {Дата} {Номер}-п, предоставлено право на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона на новый срок.

Администрацией г. Кирова {Дата} утверждена Схема на {Дата} годы, в которую нестационарный торговый объект ООО «Пегас» не включен.

Проверяя соответствие части оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как указывалось ранее, порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Законом Кировской области от 23.07.2010 N 544-ЗО «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования торговой деятельности на территории Кировской области» приказом министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области от 20.09.2019 N 117 утвержден Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Кировской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее – Порядок).

В соответствии с п.п. 2.2, 2.3.3 Порядка при разработке схемы орган местного самоуправления должен учитывать требования законодательства о пожарной безопасности; нестационарные торговые объекты должны размещаться с соблюдением пожарных требований.

Аналогичные положения содержат п. 1.5.3, п. 1.8.5 постановления администрации г. Кирова от 09.01.2014 № 22-П «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» (далее – Постановление № 22-П).

Подготовка схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществляется на основании результатов инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения; краткого анализа и характеристики текущего состояния развития инфраструктуры розничной торговли; оценки достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения; иных информационно-аналитических материалов, характеризующих развитие и потребность территории в размещении объектов нестационарной торговой сети (п. 1.11 Постановления № 22-п).

Во исполнение требований Постановления № 22-п администрацией города Кирова 12,02.2019 принято постановление № 329-п «О разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Киров» на период с {Дата} по {Дата}» (далее - Постановление {Номер}-п), в соответствии с которым отраслевым и территориальным органам администрации города Кирова поручено обеспечить разработку Схемы на {Дата} годы в соответствии с Постановлением № 22-п

Кроме того, территориальным управлениям администрации города Кирова по Ленинскому, Октябрьскому, Первомайскому и Нововятскому районам поручено в срок до {Дата} провести инвентаризацию нестационарных торговых объектов и мест их фактического размещения, в срок до {Дата} представить проекты схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов должны учитываться нормы законодательства о пожарной безопасности, которые устанавливаются по результатам инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения.

Во исполнение данных поручений территориальным управлением администрации г. Кирова по Октябрьскому району проведена инвентаризация мест размещения нестационарных торговых объектов. В рамках проведенной инвентаризации сотрудниками территориального управления составлен акт обследования от {Дата}, в котором указано, что нестационарный торговый объект, принадлежащий ООО «Пегас», размещен на расстоянии менее 15 м. (а именно (Данные деперсонифицированы) м.) до стены многоквартирного жилого дома, что является нарушением требований п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, введенных в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Указанный вывод сделан с учетом разъяснений, данных ОНДПР г. Кирова ГУ МЧС России по Кировской области, отраженных в письме от {Дата} {Номер}, и подтвержден предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований от {Дата} {Номер}, выданным отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Кирова ГУ МЧС России по Кировской области.

Нарушения правил пожарной безопасности при размещении нестационарного торгового объекта явились основанием по не включению спорного объекта в Схему на {Дата} годы.

При этом суд учитывает, что не включение функционирующего торгового павильона ООО «Пегас» в Схему на {Дата} годы возможно только при таком нарушении действующих норм и правил противопожарной безопасности, при котором соблюдение этих норм и правил становится невозможным (то есть нарушения являются неустранимыми), что исключает саму возможность реализации административным истцом ранее возникшего права на размещение нестационарного торгового объекта на предусмотренном схемой торговом месте.

Согласно п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» (действующему на момент принятия оспариваемого постановления) временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 м. от других зданий и сооружений или у противопожарных стен.

В настоящее время действует и применяется приказ МЧС России от 24.04.2013 № 288 (ред. от 14.02.2020) «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»), в соответствии с п. 4.15 которого расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до временных строений (мобильные сборно/разборные сооружения, ангары и постройки для осуществления строительства, реконструкции или ремонта и т.п.) должны составлять также не менее 15 м.

Одновременно в этом же пункте свода правил указано, что расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных, временных сооружений (построек) не нормируется при применении противопожарных стен в соответствии с пунктом 4.11.

В судебном заседании был допрошен специалист ОНДПР г. Кирова - государственный инспектор г. Кирова по пожарному надзору Смертин Д.С. Специалист пояснил, что спорный объект расположен на рассмотрении (Данные деперсонифицированы) м. от жилого дома. На момент проведения проверки минимальное расстояние до жилого дома должно было составлять 15 метров. В настоящее время эта норма отменена. Минимальное расстояние может быть от 6 м до 15 м – это зависит от конструктивных особенностей и материалов объекта. Если объект выполнен из горючих материалов, то расстояние должно составлять 15 метров, если кирпичное здание - 8 метров. Существует понятие противопожарная стена – стена без окон, дверных проемов соответствующей толщины и материалов. Если бы спорный объект располагался у противопожарной стены, то расстояние можно было бы уменьшить на 20 %.

Следовательно, выявленные нарушения, как на момент принятия постановления, так и в настоящее время, являются неустранимыми, минимальное расстояние не будет соблюдено.

Таким образом, результаты проведенной инвентаризации свидетельствуют о наличии нарушений противопожарных норм, препятствующих эксплуатации спорного нестационарного торгового объекта.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у администрации г. Кирова имелись основания для не включения спорного нестационарного торгового объекта в Схему на {Дата} годы.

Доводы представителя истца о том, что нестационарный торговый объект ООО «Пегас» находится по другому адресу, не указанному в предостережении, судом отклоняются.

Из материалов дела видно, что отнесение указанного объекта к адресу: {Адрес}, {Адрес} является исторически сложившимся фактом, поскольку в {Дата} году администрацией г. Кирова данный объект обозначался как торгово-остановочный павильон по {Адрес}, что подтверждает муниципальным аттестатом {Номер}. В настоящее время, согласно Федеральной информационной адресной системе, многоквартирный дом имеет адрес: {Адрес}.

На основании изложенного суд отказывает ООО «Пегас» в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░» ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░         /░░░░░░░/     ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.10.2020

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1315/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор г. Кирова
ООО "Пегас"
Ответчики
Администрация г. Кирова
Другие
Посаженников Сергей Вадимович
Суд
Первомайский районный суд г. Кирова
Судья
Бармин Д.Ю.
Дело на сайте суда
pervomaysky.kir.sudrf.ru
06.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2020Судебное заседание
09.09.2020Производство по делу возобновлено
28.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.10.2020Судебное заседание
02.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее