Решение по делу № 11-15/2022 от 13.05.2022

Дело № 2-5/2022

Мировой судья судебного участка № 1 Таштагольского городского судебного района

Апелляционное дело № 11–15/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Таштагол                              9 июня 2022 г.

Таштагольский городской суд Кемеровской области

В составе судьи                             Хайкара Н.В.

при секретаре                                 Логиновой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Новокузнецка на решение мирового судьи судебного участка Таштагольского городского судебного района Кемеровской области – Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Новокузнецка к Плотникову Д. Ю. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,

                    УСТАНОВИЛ:

Истец Государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Новокузнецка (далее ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка) обратилось в суд с исковым заявлением к Плотникову Д.Ю. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в размере 16625,32 рублей.

Требования мотивированы тем, что Плотников Д.Ю. обратился в ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка с целью подбора подходящей работы через портал «Работа в России». Заявление было подано ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», граждане в период угрозы распространения новой короновирусной инфекции обращаются в учреждения службы занятости в дистанционной форме. На момент подачи заявления Плотниковым Д.Ю., он не имел регистрацию по указанному им в заявлении адресу: <адрес> Место регистрации Плотникова Д.Ю. на момент постановки на учет в качестве безработного в паспорте указано: <адрес>. В инструкции по заполнению заявления было указано, что место жительства указывается согласно отметки в паспорте. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата пособия по безработице производится только гражданину, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по его месту жительства. Плотников Д.Ю. указал недостоверную информацию о регистрации по месту жительства и данный факт расценивается в рамках закона о занятости как незаконное получение пособия по безработице. Поскольку заявления принимаются в электронной форме и перерегистрация ведется только дистанционно, вся ответственность за предоставленную в заявлении информацию лежит на гражданине. ДД.ММ.ГГГГ был вынесен приказ П100/2011 об исключении из начислений пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 месяца 2 дня. За указанный период Плотников Д.Ю. незаконно получил пособие по безработице в сумме 16 625,32 руб. Добровольно задолженность им не погашена.

Решением мирового судьи судебного участка Таштагольского городского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Государственному казенному учреждению Центр занятости населения города Новокузнецка отказано.

В апелляционной жалобе истец ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка просил решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указал, что постановка граждан на регистрационный учет с последующим присвоением статуса безработного и назначением пособия по безработице в соответствии с законодательством о занятости населения осуществляется в центре занятости населения по месту постоянной прописки, подтвержденной документом с отметкой о регистрационном учете по месту жительства. В связи с тем, что перерегистрация, включая обращение ответчика проходила дистанционно, паспорт ответчика специалисты центра занятости видеть не могли, поэтому, ответственность о предоставленной в заявлении информации лежит на гражданине. Паспорт Плотников Д.Ю. предоставил только в центр занятости ДД.ММ.ГГГГ посредством электронного предоставления документов, из которого стало известно, что он указал недостоверную информацию о своем месте жительства, так как в паспорте указан адрес: <адрес>.

В судебное заседание при апелляционном рассмотрении дела истец ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка, ответчик Плотников Д.Ю., представитель третьего лица <данные изъяты> не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Определив рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ ).

В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказом ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ Плотников Д.Ю. признан безработным, ему назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При подаче ДД.ММ.ГГГГ в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, Плотниковым Д.Ю. представлены сведения о регистрации по месту пребывания: <адрес> <адрес>, что усматривается из поданного им заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, а также карточки персонального учета на имя Плотникова Д.Ю.

Приказом ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ Плотников Д.Ю, исключен из начисления пособий по безработице на 3 месяца 2 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказами ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Плотникова Д.Ю. прекращена выплата пособия по безработице, он был снят с учета в качестве безработного.

Кроме того, согласно ответа ГКУ ЦЗН г. Таштагола Плотников Д.Ю. с заявлением с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработного в ГКУ ЦЗН г. Таштагола не обращался.

Разрешая спор, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (действующих на момент подачи заявления), Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», суд первой инстанций установил обоснованность обращения ответчика с заявлением о постановке на учет в качестве безработной с выплатой пособия по безработице в Центр занятости по месту своего жительства с указанием места пребывания, что подтверждает место жительства ответчика.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчик имел право быть поставленным на регистрационный учет в качестве безработного на территории г. Новокузнецка и соответственно имел право на получение пособия, в связи с чем, правовых оснований для взыскания с Плотникова Д.Ю. полученных денежных средств в размере 16625,32 рублей в качестве безработного не имеется.

Оснований не согласиться с данными выводами суд не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у суда сомнений в их законности и обоснованности.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан (ч. 2 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Порядок регистрации безработных граждан в настоящее время регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила) (Правила регистрации безработных граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно п. 3 Правил регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В п.п. 4, 5 Правил постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала.

Гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы (далее - резюме) в форме электронного документа.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

По общим правилам гражданского законодательства местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу вышеприведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет при предъявлении пакета необходимых документов органам занятости населения по месту его жительства, которое определяется местом преимущественного проживания, что согласуется с положением статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Так, Плотников Д.Ю. при заполнении заявления в целях регистрации в качестве безработного в личном кабинете на портале «Работа в России» подал заявление по месту своего жительства: <адрес> <адрес>. При этом, Плотников Д.Ю. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, однако данный адрес местом его жительства на момент подачи заявления для признания его безработным не являлся.

Так, само по себе указание Плотниковым Д.Ю. сведений о месте своего жительства, не исключающих фактического проживания по адресу: <адрес> в заявлении по утвержденной форме, которыми центр занятости располагал, на момент принятия заявления ДД.ММ.ГГГГ, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытка получения пособия по безработице обманным путем, в силу достоверности таких сведений и отнесения ответчика к категории безработных граждан, имеющих право на получение пособия по безработице.

Отсутствие временной регистрации ответчика месту фактического жительства, а также отсутствие установленного в судебном порядке факта проживания по адресу места жительства не может свидетельствовать о наличии в его действиях недобросовестности и о наличии умысла на получение пособия по безработице обманным путем, которое бы ему не причиталось.

При том, что в спорный период ответчик нигде не работал и право на получение пособия имел, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.

Довод апелляционной жалобы о том, что место жительства гражданина Российской Федерации определяется исключительно адресом регистрации, указанным в паспорте гражданина, основан на неверном толковании действующего законодательства автором жалобы.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Такая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку такая регистрация может не совпадать с фактическим местом жительства лица.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда в обжалуемой части не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и выводов суда об обстоятельствах, имеющих значение для дела, установленных судом, а также основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, что в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может служить основанием для отмены решения суда.

Процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 330 ГПК РФ, суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Таштагольского городского судебного района Кемеровской области – Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Новокузнецка – без удовлетворения.

Судья                                     Н.В. Хайкара

11-15/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
ГКУ ЦЗН г. Новокузнецка
Ответчики
Плотников Денис Юрьевич
Другие
Клюева Ольга Ивановна
ГКУ Центр занятости населения г.Таштагола
Суд
Таштагольский городской суд Кемеровской области
Судья
Хайкара Н.В.
Дело на сайте суда
tashtagolsky.kmr.sudrf.ru
13.05.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
16.05.2022Передача материалов дела судье
16.05.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
09.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2022Дело оформлено
15.06.2022Дело отправлено мировому судье
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее