Решение по делу № 2а-1498/2021 от 15.11.2021

дело № 2а-1498/2021

УИД: 27RS0013-01-2021-002613-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,

с участием административного истца Сашкова А.В.,

представителя административных ответчиков и заинтересованного лица Шадриной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сашкова А. В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действия (бездействия), о понуждении к устранению нарушений, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

Сашков А.В. обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с указанным заявлением. Просит признать незаконным и нарушающим его права действия администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении проводным горячим водоснабжением в камере, где он отбывает наказание и в неисполнении решения суда от 24.03.2021, взыскать компенсацию в размере 40000,00 руб.

В обоснование своих требований указал, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 07.10.2017; 24.03.2021 Амурским городским судом Хабаровского края вынесено решение, которым признаны незаконным и нарушающим его права действия (бездействие) администрации указанного исправительного учреждения, выразившиеся в необеспечении проводным горячим водоснабжением в камере, где он отбывает наказание и обязал ответчика устранить допущенное нарушение; 20.07.2021 его перевели из камеры № 64 в камеру № 123, в которой также отсутствует горячая вода по настоящее время; до настоящего времени допущенное нарушение не устранено, проводной горячей воды в камере нет. 14.10.2021 в учреждении подали проводную горячую воду в камеры, но горячая вода не пригодна к употреблению, имеет зловонный запах болота, бензина и тухлых яиц, цвет воды серый ближе к черному.

Указывает, что изложенные нарушения унизили его человеческое достоинство, причинили ему нравственные страдания, он испытал чувства страха, тревоги (л.д.6-7,39).

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, административный ответчик Министерство Финансов Хабаровского края и заинтересованное лицо ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс» (далее – ООО «Шелтэк»), в том числе привлеченные к участию в деле определением суда от 14.12.2021 (л.д.115), в суд своих представителей не направили; их личное участие в судебном разбирательстве не признано судом обязательным, направили письменные возражения по иску (л.д.76-79). В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц.

В соответствии со статьей 43 КАС РФ суд, с согласия административного истца, во время судебного разбирательства по настоящему делу заменил ненадлежащего административного ответчика - министерство финансов Хабаровского края надлежащим – ФСИН России.

В судебном заседании административный истец Сашков А.В., участие которого обеспечено посредством видеоконференцсвязи, административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснил, что в связи с юридической неграмотностью просит заменить ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Он просит признать незаконными действия (бездействие), связанные с необеспечением горячего водоснабжения; понудить обеспечить в камере, где он отбывает наказание, горячее водоснабжение; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, судебные расходы по оплате государственной пошлины, почтовые расходы не просит возмещать. Считает, что взаимоотношения исправительного учреждения с иными лицами не влияют на его права. Просит обязать ответную сторону обеспечить камеру, в которой он отбывает наказание, водонагревательными приборами, указав, что кипятильниками пользуются те осужденные, у кого они имеются.

В судебном заседании представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Шадрина О.В., не согласилась с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в возражениях по иску (л.д.85-86). Дополнительно пояснила, что администрация учреждения делает всё возможное для обеспечения комфортных условий отбывания наказания; за качество поставляемой горячей воды ответственности не несет.

Из письменных возражений ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России следует, что ответная сторона не согласна с требованиями административного истца, указав, что горячее водоснабжение в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых, при помывке административный истец пользуется горячей водой, для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в исправительном учреждении имеется прачечная, в камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Ни одним нормативным актом не установлена обязанность обеспечения осужденных горячей водой в камере.

В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правил проектирования, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, введенного в действие с 21.04.2018 (далее - Свод Правил 308.1325800.2017), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и пожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СГ1 32.13330. СП 118.13330. а так же других действующих нормативных документов. Согласно п. 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения. Согласно пункту 1.1 Инструкции СП 17-02, содержащиеся в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Согласно п. 20.5 Инструкции СП 17-02 при реконструкции или перепрофилировании зданий иного назначения под здания ИК общего и строгого режимов, ИК особого режима для осужденных OOP, колоний-поселений допускается не предусматривать подводку горячей воды к умывальникам в общежитиях различного вида содержания, ПКТ, ШИЗО, одиночных камерах, карантинах, школах для осужденных, клубах, а также к умывальникам в ДИЗО в ВК и к умывальникам в уборных для АУП в административном здании. Свод Правил 308.1325800.2017 применяется при планировке и застройке территорий: исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных мужского пола; исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных женского пола; исправительных колоний строгого режима; исправительных колоний особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы; воспитательных колоний; колоний-поселений; единых помещений камерного типа.

