ПРОХЛАДНЕНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дело № 2-824/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Прохладный |
22 июня 2022 года |
Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе
судьи Бликанова А.В.,
при секретаре Шариповой З.М.
с участием представителя истца – Министерства сельского хозяйства КБР ФИО6, ответчицы ФИО2, ее представителя адвоката ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО2 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства КБР обратилось в Прохладненский районный суд ФИО3 Республики с указанным исковым заявлением, обосновывая требования тем, что по условиям заключенного с ФИО2 соглашения
о предоставлении из республиканского бюджета КБР гранта на поддержку начинающего фермера она получила денежные средства в размере № рублей.
Утверждая, что ФИО2 в нарушение порядка и условий получения грантовой поддержки не исполнила обязательств по осуществлению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства
в течение 5 лет после получения денежных средств, а также по представлению отчетности об их целевом расходовании, Министерство просит взыскать выделенные ей денежные средства.
Представитель истца заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Ответчица ФИО2 и ее представитель, не оспаривая обстоятельств, которыми обоснован иск, вместе с тем, возражали против его удовлетворения.
Изучив доводы искового заявления, выслушав стороны, исследовав материалы дела, Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики приходит
к следующему.
В силу части 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора начинающих фермеров для предоставление гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства между Министерством сельского хозяйства КБР и предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ей как начинающему фермеру гранта в размере № рублей.
По условиям заключенного соглашения ответчица приняла на себя обязательства осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров (пункт 4.3.7),
а также предоставлять в Министерство отчеты о достижении значений показателей результативности по установленной соглашением форме в соответствии с пунктом 4.1.6.1 не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным полугодием (пункт ДД.ММ.ГГГГ.1).
Данные требования в качестве обязательных условий получения грантовой поддержки были также установлены абзацем 14 подпункта «а» пункта 5 и пунктом 38 Правил предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденными Постановлением Правительства ФИО3 Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО2, в нарушение взятых на себя обязательств, прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства до истечения установленного срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Выявив в действиях ответчицы данное нарушение пункта 4.3.7 соглашения
о предоставлении гранта, а также нарушение пункта ДД.ММ.ГГГГ.1 соглашения, выразившееся
в непредоставлении отчетов о достижении значений показателей результативности, Министерство направило в ее адрес уведомление о необходимости ввиду допущенных нарушений возврата предоставленных в виде гранта бюджетных средств.
Поскольку денежные средства ответчицей не возвращены, обстоятельства дела не оспорены, из ее пояснений следует, что полученный грант она не использовала на цели развития своего крестьянского (фермерского) хозяйства и предпринимательскую деятельность фактически не осуществляла, заявленный по делу иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Приведенные ФИО2 в возражении доводы о том, что в результате мошеннических действий третьих лиц она утратила предоставленный ей грант, а потому не имеет обязанности по его возврату, является несостоятельным, поскольку не основан на нормах закона. Данный факт даже и в случае его подтверждения не является, как о том ошибочно утверждает ответчица, обстоятельством непреодолимой силы непредотвратимого характера. Ответчица не лишена возможности требовать возмещения причиненного ей ущерба непосредственно от причинителя такого вреда.
Эти обстоятельства не влияют, вопреки мнению ответчицы, на ее обязанность возвратить государству в соответствии с условиями заключенного соглашения и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации полученные на конкретные цели, однако не использованные по целевому назначению бюджетные средства (определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
№-№ по делу № №).
Поскольку обратившееся с данным иском Министерство сельского хозяйства КБР освобождено от уплаты государственной пошлины по делу, такая государственная пошлина в размере № рублей подлежит взысканию с ответчицы в доход местного бюджета Прохладненского муниципального района КБР.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики
РЕШИЛ:
иск Министерства сельского хозяйства КБР к ФИО2
о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики предоставленные в 2018 году средства гранта на поддержку начинающего фермера в размере № рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета Прохладненского муниципального района КБР государственную пошлину в размере
№ рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Прохладненский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 22 июня 2022 года.
Судья Прохладненского районного суда А.В. Бликанов
Копия верна: судья Прохладненского районного суда А.В. Бликанов