УИД: 36RS0026-01-2019-000928-32
Дело № 2а-642/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С. Репьевка 19 ноября 2019 года
Острогожский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Вискуновой С.В.,
при секретаре Глаголевой Е.С.,
с участием в судебном заседании прокурора Репьевского района Воронежской области Рогатнева А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Репьевского района Воронежской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к Администрации Платавского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Репьевского района Воронежской области обратился в суд с административным иском в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к Администрации Платавского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области о возложении обязанности оформить право собственности, в качестве оснований иска указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Платавского сельского поселения (далее - администрация). Установлено, что в реестре муниципального имущества данного сельского поселения значится три артезианские скважины с тремя башнями Рожновского, которые расположены в <адрес>, а также водопроводная сеть протяженностью 12,8 км. в <адрес>. Указанные объекты коммунального хозяйства предназначены и используются в целях обеспечения водоснабжения населения <адрес>. Однако администрацией государственная регистрация права собственности поселения на эти объекты недвижимости до настоящего времени не произведена, запись в Единый государственный реестр недвижимости не внесена.
17 мая 2019 года прокурором района в целях устранения данного нарушения главе Платавского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства о муниципальной собственности. За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должностное лицо.
По результатам проверки, проведенной в порядке контроля в октябре 2019 года, установлено, что после принятия вышеуказанных мер прокурорского реагирования администрацией какие-либо меры по государственной регистрации права собственности на три артезианские скважины с тремя башнями Рожновского, которые расположены в <адрес>, а также водопроводная сеть протяженностью 12,8 км. в <адрес>, не приняты.
В судебном заседании прокурор Репьевского района Воронежской области Рогатнев А.Е. поддержал заявленные административные исковые требования, просил обязать Администрацию Платавского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области оформить право собственности на три артезианские скважины с тремя башнями Рожновского, которые расположены в <адрес> а также водопроводную сеть протяженностью 12,8 км. в <адрес>.
Представитель административного ответчика администрации Платавского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие, просил установить срок оформления до июля 2020 года.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика администрации Платавского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области.
Выслушав прокурора Репьевского района Воронежской области Рогатнева А.Е., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3, 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется, в том числе, по заявлению правообладателя объекта недвижимости посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В части 6 ст. 1 и ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130, 131 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п.36 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В соответствии со ст. 48 Устава Платавского сельского поселения в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения, имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, работников муниципальных предприятий и учреждений, имущество необходимое для решения вопросов местного значение и другое (л.д.18).
Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на всей территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. Неисполнение требований о государственной регистрации объекта недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования как собственника, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом, может привести к ненадлежащему содержанию источников добычи и подачи подземных вод из строя, тем самым нарушить права граждан, проживающих на территории с. Платава на обеспечение надлежащего водоснабжения. В силу положений ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с ч. 3 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Исходя из содержания ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений Воронежской области по организации водоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Федеральное законодательство в целях сохранности недвижимого имущества, государственного учета объектов недвижимости, совершаемых с ними сделок, установления обременений требует исполнения обязательных для всех лиц на всей территории Российской Федерации положений о государственной регистрации. При этом в силу положений ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В реестре муниципального имущества Осадчевского сельского поселения значатся три артезианские скважины с тремя башнями Рожновского, которые расположены в <адрес>, а также водопроводная сеть протяженностью 12,8 км. в <адрес>. Государственная регистрация права собственности поселения на указанные объекты недвижимости не произведена (л.д.14).
В результате проверки, проведенной в порядке контроля, в октябре 2019 года, установлено, что после принятия вышеуказанных мер прокурорского реагирования администрацией какие-либо меры по государственной регистрации права собственности на три артезианские скважины с тремя башнями Рожновского, которые расположены в <адрес>, а также водопроводную сеть протяженностью 12,8 км. в <адрес>, не приняты, право собственности на данные объекты не зарегистрировано, согласно акта проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Платавского сельского поселения от 30.10.2019 года (л.д.8-9).
Согласно, объяснения главы администрации Платавского сельского поселения ФИО3 от 24 октября 2019 года, установлено, государственная регистрация права собственности не произведена, в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете сельского поселения.
Неисполнение требований о государственной регистрации объектов недвижимого имущества нарушает интересы муниципального образования, которым является вышеуказанное сельское поселение, как собственника, и не позволяет обеспечить законное распоряжение имуществом, может привести к ненадлежащему содержанию источников добычи и подачи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, их выходу из строя, тем самым нарушить права граждан, проживающих на территории с. Платава, на обеспечение надлежащего водоснабжения.
Отсутствие зарегистрированного права не позволяет органу местного самоуправления в полном объеме реализовать комплекс мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего технического состояния объектов водоснабжения и уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушает установленный порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, создает условия для злоупотреблений при его использовании и, как следствие, может привести к его неправомерному завладению третьими лицами, разрушению и т.п.
Это также нарушает права граждан, являющихся водопользователями, проживающих в с. Платава, круг которых постоянно изменяется, поэтому является неопределенным, на получение качественных и безопасных услуг по водоснабжению.
Кроме того, незарегистрированное в установленном законом порядке имущество не может быть передано в пользование хозяйствующим субъектам для обеспечения водоснабжения населения.
Изложенные обстоятельства создают условия для злоупотребления при использовании муниципального имущества, для неправомерного завладения им третьими лицами, что непосредственно затрагивает интересы муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленное в ходе проверки прокурором бездействие администрации, связанное с длительным непринятием мер по государственной регистрации права собственности на объекты водоснабжения, является незаконным.
В связи с этим административный иск прокурора Репьевского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о сроке исполнения требований прокурора, с учетом значительного времени необходимого для оформления всех необходимых документов, суд считает, что срок до 01 июня 2020 года, является разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Репьевского района Воронежской области удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Платавского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области в срок до 01 июня 2020 года оформить право собственности на три артезианские скважины с тремя башнями Рожновского, которые расположены в <адрес> и водопроводную сеть протяженностью 12,8 км. в <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Воронежский областной суд через Острогожский районный суд.
Председательствующий подпись С.В. Вискунова
Мотивированное решение суда составлено 22 ноября 2019 года.