Учреждение полагает, что данные нормы не подлежат применению при разрешении настоящего спора, так как настоящий свод правил распространяется на проектирование- строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений к исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений (пп.1). Свод правил введен в действие с 20.04.2018 (п. 1 приказа Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр).

Рабочая документация «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4» утверждена в 1994 году в соответствии с «Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России», в соответствии с п. 8.5. которой предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме в узлах управления каждого здания; в соответствии с пунктом 8.7 - система водоснабжения прокладывается за пределами камер в вертикальных штрабах в стенах со стороны коридора.

Объект капитального строительства «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4» 2012 году, построенный в рамках федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», введён в эксплуатацию 27.12.2012 (разрешение на ввод в эксплуатацию (RU 27501000-23 от 27.12.2012).

Проектирование и строительство объекта «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4» было произведено до введения в действие Свода правил и соответствовало, временным нормам проектирования следственных изоляторов МВД России, действовавшим в период проектирования и строительства данного объекта. Указанный проект прошёл государственную экспертизу, следовательно, соответствовал требованиям, предъявляемым к указанным зданиям, действующим в период проектирования.

Ввод данного объекта в эксплуатацию также подтверждает, что он соответствовал строительным нормам, предъявляемым к данному виду объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 8.5. рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме.

Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) - технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.

В соответствии с частью 2,1 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители, которым поставка горячей воды осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Теплоснабжающей организацией в п. Эльбан Амурского района Хабаровского края является ООО «ШелТЭК», оказывает услуги горячего водоснабжения.

Проектной документацией ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Хабаровскому краю не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячего водоснабжения в камеры содержания.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Администрация учреждения обращалась к Главе Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района по вопросу отсутствия горячего водоснабжения (обращение, ответ прилагается).

08 октября 2021 года после запуска системы отопления в камеры учреждения начали подавать горячую воду.

Горячая вода подается, согласно Государственному контракту, заключенному с ООО «Шелеховский теплоэнергетический комплекс». По поводу соответствия горячей воды СанПиНу, информация отсутствует.

Денежные средства на проверку качества горячей воды, отсутствуют. Согласно п.1.3 вышеуказанного контракта, «Тепловая энергия с теплоносителем поставляется Заказчику на его объект в виде горячей воды для: отопления и/или горячего водоснабжения». Также, согласно п.5.1 этого же контракта «Исполнитель обязан поддерживать параметры качества, надежности и т.д. предоставляемых услуг по настоящему договору в соответствии с условиями договора, а также требованиями нормативной документам соответствии с нормами действующего законодательства».

Из-за неоднократных жалоб на качество горячей воды, 25 ноября 2021 года в душевых комнатах снова подключили водонагреватели. В настоящее время помывка осужденных осуществляется путем нагрева холодной воды водонагревателями. Качество холодной соответствует СанПиНу. В тоже время, в камеры подается горячая вода из систем отопления.

Требование о выплате денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворению не подлежит, так как административным истцом не представлено каких-либо фактических обстоятельств допущенных нарушений; требуемая компенсация является чрезмерной и не отвечает принципам разумности и справедливости.

Администрация учреждения действовала в рамках правового поля и своих должностных обязанностей, действия администрации учреждения основаны на законе и подзаконных нормативно-правовых актах национального и международного права; нарушения прав и законных интересов осужденного не допущено. Просят в иске отказать в полном объеме (л.д.85-86).

Из письменных возражений ООО «Шелтэк» следует, что в соответствии с заключенным государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 24.03.2021 № 25Э/2021 ООО «Шелтэк» в адрес ФКУ ИК-6 осуществляет поставку тепловой энергии с теплоносителем для нужд отопления и горячего водоснабжения (пп.1.1, 1.3, 1.4 контракта).

