Решение по делу № 2-2663/2024 от 03.06.2024

К делу № 2-2663/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 сентября 2024 года г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Хуаде А.Х.,

при секретаре судебного заседания Чеужевой Т.А.,

с участием заместителя военного прокурора Майкопского гарнизона Сурина А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 13714 о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Майкопского гарнизона обратился в Майкопский городской суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, войсковой части о возложении обязанности. В обосновании указано, что проведенной проверкой в октябре-ноябре 2018 г. в войсковой части 13714 специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) рабочему месту санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части (номер рабочего места № СОУТ) присвоен подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени).

Рабочее место санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части 13714 (номер рабочего места № СОУТ) отнесено к подклассу 3.1 (вредные условия труда 1 степени) СОУТ в отношении указанного рабочего места должна проводится не реже чем один раз в пять лет.

Вместе с тем работодателем в лице войсковой части и Министерством обороны Российской Федерации до настоящего времени не выполнены обязанности по организации и финансированию СОУТ рабочего места санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части (номер рабочего места № СОУТ).

Учитывая изложенное бездействие войсковой части и Министерства обороны Российской Федерации влечет нарушение неопределенного круга лиц, которые могут осуществлять трудовые функции на рабочем месте санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части (номер рабочего места № СОУТ).

Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации и войсковую часть 13714 провести специальную оценку условий труда рабочего места санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части 13714.

В судебном заседании зам.военного прокурора Майкопского гарнизона Сурин А.Б. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания, представил письменные возражения, которым просил отказать в удовлетворении иска, указав, что соответствии с ФЗ от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" функции по проведению специальной оценке условий труда не свойственны учреждениям, выступающим в качестве ответчиков по делу. Статьей 19 ФЗ от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ определены требования к организации, проводящей специальную оценку условий труда. Министерство обороны Российской Федерации, войсковая часть 13714, исходя из своих целей, задач и видов деятельности, не являются организациями, проводящими специальную оценку условий труда, и не отвечают требованиям, предъявляемым к таким специализированным организациям, - они не имеют экспертов и их уставами определены иные, отличные цели и задачи. Вместе с тем, в соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», работодателем гражданского персонала войсковой части 13714 является командир данной воинской части. Кроме того указал, что воинской частью подана заявка установленным порядком на выделение лимитов бюджетных средств. Таким образом, со стороны командира войсковой части 13714 выполнены все необходимые мероприятия по организации специальной оценки условий труда, заключающиеся в направлении заявки на выделение лимитов. При этом, при получении лимитов денежных средств, направляемых Министерством обороны Российской Федерации на проведение специальной оценки труда, на федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» в соответствии с приказом командующего войсками Южного военного округа от 16 октября 2015 г. № 571. возлагается лишь задача по размещению на электронных площадках сведений о проводимых закупках, а также помощь в заключении государственною контракта на проведение мероприятий, связанных с осуществлением специальной оценки условий труда.

Представитель ответчика войсковой части , в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания, представил письменные возражения, которым просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что войсковая часть не является юридическим лицом и не имеет своего финансового органа, не может заключить гражданско-правовой договор с организацией, проводящий СОУТ и осуществить финансирование это экспертной организации. Также указали, что командованием войсковой части неоднократно, направлялись запросы о выделении бюджетных средств и включении в Госконтракт войсковую часть . для проведения специальной оценки условий труда, начальнику штаба 49 ОA (исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что командованием войсковой части были выполнены условия для проведения специальной оценки условий труда.

Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований 49-ая общевойсковая армия, Южный военный округ в судебное заседание не явились, надлежаще уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания, об уважительности причин неявки суд не уведомили. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, выслушав доводы военного прокурора Майкопского гарнизона, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в Силу иных обстоятельств нарушение может приобрести особое общественное значение.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ст. 8).

В силу ч. 2 ст. 4 указанного Закона работодатель обязан обеспечить проведение внеплановой специальной оценки условий труда, в случае получения им предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона.

Из положений ст. 3 и ст. 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон) следует, что СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Результаты проведения СОУТ применяются, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; управления профессиональными рисками.

Абзацами первым и восьмым приказа Минобороны России от 29.12.2012 N 3910 установлено, что командиры воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников подчинённых воинских частей, в соответствии со статьей 20 ТК РФ.

Таким образом, на войсковую часть 13714 как работодателя законом возложена обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах гражданского персонала, в том числе медицинских работников.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, военной прокуратурой Майкопского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части законодательства о трудовых правах граждан.

Установлено, что по результатам проведенной в октябре-ноябре 2018 г. в войсковой части специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) рабочему месту санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части (номер рабочего места А СОУТ) присвоен подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Из положений ч. 4 ст. 8 Федерального закона следует, что СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом. На рабочих местах, указанных в ч. 1 ст. 11 Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 Федерального закона.

Учитывая, что рабочее место санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части 13714 (номер рабочего места А СОУТ) отнесено к подклассу 3.1 (вредные условия труда 1 степени) СОУТ в отношении указанного рабочего места должна проводится не реже чем один раз в пять лет.

Вместе с тем, без проведения специальной оценки условий труда рабочего места невозможно не только надлежащим образом обеспечить безопасные условия и охрану труда, но и оплату труда, что противоречит требованиям ст. ст. 92, 117, 147 ТК РФ. Тем самым нарушается право работника на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, а также льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в иных условиях.

Давая оценку доводам представителя Министерство обороны РФ о незаконности предъявленных требований, т.к. оно не является работодателем по отношению к гражданам, работающим в войсковой части по трудовым договорам, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об обороне» финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется из средств федерального бюджета Российской Федерации путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, которые в дальнейшем распределяются воинским частям/учреждениям.

Вместе с тем работодателем в лице войсковой части и Министерством обороны Российской Федерации до настоящего времени не выполнены обязанности по организации и финансированию СОУТ рабочего места санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части (номер рабочего места А СОУТ).

Учитывая изложенное бездействие войсковой части и Министерства обороны Российской Федерации влечет нарушение неопределенного круга лиц, которые могут осуществлять трудовые функции на рабочем месте санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части (номер рабочего места А СОУТ).

Руководствуясь приведенными выше нормами материального права, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Военного прокурора Майкопского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 13714 о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и войсковую часть 13714 провести специальную оценку условий труда рабочего места санитарки (санитара) медицинского пункта войсковой части 13714.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 13.09.2024 г.

Председательствующий - подпись - А.Х. Хуаде

УИД 01RS0004-01-2024-004564-72

Подлинник находится в материалах дела № 2-2663/2024 в Майкопском городском суде РА

2-2663/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Майкопского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Войсковая часть 13714
Другие
Южный Военный округ
49-ая общевойсковоя армия
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Хуаде Адам Хазретович
Дело на сайте суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2024Передача материалов судье
06.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2024Подготовка дела (собеседование)
02.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2024Судебное заседание
04.09.2024Судебное заседание
13.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее