Дело № 2-645/2022
УИД 33RS0011-01-2022-000070-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Ковров 22 апреля 2022 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Овчиниковой М.С., при секретаре Коробковой М.В., с участием ответчика Малышева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове гражданское дело по исковому заявлению Аладьиной С. В. к Малышеву А. А. о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ :
Аладьина С.В. обратилась в суд с иском к Малышеву А.А. о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000,00 рублей. Свои исковые требования мотивировала следующим.
Малышев А.А. совершил хищение, принадлежащих ей денежных средств с банковской карты ПАО «<данные изъяты>» в размере 7000,00рублей, предназначенные для погашения кредитных обязательств. Узнав о краже, она испытала шок, поднялось давление. Для погашения кредита пришлось взять деньги в долг. По истечении трех месяцев Малышев А.А. вернул ей похищенные денежные средства. Полагает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред.
В судебное заседание истец Аладьина С.В. не явилась, о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик Малышев А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что возместил истцу причиненный материальный ущерб.
Изучив материалы дела, выслушав доводы ответчика, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, приговором Октябрьского районного суда <адрес> от <дата>, вступившего в законную силу <дата>, Малышев А.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты>
В силу положений ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором суда установлено, что <дата> около <данные изъяты> в гости к Малышеву А.А. пришла соседка по дому Аладьина С.В., которая оставила на столе сотовый телефон марки « <данные изъяты>», в чехле которого находилась банковская карта ПАО «<данные изъяты>», оформленная на имя Аладьиной С.В. <№>. С целью хищения денежных средств Аладьиной С.В., Малышев А.А. установил на своем телефоне банковское приложение «<данные изъяты>», ввел реквизиты банковской карты и получил пароль-подтверждение, поступивший на телефон потерпевшей. После чего перевел денежные средства в размере 7000,00рублей с банковского счета <№> к которому эмитирована банковская карта, открытая на имя Аладьиной С.В. на банковский счет, к которому эмитирована банковская карта « <данные изъяты>» <№>, открытая на имя Малышева А.А. Действия Малышева А.А. квалифицированы судом как тайное хищение чужого имущества, с причинением значительного ущерба гражданину, с банковского счета. В приговоре суд указал на возмещение Малышевым А.А. Аладьиной С.В. имущественного вреда в полном объеме.
Согласно ст. 151, ст. 1101 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причинных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываются требования разумности и справедливости.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда")
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23 "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу" по смыслу положений пункта 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданский иск о компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) может быть предъявлен по уголовному делу, когда такой вред причинен потерпевшему преступными действиями, нарушающими его личные неимущественные права (например, права на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, авторские и смежные права) либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и др.). Исходя из положений части 1 статьи 44 УПК РФ и статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи гражданский иск о компенсации морального вреда подлежит рассмотрению судом и в случаях, когда в результате преступления, посягающего на чужое имущество или другие материальные блага, вред причиняется также личным неимущественным правам либо принадлежащим потерпевшему нематериальным благам (например, при разбое, краже с незаконным проникновением в жилище, мошенничестве, совершенном с использованием персональных данных лица без его согласия). Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, может быть связан с потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Однако таких обстоятельств по настоящему делу судом не установлено.
Истцом не представлены в обоснование своих выводов доказательства того, что в рамках преступного посягательства объектом являлись не имущественные отношения, а личные неимущественные права или иные нематериальные блага, принадлежащие потерпевшему. В результате преступных действий ответчика нарушены исключительно имущественные права истца.
При этом, Федеральным законом на основании положений ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае прямо не предусмотрена возможность компенсации морального вреда за нарушение имущественных прав, в том числе нарушенных в результате преступления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Аладьиной С. В. к Малышеву А. А. о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.С.Овчинникова
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.