В соответствии с п.1.6 контракта тепловая энергия с теплоносителем поставляется в исправительную колонию только в период отопительного сезона, установленного соответствующим муниципальным правовым актом органа местного самоуправления. В связи с указанным, поставка тепловой энергии, в том числе для нужд горячего водоснабжения, осуществляется только в период организации на территории Эльбанского городского поселения отопительного периода, связанного с запуском котельной, организацией выработки тепловой энергии от котельной и передачей ее по тепловым сетям поселения до потребителей, в том числе до ФКУ ИК-6.

В соответствии с преамбулой и п.1.5, п.2.1 контракта, ФКУ ИК-6 при организации соответствующей закупки у единственного поставщика (ООО «Шелтэк») в соответствии с требования ФЗ № 44-ФЗ в целях осуществления заключения указанного контракта, на момент оформления контракта не организовало потребление теплоносителя (горячего водоснабжения). При подписании контракта колонией не заявлялись количественные показатели, характеризующие потребление теплоносителя (горячего водоснабжения), т.е. колонией потребление теплоносителя (горячего водоснабжения) не планировалось.

Таким образом, в пределах срока оказания услуг по контракту (с 01.01.2021 по 31.12.2023), ООО «Шелтэк» в адрес колонии организовывает поставку тепловой энергии с теплоносителем (горячим водоснабжением) только в соответствующие месяцы отопительного сезона, кроме того, для нужд горячего водоснабжения - в соответствии с необходимыми потребностями колонии, которые стали определяться колонией не в соответствии с заключенным контрактом, а в соответствии с организацией колонией коммерческого учета потребления услуги тепловая энергия с теплоносителем посредством установки прибора учета. Установка прибора учета колонией и организовала определение количественных показателей в кубических метрах потребления теплоносителя на нужды горячего водоснабжения.

В 2020 году, в 2021 году до октября месяца, ООО «Шелтэк» не выставляло колонии потребление теплоносителя (горячего водоснабжения), поскольку отсутствовали основания, так как по действующему контракту колонией не заявлялось потребление и узел учета (прибор учета) у колонии отсутствовал. Таким образом, до октября 2021 года ООО «Шелтэк» не может пояснить расходовалась ли тепловая энергия, путем забора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения колонией или нет. С октября 2021 года, т.е. с момента организации колонией коммерческого учета тепловой энергии с теплоносителем (горячим водоснабжением) путем установки прибора, колонией подтверждаются количественные показатели потребления теплоносителя (горячего водоснабжения) из системы теплоснабжения ООО «Шелтэк». В октябре 2021 года ФКУ ИК-6 потреблено 393, 8 куб.м, теплоносителя, в ноябре 2021 года - 401,4 куб.м.

В соответствии с п.1.7 контракта, приложением №1 к контракту отпуск тепловой энергии с теплоносителем осуществляется лишь до границы балансовой принадлежности тепловых сетей ООО «Шелтэк» и ФКУ ИК-6, которая определена в приложении схематично чертой, обозначает следующее: распределение тепловой энергии с теплоносителем по сетям, принадлежащим ФКУ ИК-6, в том числе и для нужд горячего водоснабжения, а также организация самих сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения по колонии, по ее территории, ООО «Шелтэк» не известна. Кроме того, ООО «Шелтэк» не известна и природа определения колонией «конечного потребителя для нужд горячего водоснабжения», т.е. являются ли указанными лицами осужденные, ООО «Шелтэк» не известно, поскольку для ООО «Шелтэк» потребителем является колония как юридическое лицо (л.д.127-129).

Из письменных возражений Министерства финансов Хабаровского края следует, что Министерств финансов Хабаровского края не является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, не является главным распорядителем средств федерального бюджета, полномочий на представление интересов и казны Российской Федерации не имеет. Считает себя ненадлежащим ответчиком (л.д.62-65,76-79).

Из представленных письменных доказательств, из обстоятельств, изложенных административным истцом в заявлении, административными ответчиками и заинтересованными лицами в возражениях, следует, что фактически ФКУ ИК-6 доказательств в подтверждение наличия на территории колонии разводной системы горячего водоснабжения, обеспечивающей горячее водоснабжение для осужденных, в том числе административного истца, и присоединенной технически к системе теплоснабжения ООО «Шелтэк», не представило. Исправительное учреждение безосновательно заявляет в суде об использовании теплоносителя из открытой системы теплоснабжения ООО «Шелтэк» для нужд горячего водоснабжения осужденных, находящихся в камерах колонии.

В соответствии с заключенным и действующим контрактом, ООО «Шелтэк» обязано для ФКУ ИК-6 поставить тепловую энергию с теплоносителем (п.1.1, 1.8) до границы раздела сетей. Пунктом 1.4.1 контракта определены показатели тепловой энергии только по количеству, а согласно Приложению №3 тепловая энергия в точке поставке должна лишь соответствовать определенной температуре относительно температуры наружного воздуха. Иные параметры, определяющие качество тепловой энергии контрактом не предусмотрены, они не определены и в соответствии с действующим законодательством относительно тепловой энергии, расходуемой из открытой системы теплоснабжения на нужды горячего водоснабжения не предусмотрены, в том числе Законом о теплоснабжении ФЗ № 190-ФЗ.

Ссылка ФКУ ИК-6 на п.5.1.1 контракта ошибочна, поскольку указанный пункт не определяет отдельных показателей относительно качества теплоносителя для нужд горячего водоснабжения.

В связи с определением колонией теплоносителя для нужд и горячего водоснабжения в камерах, поставка теплоносителя для нужд горячего водоснабжения в камерах и отвечающая требованиям качества по горячему водоснабжению должна быть организована колонией самостоятельно в соответствии с действующим законодательством о водоснабжении, нормы которого определены в том числе ФЗ № 416-ФЗ.

Таким образом, отношения, связанные с организацией горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), относительно качества и безопасности горячей воды, государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 24 марта 2021 года № 25Э/2021 сторонами не регулировались, поскольку указанное прямо противоречит п. 2 ст. 1 ФЗ № 190-ФЗ («п.2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды»).

ООО «Шелтэк» перед ФКУ ИК-6, в том числе перед осужденными, отбывающими наказание на территории ФКУ ИК-6 не несет ответственности за качество и безопасность теплоносителя (горячей воды), потребленной колонией из открытой системы теплоснабжения.

Заслушав административного истца и представителя административных ответчиков и заинтересованного лица УФСИН России по Хабаровскому краю; исследовав материалы дела и представленные доказательства; оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 № 1024-О).

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 11 статьи 266 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого в силу статьи 43 Уголовного кодекса Российской Федерации состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (статья 71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.

Условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, характеризуются повышенной степенью ограничений. Наиболее серьезным ограничением является ограничение свободы перемещения внутри исправительных учреждений. Осужденные содержатся изолированно от других категорий осужденных в запираемых помещениях и находятся под повышенным контролем и надзором.

Установленные нормами УИК РФ ограничения прав лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, вытекают из условий отбывания такого наказания.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд Российской Федерации, устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии с частью 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных, не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Положениями статей 126-127 УИК РФ определены условия содержания осужденных в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

В соответствии со статьей 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждении, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации - такие Правила утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 года № 295 (далее - Правила). Правила регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусматриваются как меры уголовного наказания с различным комплексом ограничений, соответствующих тяжести наказания, так и порядок отбывания этого наказания. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый для осужденных, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также от его поведения в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 № 480-О-О).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сашков А.В. осужден к пожизненному лишению свободы; по прибытию в ФКУ ИК-6 для дальнейшего отбывания наказания, и в период отбывания наказания, осужденный Сашков А.В. ознакомлен с нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок и условия отбывания наказания.

Разрешая требования административного истца об отсутствии горячего водоснабжения, суд приходит к следующему.

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 14.01.2021, вступившим в законную силу 02.06.2021, с учетом апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 02.06.2021, административное исковое заявление исполняющего обязанности Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о понуждении к совершению действий, удовлетворено. Указанным решением постановлено возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 6 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управление федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральную службу исполнения наказаний России в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований ст. 99, ч.3 ст. 101 УИК РФ, ст.ст. 1,8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечив горячим водоснабжением жилые камеры ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, предназначенные для размещения осужденных к пожизненному лишению свободы (л.д.54-60).

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 24.03.2021, вступившим в законную силу 21.07.2021, исковые требования Сашкова А.В. удовлетворены частично. Указанным решением постановлено: признать незаконными и нарушающим права осужденногоСашкова Александра Васильевича действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в не обеспечении горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание Сашков Александр Васильевич; обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю устранить нарушение прав административного истца в части обеспечения горячим водоснабжением в камере, где Сашков Александр Васильевич отбывает наказание; взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Сашкова Александра Васильевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 5000,00 (пять тысяч) рублей; взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Сашкова Александра Васильевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 (триста) рублей. В остальной части иска отказано (л.д.12-27).

Административный истец указывает, что допущенное административным ответчиком нарушение до настоящего времени не устранено, в камере, где он отбывает наказание, горячей воды нет. 14.10.2021 в учреждении подали проводную горячую воду в камеры, но горячая вода не пригодна к употреблению.

Административный ответчик ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю указывает, что 25 ноября 2021 г. в душевых комнатах снова подключили водонагреватели. В настоящее время помывка осужденных осуществляется путем нагрева холодной воды водонагревателями. Качество холодной соответствует СанПиНу. В тоже время, в камеры подается горячая вода из систем отопления, в связи с использованием теплоносителя из открытой системы теплоснабжения ООО «Шелтэк» для нужд горячего водоснабжения осужденных, находящихся в камерах колонии.

Заинтересованное лицо ООО «Шелтэк» указывает, что перед ФКУ ИК-6, в том числе перед осужденными, отбывающими наказание на территории ФКУ ИК-6 не несет ответственности за качество и безопасность теплоносителя (горячей воды), потребленной колонией из открытой системы теплоснабжения. Поставка теплоносителя для нужд горячего водоснабжения в камерах и отвечающая требованиям качества по горячему водоснабжению должна быть организована колонией самостоятельно в соответствии с действующим законодательством о водоснабжении, нормы которого определены, в том числе ФЗ № 416-ФЗ. В рамках ФЗ № 416- ФЗ поставка услуг по водоснабжению ООО «Шелтэк» в адрес ФКУ ИК-6 не осуществляется.

В соответствии с заключенным и действующим контрактом, ООО «Шелтэк» обязано для ФКУ ИК-6 поставить тепловую энергию с теплоносителем (п.1.1, 1.8) до границы раздела сетей. Пунктом 1.4.1 контракта определены показатели тепловой энергии только по количеству, а согласно Приложению №3 тепловая энергия в точке поставке должна лишь соответствовать определенной температуре относительно температуры наружного воздуха. Иные параметры, определяющие качество тепловой энергии контрактом не предусмотрены, поскольку они не определены и в соответствии с действующим законодательством относительно тепловой энергии, расходуемой из открытой системы теплоснабжения на нужды горячего водоснабжения (не предусмотрены законом о теплоснабжении ФЗ № 190-ФЗ).

Отношения, связанные с организацией горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), относительно качества и безопасности горячей воды, государственным контрактом на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 24.03.2021 № 25Э/2021 сторонами не регулировались, поскольку указанное прямо противоречит п.2 ст. 1 ФЗ № 190-ФЗ («п.2. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.») (л.д.131-136).

Как установлено судом, 29 июня 2020 года в ходе проведенной специализированной прокуратурой проверки установлено, что в камерах ФКУ ИК-6, где отбывают наказание осужденные, отсутствует горячее водоснабжение.

По данному факту выявленных нарушений уголовно-исполнительного законодательства Комсомольским-на-Амуре прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 31 августа 2018 года начальнику ФКУ ИК-6 в порядке статей 24 и 33 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" вносилось представление N 5-8-2018 (л.д. 47-оборот-48).

Служебной проверкой, проведенной по указанному представлению прокурора, установлено, что газовая котельная, предназначенная для обеспечения ФКУ ИК-6 горячей водой и принятая в эксплуатацию в 2012 года, фактически до настоящего момента находится в нерабочем состоянии (работы по запуску этой котельной не завершены). Сотрудник, который допустил нарушения при приеме газовой котельной в эксплуатацию, уволен, в связи с чем возможность привлечения его к дисциплинарной ответственности отсутствует. Использование горячей воды, подаваемой с котельной рп. Эльбан в отопительный период, для помывки осужденных невозможно, поскольку поступающая горячая вода не отвечает установленным санитарным нормам и предназначена только для технических нужд. Помывка осужденных осуществляется в душевых два раза в неделю горячей водой, нагретой в электрических бойлерах емкостью 80 литров. В настоящее время администрацией учреждения ведется работа по поиску организации по запуску котельной в работу (л.д.49-50).

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» администрация учреждения обязана обеспечивать режим содержания осужденных».

В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу статей 1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статье 3 указанного Закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В соответствии с пунктом 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

В соответствии с пунктом 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиямСП 30.13330,СП 31.13330,СП 32.13330,СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно пункту 19.2.5 подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе из пояснений сторон, отраженных в письменных отзывах (возражениях), Сашков А.В. осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием в ИК особого режима, прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю для дальнейшего отбывания наказания и отбывает наказание в указанном исправительном учреждении по настоящее время.

На момент начала постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, система водоснабжения и канализации были спроектированы в соответствии с «Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России», горячая вода подается только на хозяйственно-бытовые нужды объекта от сетей теплоснабжения. Исправительное учреждение находится в посёлке Эльбан Амурского района Хабаровского края, где услуги по обеспечению граждан холодным водоснабжением осуществляется ООО «Водоснабжение» и сезонным отоплением - ООО «Шел ТЭК», услуг по горячему водоснабжению ни одна из организаций в посёлке Эльбан Амурского района Хабаровского края не предоставляет.

Помывка осужденных осуществляется в душевых горячей водой, нагретой в электрических водонагревателях накопительного типа.

Согласно проекту реконструкции подведение холодной и горячей воды предусматривается к дополнительно устанавливаемым санитарным приборам в душевых (с I по 4 этажи) и к накопительным электрическим водонагревателям (в комнатах хранения и мытья посуды на 1-4 этажах).

Проектной документацией не предусмотрено горячее водоснабжения в камерах, где осужденные отбывают наказание.

Горячее водоснабжение в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники.

Вышеизложенные факты административным истцом не опровергнуты, и, кроме того установлены вышеуказанными вступившими в законную силу решениями суда.

Доводы ответной стороны о том, что в соответствии с проектом и рабочей документацией здания ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю подведение горячего водоснабжения в каждую камеру, где содержатся осужденные, не предусмотрено, а проекты на строительство прошли государственную экспертизу и соответствовали требованиям, предъявляемым к указанным зданиям, действующим в период проектирования; о том, что ни один нормативный акт не обязывает учреждение обеспечить горячим водоснабжением, в данном случае административного истца, в камере, где он отбывает наказание, судом не принимаются в связи с вышеизложенными требованиями закона, подлежащих применению в спорных правоотношениях.

Кроме того, приказом Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).

Согласно пункту 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

В соответствии с подпунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1454/пр от 20.10.2017, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Согласно Уставу ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет ФСИН России (п. 1.2). Предметом и целями учреждения являются, в том числе, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 2.1). Управление учреждением осуществляет ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю и руководство учреждения (п. 4.1.) При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательству несут ФСИН России и УФСИН России по Хабаровскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.12).

Согласно пп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

В силу ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

Согласно пунктам 14, 15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, утвержденного Приказом ФСИН РФ от 11.06.2015 N 518, в компетенцию УФСИН России по Хабаровскому краю входит: создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов; обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

Доводы ответчиков о том, что объект капитального строительства «Режимный корпус на 800 человек в учреждении ИЗ-22/4», введен в эксплуатацию 27.12.2012, а проектирование и строительства данного объекта произведено до введения в действие Свода правил, суд не принимает во внимание, поскольку проектной документацией до принятия Свода правил было предусмотрено горячее водоснабжение.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.

Выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения гуманных условий для отбывания наказания и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам. Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В решении Европейского Суда по правам человека, в частности в Постановлении от 25 ноября 2010 года «Дело «К.Р. против Российской Федерации», указано, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей.

Европейский Суд ранее указывал, что власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

Таким образом, судом достоверно установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора горячее водоснабжение зданий и сооружений ФКУ ИК-6 обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических бойлерах накопительного типа; в посёлке Эльбан Амурского района Хабаровского края централизованного горячего водоснабжения не существует; в камере исправительного учреждения, где отбывает наказание Сашков А.В., горячей воды, отвечающей требованиям безопасности, пригодной для удовлетворения бытовых нужд, нет, что в силу вышеизложенных требований закона является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении, следовательно, действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России Хабаровскому краю, выразившиеся в не обеспечении горячим водоснабжением в камере, где административный истец отбывает наказание, обосновано и подлежит удовлетворению, за период, возникший после вынесения решения от 24 марта 2021 года.

Нарушенное право истца в данной части подлежит восстановлению путем признания такого нарушения, понуждения ответчика к устранению такого нарушения, в течение 1 (одного) года с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Оснований для понуждения ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обеспечить камеру, в которой Сашков А.В., отбывает наказание, водонагревательными приборами, как того просит административный истец, не имеется, поскольку исправительное учреждение самостоятельно определяет способы и методы устранения установленного нарушения, связанные, в том числе с организационно-правовой формой учреждения и порядком его финансирования ФСИН России и его территориальными органами.

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд исходит из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; при определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.

Каких-либо негативных последствий, связанных с вышеуказанным допущенным исправительным учреждением нарушением, судом не установлено (доказательств обратного суду не представлено).

В обоснование данного требования административный истец сослался только лишь на длительное претерпевание им неудобств, связанных с отсутствием горячей воды, в том числе в отопительный сезон при обеспечении горячей водой ненадлежащего качества.

Следует отметить, что в пос. Эльбан Амурского района Хабаровского края отсутствует централизованное горячее водоснабжение, а обеспечить каждую камеру отдельными водонагревательными приборами у ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю финансовой возможности не имеется; при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в исправительном учреждении имеются электрические водонагреватели, используемые для помывки осужденных, что административным истцом не оспорено.

Как установлено судом, при помывке в бане административный истец пользуется горячей водой, для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ИУ имеется прачечная, помывочное помещение оборудовано в соответствие с вышеизложенными нормативными актами. В данной части нарушений прав административного истца не установлено.

Учитывая вышеизложенное, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере 4500,00 руб.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, исковые требования Сашкова А.В. подлежат удовлетворению частично, а именно, необходимо признать незаконными и нарушающим права осужденногоСашкова А.В. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в не обеспечении горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание Сашков А.В., за период с 24 марта 2021 года по настоящее время; обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю устранить нарушение прав истца в части обеспечения горячим водоснабжением в камере, где Сашков А.В. отбывает наказание – в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу; взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России в пользу Сашкова А.В. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4500,00 (пять тысяч) руб. В остальной части иска надлежит отказать.

Решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При подаче административного иска Сашков А.В. оплатил государственную пошлину в размере 300,00 (триста) рублей, что подтверждается платежным поручением № 735135 от 08.11.2021 (л.д.8).

На основании положений статьи 114 КАС РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Российской Федерации, в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России, за счет средств казны РФ, в пользу Сашкова А.В. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 (триста) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 182, 227, 227.1, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сашкова А. В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении действия (бездействия), о понуждении к устранению нарушений, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении удовлетворить частично.

Признать незаконными и нарушающим права Сашкова А.В. действия (бездействие) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в не обеспечении горячим водоснабжением в камере, где отбывает наказание Сашков А. В., за период с 24 марта 2021 года по настоящее время.

Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, в срок в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу, устранить нарушение прав административного истца в части обеспечения горячим водоснабжением в камере, где Сашков А. В. отбывает наказание.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Сашкова Александра Васильевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4500,00 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Сашкова А. В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 (триста) рублей.

В остальной части иска отказать.

Копию решения в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Хасанова

Решение в окончательной форме принято 29 декабря 2021 года

(выходные дни: 25 декабря 2021 года, 26 декабря 2021 года).

Судья Н.В. Хасанова

2а-1498/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сашков Александр Васильевич
Ответчики
Министерство финансов по Хабаровскому краю
ФСИН России
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
Другие
УФСИН России по Хабаровскому краю
ООО "ШелТЭК"
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Хасанова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
amursky.hbr.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация административного искового заявления
16.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2021Рассмотрение дела начато с начала
06.12.2021Подготовка дела (собеседование)
06.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее